Основные направления совершенствования внутрифирменного планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования. 5
1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием 5
1.2. Предмет и метод внутрифирменного планирования 9
1.3. Принципы и методы внутрифирменного планирования. 14
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования. 23
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования. 23
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования. 28
Заключение. 32
Список используемой литературы.. 34

Файлы: 1 файл

экономика организаций 222.docx

— 78.64 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение.                                                                                                                 3

Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования.                  5

1.1. Роль и значение  внутрифирменного планирования  в управлении предприятием                                                                                                           5

1.2. Предмет и метод внутрифирменного планирования                                    9

1.3. Принципы и методы внутрифирменного планирования.                           14

Глава 2. Основные виды и инструменты  внутрифирменного планирования. 23

2.1. Основные виды внутрифирменного  планирования.                                   23

2.2. Бизнес-план как основной  инструмент совершенствования                                    внутрифирменного планирования.                                                                      28

Заключение.                                                                                                           32

Список используемой литературы..                                                                    34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и  рыночного спроса.

Сущность внутрифирменного планирования проявляется в конкретизации  целей развития всего предприятия, каждого подразделения в отдельности  на установленный период времени, определении  хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых  для решения поставленных задач.

Планирование призвано обеспечить взаимодействие между отдельными структурными подразделениями предприятия, включая  всю технологическую цепочку: научные  исследования и разработки, организацию  производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование  потребительского спроса, анализ и  оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.

Все это говорит о необходимости  проведения научных исследований, связанных  с разработкой направлений и  методов совершенствования внутрифирменного планирования с учетом особенностей развития и управления экономикой региона.

Наиболее существенный вклад  в развитие теории и практики внутрифирменного планирования внесли отечественные  ученые М.М. Алексеева, И.Э. Берзинь, М.И. Булгаков, Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, В.П. Грузинов, В.Д. Камаев, Г.Я. Киперман, A.M. Ковалевский, Н.Д. Кондратьев, Г.А. Краюхин, Н.П. Лебединский, Л.Е. Стариков, Э.А. Уткин и др., а также зарубежные специалисты Р. Акофф, И. Ансофф, К. Боумэн, П. Друкер, Б. Карлоф, У. Кинг, Ф. Котлер, М. Мескон, Т. Питере, М. Портер и др.

Объект исследования: исследование системы внутрифирменного планирования деятельности предприятий.

Предмет исследования: организационно-экономические отношения субъектов хозяйствования, складывающиеся в процессе внутрифирменного планирования.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий. 

В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:

- определить роль и  значение внутрифирменного планирования  в управлении предприятием;

- рассмотреть принципы  и методы планирования;

- охарактеризовать основные  виды внутрифирменного планирования;  

- исследовать бизнес-план  как основной инструмент совершенствования  внутрифирменного планирования.

Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам рыночной экономики, теории организации внутрифирменного планирования, общего и стратегического менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и содержание внутрифирменного планирования

 

1.1. Роль и значение  внутрифирменного планирования  в управлении предприятием

 

В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих  товарах и получение наибольшего  дохода, огромное значение приобретает  внутрифирменное планирование. В  ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических  методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:

– научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;

– выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;

– выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;

- распределения и потребления,  которые при полном использовании  ограниченных производственных  ресурсов могут привести к  достижению прогнозируемых в  будущем качественных и количественных  результатов. [4, С.123] 

Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах  и действиях путем сравнительной  оценки альтернатив в ожидаемых  условиях составляет сущность планирования бизнеса.

 

Внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:

- стратегию и тактику  деятельности фирмы;

- прогноз развития внешнего  окружения; 

- цели функционирования;

- другие системообразующие  факторы. [2, С.16.]

Если долгосрочное планирование  призвано  определить  общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач,  то  разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы  на  фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие  планы  дополняют, развивают и корректируют перспективные направления  развития с учетом конкретной  обстановки.

Процесс планирования направлен  на оптимальное соотношение между  производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения  предприятиями.

План включает в себя модель будущего, цели деятельности с указанием  их приоритетности, систему средств, действий и мер, направленных на достижение поставленных целей и задач, а  также требуемые для выполнения плана трудовые, материально-технические  и финансовые ресурсы.

Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых  расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих  целей производственно-хозяйственной  и сбытовой деятельности предприятия  в определенные плановые периоды  времени.

Практическое значение системы  внутрифирменного планирования состоит  в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и  заканчивая сбытом готовой продукции.

В процессе планирования, принимаются  решения:

- о миссии и целях  организации;

- о состоянии внешней  среды и ее влиянии на будущее  организации;

- о стратегии и тактике  достижения поставленных целей;

- о бюджете организации;

- о выборе инвестиционных  проектов;

-о целевых рыночных  сегментах и позиционировании  товаров или услуг на целевых  рынках;

- о стратегии ценообразования;

- о каналах сбыта и  распределения продукции;

- о разработке новых  видов товаров и услуг;

- о способах проведения  рекламных кампаний.

Планирование как вид  управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

- всегда представляет  собой предварительное принятие  решений, направленных на достижение  требуемых результатов в перспективе; 

- должно быть гибким  и способным адаптироваться к  постоянным изменениям самого  объекта управления, изменением  внешней среды, т.е. процесс  планирования – процесс итерационный;

- направлено на достижение  желаемого состояния объекта  хозяйствования, предполагает предотвращение  ошибочных действий и сокращение  неиспользованных возможностей;

- роль заключается не  в предсказании будущего состояния  объекта и не в пассивном  приспособлении к изменениям, а  в активном преобразовании объекта  планирования. [8, C.34]

Основными инструментами  процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные планы, предоставляемые каждым структурным  подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в  итоге составляющие единый план развития всего предприятия.

Такими инструментами  могут считаться:

− план сбыта – устанавливается  на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных  видов рынков и сегментов;

− план производства – рассчитывается по исходным данным плана сбыта;

− план создания производственных мощностей;

− план инвестиционной деятельности;

− план по персоналу;

− план материально-технического снабжения;

− план материальных запасов;

− финансовый план;

− план ликвидностей;

− план по рекламе;

− плановый баланс – представляет собой данные сравнения экономико-финансового  состояния предприятия с его  обязательствами;

− план результатов –  содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;

− план по экологии.

Процесс планирования в целом  состоит из ряда этапов, следующих  друг за другом. [7, С.647-650]

На первом этапе фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и обработку информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

На втором этапе устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда этот этап предшествует анализу среды.

На третьем этапе проводится стратегический анализ, в процессе которого сравниваются цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяется допустимый разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

На четвертом этапе производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

В процессе реализации пятого этапа подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап представляет собой среднесрочное планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы и программы.

На основе стратегического  плана и результатов среднесрочного планирования на седьмом этапе фирма разрабатывает годичные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно  учесть  по  возможности все внутренние и внешние  факторы,  обеспечивающие  благоприятные условия для нормального функционирования и развития  предприятий, входящих в фирму.

Оно предусматривает разработку комплекса  мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.

1.2. Предмет и  метод внутрифирменного планирования.

Планирование служит началом  всякой целенаправленной экономической  деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса. Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека [32. С. 18]. Внутрифирменное планирование - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирование внутрифирменной, или производственной, деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.

Информация о работе Основные направления совершенствования внутрифирменного планирования на предприятии