Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа
Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.
Введение…………………………………………………………………. 3
Экономическая сущность цены………………………………………… 4
Функции цены…….. …………………………………………………..... 6
Классификация цен……………………………………………………… 9
Методы установления цены на товар………………………………….. 19
Порядок ценообразования………………………………………………. 26
Ценовая политика предприятия………………………………………… 35
Список используемой литературы……………………………………… 44
4.1. Классификация в соответствии с системой национальных
и мировых рынков.
В соответствии с системой национальных и мировых рынков – все конкретные цены подразделяются на национальные(внутренние) цены и цены мировых рынков.
Национальные (внутренние) цены обеспечивают функционирование национальной экономики. Сфера их действия не выходит за пределы страны. Они формируются с учетом особенностей всех сфер экономики и требований внутреннего рынка.
Цены мировых рынков обслуживают деятельность мировых(региональных) рынков и формируются с учетом их требований.
Уровень и структура национальных (внутренних) цен и мировых цен на одну и туже продукцию , как правило, различаются между собой. Современные предприятия могут формировать два вида цен, на одну и туже продукцию. Влияние мировых цен на национальные дифференцировано, но сила влияния зависит от вида продукции. Есть прямое влияние, а есть косвенное. Прямое влияние это нефть-бензин. А косвенное это например какао масло - горький шоколад, т.е влияет не всю продукцию, цена на молочный шоколад не меняется. В 2007году максимальная цена на нефть составила 146руб/баррель. Потом она снизилась. Российским предприятиям было выгоднее продавать нефть на мировом рынке. Чем выше цены на нефть на мировом рынке, тем выше таможенные пошлины на вывоз нефти. Государство начинает регулировать вывоз нефти, что не возникало дефицита сырья внутри страны. Мировые и национальные цены очень сильно зависят от политического фактора.
4.2. Классификация цен по сферам обслуживания
национальной экономики
Классификация цен по сферам обслуживания национальной экономики предполагает объединение цен, обслуживающих различные сферы экономики, в самостоятельные группы , среди которых выделяют:
4.3. Классификация цен в зависимости от степени (жесткости) государственного регулирования цен
4.3.1. Свободные (рыночные) цены
Свободные(рыночные) цены характеризуются тем, что они формируются под воздействием рыночных факторов(рыночной конъюнктуры) На формирование свободных цен не оказывает прямого непосредственного влияния государство.
2 января 1992г
по указу Президента
Особенности формирования рыночных цен
Ценовая политика определяется государством, в связи с этим государство определяет правила рыночного ценообразования.
С ноября 91г по 1 января 98г было введено временное положение о «введении свободных рыночных цен»
С 1 января 98 года по 2005 г. Начинает вводиться контроль рыночных цен со стороны государства.
С 2005г. По настоящее время рыночные цены начинают рассматриваться с т.з влияния этих цен на потребителя и с т.з реализации интересов производителя.
Определение рыночной цены сформированное министерством финансов в течении 3-4 лет:
Изменения затрат на производство
Изменения конъюнктуры рынка.
Оформление цены должно быть аккуратным и ясным.
Разновидности рыночных цен:
Текущие рыночные цены , которые фиксируются на определенный период времени.
Расчетные рыночные цены формируются:
В условиях, когда индивидуальные параметры качества высоки
Если какой-то параметр имеет основополагающее значение для цены.
Расчет рыночных цен будет формироваться на основе формул. Формулы разрабатываются экспертным сообществом, или бизнес и государство договариваются о формуле расчетов.
Расчетная рыночная цена определяется государственными органами власти. Это органы статистики, таможня, департаменты, федеральные службы по тарифам.
4.3.2. Жестко регулируемые цены
Жестко регулируемые цены –это такие цены, уровень, динамика и структура которых подвержена непосредственному прямому влиянию государства.
В 90г. в Российской
Федерации государство
Естественные монополии
Цены и тарифы на социально значимую продукцию.
Всего два субъекта
могут регулировать цены. Это федеральная
власть( законодательная и
В естественных монополиях формированием цены занимается федеральная служба по тарифам. Монополии могут быть национальными и региональными.
Национальные монополии это- РЖД, почта России, спутниковая связь, газ, нефть, судостроение и т.п.
Функции национальных монополий производство продукции для внутреннего рынка и на экспорт.
Порядок формирования цены
Региональные монополии это ЖКХ, городской и междугородний транспорт, пригородное сообщение, пищевая индустрия. Каждая область представляет свои расчеты в ФСТ . ФСТ рекомендует рост цен 1 января. Потом принимает закон по каждой области. Следовательно в каждой области возможно разное увеличение цен.
Социально значимая продукция
В России существуют списки социально значимых товаров:
Федеральные
Региональные
На продукты питания правительство и субъекты РФ могут устанавливать предельные розничные цены на срок не более 90 календарных дней, при условии, если в течении 30 календарных дней подряд на территории субъекта осуществляется рост розничных цен на 30% и более.
Федеральный список социально значимых товаров:
Говядина ,свинина, баранина, куры, рыба, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко, яйца, сахар, соль, чай черный, мука пшеничная, хлеб, рис, пшено, гречка, и т.д.
Регион может добавлять свои товары. Например, стоимость за проезд на автобусе, школьная форма и т.д. Бывает, что регионы ограничивают надбавку на социально значимую продукцию.
Самым сложным для России было то, что у государства не было опыта и квалифицированных кадров в момент перехода на рыночное ценообразование. На данный момент уже есть и опыт и кадры и в том числе опыт других развитых стран. С тоски зрения регулирования цен Россия сейчас направлена на Западную Европу
4.3.3. Косвенно регулируемые цены
Косвенно регулируемые цены- это цены, на которые государство оказывает воздействие косвенными методами. К ним относятся: налоговая, кредитная, амортизационная, внешнеторговая политики государства, политика в области заработной платы и пенсионного обеспечения и др.
Следует отметить, что ни в одной стране нет полностью свободных от государственного регулирования цен. В то же время нет чисто регулируемых государством, цен, свободных от воздействия рыночных факторов. Все цены являются следствием воздействия, как рыночных факторов, так и государства. Только степень их воздействия на разные товары различна.
4.4. Классификация цен в зависимости от стадий ценообразования
Движение товаров от производителя к потребителю опосредуется конкретными видами цен, дифференцированными в зависимости от наличия образующих эти цены элементов. В зависимости от стадий ценообразования можно выделить следующие виды цен:
Оптовая цена изготовителя - формируется на стадии изготовления товара. Она включает в себя затраты на производство и реализацию товара(себестоимость) и прибыль изготовителя. В конечном итоге именно оптовая цена изготовителя предназначена для обеспечения изготовителю расширенного воспроизводства.
Оптовая (отпускная) цена изготовителя предназначена для реализации товара изготовителем. Именно по этой цене товар покупает у изготовителя либо непосредственно потребитель, либо посредник. Оптовая (отпускная) цена изготовителя состоит из оптовой цены изготовителя и величины акциза и НДС. Причем акциза входит в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя только по подакцизным товарам. Если товар является подакцизным, то при включении в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя вначале рассчитывается (включается) акциз, а затем НДС.
Оптовая (отпускная) цена закупки формируется , если между изготовителем и потребителем существует система посреднических организаций (за исключением организаций розничной торговли). Посредник за свои услуги получает определенную цену, предназначенную для покрытия его затрат, обеспечения прибыли и возможности уплаты НДС. Цена за посреднические услуги может быть выражена в различных формах: посредническая надбавка, снабженческо-сбытовая надбавка, комиссионный сбор или вознаграждение и др.
Розничная цена формируется на базе оптовой(отпускной) цены закупки с добавлением розничной надбавки. Розничную(как и посредническую) надбавку следует рассматривать в двух ипостасях. Во-первых, как элемент розничной цены на конкретный товар. Во-вторых, как цену за услуги розничной торговли. Розничная надбавка состоит из затрат организации розничной торговли, ее прибыли и НДС, уплачиваемых ею. Розничная цена используется в системе розничной торговли. Это конечная цена. При формировании цен по стадиям ценообразования розничная цена является наиболее высокой из всех видов цен на конкретный товар.