Основы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Экономическая сущность цены………………………………………… 4
Функции цены…….. …………………………………………………..... 6
Классификация цен……………………………………………………… 9
Методы установления цены на товар………………………………….. 19
Порядок ценообразования………………………………………………. 26
Ценовая политика предприятия………………………………………… 35
Список используемой литературы……………………………………… 44

Файлы: 1 файл

Оригинал-ред (1).doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….    3

Экономическая сущность цены…………………………………………   4

Функции цены…….. ………………………………………………….....    6

Классификация цен………………………………………………………    9

Методы установления цены на товар…………………………………..    19

Порядок ценообразования……………………………………………….   26

Ценовая политика предприятия…………………………………………   35

Список используемой литературы………………………………………   44

 

 

 

1. Введение

Цена - сложнейшая экономическая  категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.

С внедрением в экономику  рыночных отношений роль и значение цены в экономических процессах  кардинально изменились. Устанавливаемые  собственниками товаров цены проходят проверку на рынке, где под воздействием рыночных факторов определяется их окончательный уровень. Возникают принципиально новые подходы к методам ценообразования. Решающую роль в формировании цен начинают играть спрос и предложение, полезность и качество товаров. Существенно ограничиваются функции государственных органов в установлении и регулировании цен.

Эффективность применения цен, как и других экономических  инструментов управления, во многом зависит  от того, насколько правильно определены место и роль цен в системе хозяйственного механизма, экономическая сущность цены, способ проявления ее функций при решении конкретных экономических задач, принципы и методы расчета цен.

Ценообразование является сложным и противоречивым процессом, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы предприятия, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты. Определение политики цен и умелое использование цен в практической работе предприятий с целью решения стоящих перед предприятием задач требуют от работников экономических служб знаний основных теоретических и методологических вопросов ценообразования.

Применяемые на практике методы расчета цен на конкретные товары имеют особенности, обусловленные  особенностями товаров, способов их производства и прочими факторами. Однако отдельные различия в методах расчета конкретных цен существуют только в рамках единой методологии, что обеспечивает создание и функционирование в масштабах всего хозяйственного механизма единой системы цен.

Ценообразование опирается  на экономическую теорию, на отдельные  функциональные подразделы экономической  науки, использует статистические и  экономико-математические методы, достижения социологии и других общественных наук.

Теория ценообразования в экономике рыночного типа нашла отражение в ставших классическими работах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах представителей неоклассической школы - А. Маршалла, У. Джевонса, Л. Вальраса, Ф. Эджуорта, Дж. Хикса, Дж. Робинсона,П. Самуэльсона, Дж. Стиглера и др. Вместе с тем достаточно полная теоретическая база ценообразования характеризуется значительным разбросом основополагающих принципов ценообразования.[1]

 

2. Экономическая сущность цены

В теории цены существует два основных направления:

  • затратное, в основе которого лежит трудовая теория стоимости;
  • маржинальное, базирующееся на понятии полезности.

В основе затратного направления  в ценообразовании лежит трудовая теория стоимости, разработанная А.Смитом, Д.Рикардо, К.Марксом, Дж.Миллем. Сторонники трудовой теории стоимости считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что имеют общую основу. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара, а только трудовые затраты, воплощенные в товаре, т.е. стоимость. Необходимое условие обмена - различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительные стоимости различных товаров как качественно разнородные являются количественно несоизмеримыми.

В основе маржинального направления лежит теория предельной полезности (или ценности), которая в свою очередь включает два направления: количественное (кардиналистское), базирующееся на определении величины полезности, и порядковое (ординалистское), базирующееся на возможности ранжирования товаров потребителем по их предпочтительности.

Представители теории предельной полезности (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, В. Парето и др.) противопоставляют стоимости как объективному воплощению труда в товарах полезность и субъективную ценность, выражающие отношение человека к вещи.

Противники трудовой теории стоимости утверждают, что  теория предельной полезности (ценности) товара лучше объясняет механизм рыночного хозяйства.

На основе теории предельной полезности действительно можно объяснить механизм функционирования рынка, но это не значит, что трудовая теория стоимости носит ненаучный характер. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности имеют одинаковое право на существование.

Новое направление в теории ценообразования было разработано английским экономистом А. Маршаллом в 90-х годах прошлого столетия, который в своих работах соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства. Он предложил наиболее удачное решение вопроса о том, какому фактору - полезности или издержкам - следует отдать предпочтение при определении цены.

А. Маршалл полагал, что  оба указанных фактора (полезность и издержки производства), и притом в равной мере, определяют стоимость (цену) блага.

Именно с работами А. Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построить монистическую теорию стоимости и цены (только на основе труда или только на основе полезности). В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и на стороне предложения (издержки производства товаров).

Цена находится под  воздействием множества факторов, она  взаимосвязана с другими экономическими категориями, что обусловливает наличие множества проблем в ценообразовании.[1]

 

3. Функции  цены

(Наумов)Экономическая сущность цены в конечном итоге проявляется в функциях цены. Функции цен это наиболее  общие свойства, которые объективно присущи категории цены и которые характерны для любого вида цен и для каждой конкретной цены. Цене присущи четыре функции: учетно- измерительная , стимулирующая, перераспределительная и сбалансирования спроса и предложения.

Учетно-измерительная  функция цены является основной функцией. Так как она в наибольшей степени отражает экономическую сущность цены. Именно в цене отражаются затраты на производство и реализацию товара. Цена является на ряду с деньгами, стоимостным измерителем практических всех экономических процессов. Она не просто пассивно учитывает затраты и результаты. Но является носителем важнейшей информации о затратах и результатах, на основе которой участники рыночных процессов могут принимать оптимальные экономические решения.

Стимулирующая функция  цены заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены практически на все стороны воспроизводственного процесса и все уровни управления и хозяйствования. Выполняя стимулирующую функцию, цена может как поощрять. Так и сдерживать экономические процессы. Причем поощрительное и сдерживающее воздействие цены, как правило, идут параллельно, одновременно. К примеру, увеличение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили ведет в росту внутренних цен на них. Этим самым цена стимулирует сдерживание(сокращение) притока иностранных автомобилей в страну. С другой стороны, создаются благоприятные условия для развития отечественного автомобилестроения, то есть цена поощряет отечественного производителя. Поэтому для усиления стимулирующей функции цены необходимо наиболее полно использовать различные формы поощрительных и сдерживающих мер.

Перераспределительная функция цены выражается, в конечном счете, в перераспределении доходов между производителем и потребителем. Посредством цены можно перераспределять доходы между странами, отраслями. Отраслями и сферами экономики. Социальными группами и др. Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца, т.е. потребитель при покупке товара несет повышенные расходы, которые создают дополнительные доходы продавца. Перераспределение дохода посредством цен имеется и внутри фирмы между отдельными группами и видами продукции. Зачастую это осуществляется при выработке учетной политики фирмы (группировка затрат по статьям калькуляции, использование методов распределения  косвенных затрат по группам и видам продукции)

Функция сбалансирования  спроса и предложения. Сущность данной функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цен. Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение.

Функцию сбалансирования  спроса и предложения цены выполняют  в основном на микроуровне. На уровне конкретных фирм. Для этого целесообразно рассчитать показатель (коэффициент) эластичности спроса на товар от цены [1]. [5] (Есипов В.Е) Коэффициент прямой эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%. Следовательно, его можно записать как

 

.

 

    • если спрос совершенно эластичный (е = ∞), то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены – полностью отказываются от товара;
    • при эластичном спросе (е > 1) при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении – снижается в более значительных размерах, чем цена;
    • при единичной эластичности (е = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении;
    • если спрос неэластичный (е < 1), то при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении – увеличивается более медленно, чем падает цена;
    • при совершенно неэластичном спросе (е = 0) любое изменение цены объема спроса совершенно не меняет.(Есипов В.Е стр 36)[5]

 

[4]Для эффективного функционирования каждая фирма должна разрабатывать коэффициенты эластичности спроса от цены по выпускаемым товарам.

Функции цены не следует  отождествлять с конкретными  задачами, которые решаются с помощью  различных видов цен. Функции , выполняемые  ценами, конкретизируются в перечне  таких задач. Каждый конкретный вид цен настроен на решение отдельных задач. Так с помощью тарифов на электроэнергию могут решаться задачи связанные с экономией энергоресурсов, рациональным использованием электроэнергии  в течении дневного и ночного времени суток и др. Решение таких задач невозможно , к примеру, посредством цен на автомобили. Число функция цены ограничено. В то же время количество экономических задач , решаемых посредством цен, огромно. Перечень этих задач практически не ограничен. Однако все конкретные задачи, решаемые ценами, можно объединить в несколько больших групп:

    • Обеспечение возмещения затрат фирмы (производители или посредника) на производство и реализацию товаров и получение прибыли, необходимой для нормального функционирования этой фирмы;
    • Учет в цене взаимосвязанности(взаимозаменяемости, взаимодополняемости и технологической увязки)продукции;
    • Учет в цене социальных аспектов развития общества;
    • Отражение в цене экологической составляющей экономики;
    • Обеспечение в цене эффективной внешнеторговой политики государства и др.
    • Снижение затрат на производство и реализацию продукции;
    • Создание условий роста объемов производства и реализации;
    • Укрепление на определенном сегменте рынка и выход на новые рынки.

Данные задачи в основном решаются на уровне конкретных организаций(фирм) [4]

 

 

 

4. Классификация цен

В современной  экономике функционируют многие миллионы конкретных цен, которые формируются на единых методологических основах. Поэтому многообразие цен вызывает необходимость их упорядочивания, объединения в отдельные группы (виды) цен, характеризующиеся общими признаками. Количество признаков в соответствии с которыми классифицируются цены в различные группы(виды), достаточно велико. Причем одна и та же конкретная цена может входить в разные группы (виды) цен. Экономическая теория и хозяйственная практика выработали классификационные группы цен, объединяемых по следующим признакам:

Информация о работе Основы ценообразования