Основные направления совершенствования внутрифирменного планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования. 5
1.1. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием 5
1.2. Предмет и метод внутрифирменного планирования 9
1.3. Принципы и методы внутрифирменного планирования. 14
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования. 23
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования. 23
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования. 28
Заключение. 32
Список используемой литературы.. 34

Файлы: 1 файл

экономика организаций 222.docx

— 78.64 Кб (Скачать файл)

Непрерывность планирования вытекает из необходимости ориентироваться на долговременные цели и интересы предприятия. Этот принцип предполагает ведущую роль перспективных планов, определяющих параметры текущих планов, правильное сочетание первых и вторых, внесения поправок в планы в зависимости от изменения ситуации на рынке продуктов и услуг и состояния ресурсов предприятия. Именно текущие планы помогают вносить коррективы в ход достижения перспективных целей.

Принцип обоснованности планов реализуется через применение определенных методов планирования и их сочетания  в зависимости от предмета планирования.

Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются  в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов. В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный - на анализе и обобщении опытных данных, нормативный - на применении исходных нормативов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия и его подразделений [3. С. 115]: организационных структур управления, повышения эффективности всех видов деятельности.

Методы планирования предполагают экономическое обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде. В самом общем случае выбор методов планирования определяется рядом факторов: сложностью самого планируемого показателя и его взаимосвязей; протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются); обеспеченностью исходной информацией, организационно-техническими возможностями ее получения, обработки и использования в плановых расчетах.

В процессе анализа деятельности предприятия очень важно постоянно  наблюдать за состоянием региональных рынков, формированием рыночного  спроса на различные виды продуктов  и услуг. Информационной базой экономического анализа являются данные статистической отчетности предприятия; бухгалтерского учета, постоянного внутреннего  оперативного учета состояния технических  средств, запасов, данных выборочного  учета, единовременных обследований, периодических  специальных мероприятий в виде опросов населения.

В качестве основных методов  планирования деятельности предприятия  используются программно-целевой метод, балансовый метод, метод нормативных технико-экономических расчетов.

Программно-целевой  метод целесообразно использовать при разработке сложных научно-технических, экологических программ, программ финансового оздоровления предприятия и других, исходя из стратегических целей развития предприятия.

Балансовый метод играет ведущую роль в планировании, что обусловлено необходимостью увязки потребностей и ресурсов предприятия, исходя из выбранных приоритетов. Применение этого метода выражается в составлении различных видов балансов (бюджетов) предприятия.

Бюджеты являются важным инструментов в системе планирования. В самом  общем виде бюджет предприятия представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и  конечных результатов, затрат и объема продукции. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Бюджеты должны охватывать все стороны деятельности предприятия, они могут быть составлены детально или по укрупненным позициям. Продолжительность  периода, на который рассчитан бюджет, зависит от конкретных задач и  сроков планирования.

Другим важным инструментом внутрифирменного планирования является метод планирования, основанный на системе норм и нормативов. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Внедрение на анализируемом предприятии нормативного метода позволит существенно сократить затраты на производство, снизить себестоимость продукции и, соответственно, увеличить доходы предприятия.

Нормы и нормативы устанавливаются  либо федеральными органами управления (например, нормы амортизации, естественной убыли материалов, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, командировочных расходов и др.), либо органами исполнительной власти субъектов Федерации (ставки арендной платы на землю, налога на имущество, тарифы за электроэнергию, коммунальные услуги и др.).

Нормы и нормативы могут  разрабатываться и устанавливаться  самими предприятиями путем изучения передового опыта в целях рационализации затрат. При этом предполагается, что  нормативы хозяйственной деятельности должны ориентировать предприятия  на использование более прогрессивных  технологий и эффективного менеджмента. Но в рыночных условиях к этому  их более всего побуждает конкурентная борьба. Предприятия сами устанавливают  нормативы затрат сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции или оказываемых услуг, накладных расходов, отчислений на ремонт основных фондов и пр.

Кроме перечисленных методов  в планировании могут использоваться экономико-математические методы.

Таким образом, практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия основана на описанных выше методах планирования. Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждое предприятие должно тщательно планировать на перспективу пути и способы развития собственных производственных возможностей и потребностей рынка как минимум на 2-3 года.

Любые просчеты при этом грозят убытками и даже разорением. Любое предприятие должно увязывать  свою производственно-хозяйственную  деятельность с задачами социально-экономического развития региона и страны в целом, налоговой системой и кредитной  ситуацией, положением на рынке и  намерениями конкурентов, ситуацией  за пределами предприятия.

Для решения этих задач  специалисты по стратегическому  менеджменту рекомендуют прибегать  к хорошо зарекомендовавшему себя методам SWOT-АНАЛИЗА, PEST-анализа, матрицы отбора стратегий и пр.

 

Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования 

 

2.1. Основные виды  внутрифирменного планирования

 

Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед  собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней) (см. приложение 3): 

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения  конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие  может включаться во все виды планов.

Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и  материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение  персонала по объемам, связанным  с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с этим каждый вид  планирования имеет характерные  отличия. Они заключаются главным  образом в:

- точности устанавливаемого  интервала планирования;

- степени интеграции и  дифференциации, а также количестве  показателей планирования;

- степени точности расчетов  затрат и результатов производства;

- порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

В целом долгосрочное, текущее  и оперативное планирование взаимосвязаны  и представляют собой единую систему  планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный  комплекс весь механизм управления предприятием.

Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.

Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Главными функциями экономического прогнозирования являются:

- анализ экономических,  социальных, экологических и научно-технических  тенденций; 

- оценка сложившихся ситуаций  и выявление узловых проблем  хозяйственного развития;

- анализ направлений изменения  в соответствующих областях, оценка  их действий в будущем и  предвидение новых экономических  проблем; 

-  определение возможных альтернатив развития в перспективе;

- накопление достаточной  информации для всестороннего  обоснования принятия оптимальных  плановых решений. 

Продолжительность периода  долгосрочного прогнозирования  позволяет преодолеть инерционность  экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуру производства, подчинить их потребностям рынка.

При экономическом прогнозировании  проводят сопоставительный анализ возможностей предприятия с достижениями конкурентов, изучают состояние рынка, особенности  отрасли, в пределах которой будет  функционировать предприятие.

Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми  ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. [3, С.45-68]

Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Существует несколько  вариантов стратегических планов развития предприятия:

- суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;

- функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;

- экономический  план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;

- план развития  предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.

Особое значение стратегическое планирование имеет для крупных  корпораций, объединяющих технологически близкие предприятия и организации. Концентрация капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность своей деятельности, стабильно функционировать в  конкурентной рыночной среде. Стратегическое планирование охватывает основные сферы  деятельности корпорации, в частности, формирование глобальных целей развития и определение их возможных изменений, оптимальное распределение и  эффективное использование всех видов ресурсов, внутреннюю координацию  в стратегии входящих в корпорацию организаций, адаптацию к элементам  внешней среды, поиск организационных  стратегий.

Разработка долгосрочного  плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия:

- определение направлений  и размеров капиталовложений  и источников их финансирования;

- внедрение технических  новшеств и прогрессивной технологии;

- диверсификация производства  и обновление продукции; 

- формы осуществления  заграничных инвестиций в условиях  приобретения новых предприятий; 

- совершенствование организации  управления по отдельным подразделениям, кадровая политика.

Среднесрочное планирование

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как  наиболее соответствующий периоду  обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них  формулируются основные задачи на установленный  период, например, производственная стратегия  фирмы в целом и каждого  подразделения (реконструкция и  расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура  сбытовой сети и ее развитие, степень  контроля над рынком и внедрение  на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия(объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика        ( состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. 

Информация о работе Основные направления совершенствования внутрифирменного планирования на предприятии