Основы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан. Ошибки в ценовой политике государства нередко сопровождались кризисными ситуациями, вплоть до замены правительств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Экономическая сущность цены………………………………………… 4
Функции цены…….. …………………………………………………..... 6
Классификация цен……………………………………………………… 9
Методы установления цены на товар………………………………….. 19
Порядок ценообразования………………………………………………. 26
Ценовая политика предприятия………………………………………… 35
Список используемой литературы……………………………………… 44

Файлы: 1 файл

Оригинал-ред (1).doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)
    1. Система национальных и мировых рынков;
    2. Сфера обслуживания национальной экономики;
    3. Степень(жесткость) государственного регулирования цен;
    4. Стадии ценообразования;
    5. Базисные условия поставки товаров и др.

 

4.1. Классификация в соответствии с системой национальных

и мировых  рынков.

В соответствии с системой национальных и мировых  рынков – все конкретные цены подразделяются на национальные(внутренние) цены и цены мировых рынков.

Национальные (внутренние) цены обеспечивают функционирование национальной экономики. Сфера их действия не выходит за пределы страны. Они формируются с учетом особенностей всех сфер экономики и требований внутреннего рынка.

Цены  мировых рынков обслуживают деятельность мировых(региональных) рынков и формируются  с учетом их требований.

Уровень и структура  национальных (внутренних) цен и  мировых цен на одну и туже продукцию , как правило, различаются между  собой. Современные предприятия могут формировать  два вида цен, на одну и туже продукцию. Влияние мировых цен на национальные дифференцировано, но сила влияния зависит от вида продукции. Есть прямое влияние, а есть косвенное. Прямое влияние это нефть-бензин. А косвенное это например какао масло - горький шоколад, т.е влияет не всю продукцию,  цена на молочный шоколад не меняется. В 2007году максимальная цена на нефть составила 146руб/баррель. Потом она снизилась. Российским предприятиям было выгоднее продавать нефть на мировом рынке. Чем выше цены на нефть на мировом рынке, тем  выше таможенные пошлины на вывоз нефти. Государство начинает регулировать вывоз нефти, что не возникало дефицита сырья внутри страны. Мировые   и национальные цены очень сильно зависят от политического фактора.

 

4.2. Классификация цен по сферам  обслуживания

национальной  экономики

Классификация цен по сферам  обслуживания национальной экономики  предполагает объединение  цен, обслуживающих различные сферы  экономики, в самостоятельные группы , среди которых выделяют:

    1. ны на строительную продукцию – обслуживают экономические Оптовые(отпускные)- обслуживают оборот продукции промышленного производства.
    2. Закупочные цены- обслуживают оборот сельскохозяйственной продукции между предприятиями сельского хозяйства и предприятиями(организациями) любой сферы экономики, любой формы собственности.
    3. Розничные цены – обслуживают товарооборот между населением и организациями розничной торговли.
    4. Цевзаимоотношения между производителями строительных работ (первоначальными собственниками) и потребителями(заказчиками) строительной продукции. Цены на строительную продукцию представляют собой систему из тех видов цен: сметной стоимости объекта строительства; цены единицы строительной продукции , входящей составной частью в строительный объект; договорной(рыночной) цены  готового объекта строительства .
    5. Тарифы на услуги обслуживают экономические связи между производителями и потребителями услуг. Тарифы на услуги представляют собой плату за выполнение конкретных работ.
    6. Внешнеторговые цены обслуживают экспортный и импортный обороты страны.

 

4.3. Классификация цен в зависимости от степени (жесткости) государственного регулирования цен

 

4.3.1. Свободные (рыночные) цены

Свободные(рыночные) цены характеризуются тем, что они формируются под воздействием рыночных факторов(рыночной конъюнктуры) На формирование свободных цен не оказывает прямого непосредственного влияния государство.

2 января 1992г  по указу Президента Российской  Федерации были введены без  подготовки, одномоментно рыночные цены. В результате в мае 80% оптовых и розничных цен получили статус рыночных. В 1992г около 20% цен были регулируемы государством. В настоящее время рыночных цен около 87%, а 13% государственных.

 

Особенности формирования рыночных цен

Ценовая политика определяется государством, в связи с этим государство определяет правила рыночного ценообразования.

С ноября 91г  по 1 января 98г было введено временное положение о «введении свободных рыночных цен»

С 1 января 98 года по 2005 г. Начинает вводиться контроль рыночных цен со стороны государства. 

С 2005г. По настоящее  время рыночные цены начинают рассматриваться  с т.з влияния этих цен на потребителя  и с т.з реализации интересов  производителя.

Определение рыночной цены сформированное министерством  финансов в течении 3-4 лет:

    1. Рыночная цена это цена, которая формируется на основе спроса и предложения.
    2. Рыночная цена формируется самостоятельно предприятием, но предприятие несет ответственность за уровень цены и ее динамику. Ответственность существует административная и уголовная. Штрафы от 1% до 15% годового оборота фирмы. Этим занимается государственная антимонопольная служба.
    3. Рыночные цены это цены, которые формируются на основе договора независимых партнеров Продажа и покупка осуществляется на основе трансфертных цен.
    4. Рыночная цена  это цена, которая определяется при проведении сделок. В этом случае государство, бизнес и потребитель должны определить основные условия сделки, которые оказывают непосредственное влияние на уровень цены.(что, сколько, с доставкой или без, условия приемки по качеству)
    5. Рыночная цена это цена, которая определяется на момент покупки-продажи. Рыночная цена гибкая и изменчивая. Момент продажи рассматривается либо как момент отгрузки, либо как момент оплаты. Цена отображается в сопроводительных документах товарных накладных, счет фактурах, а также в платежных документах т.е в чеках или в  платежных поручениях. Цена может формироваться не только как цена купли-продажи, но и как цена предложения потребителю. Прайс-лист, прейскурант, ценник фиксированы на определенную дату. Цена купли- продажи может отличаться от прейскурантной цены. Она может изменяться на основе скидок и надбавок. Изменение прейскурантной цены должно быть объяснено покупателю. Цена может быть изменена в случае:

Изменения затрат на производство

Изменения конъюнктуры  рынка.

Оформление  цены должно быть аккуратным и ясным.

    1. Рыночная цена это цена на данный товар или его аналог, то есть речь идет о взаимозаменяемых товарах. Они могут быть идентичными и однородными
    2. Рыночная цена это цена на данном рынке. Рынок это место обращения товаров, когда доступ на рынок определен основными затратами. Это цена, которая формируется на определенной территории, таким образом цена живет в определенном времени и пространстве.
    • Местный рынок это цены в микрорайоне, городе
    • Региональный рынок это административно-хозяйственное деление (округа),географическое деление  это Северо-Запад, Урал, Южная часть России, географическое(континентальное) это Европа, Азия.
    • Национальный рынок
    • Международный рынок
    • Глобальный рынок.

 

Разновидности рыночных цен:

Текущие рыночные цены , которые фиксируются на определенный период времени.

Расчетные рыночные цены формируются:

В условиях, когда индивидуальные параметры качества высоки

Если какой-то параметр имеет основополагающее значение для цены.

Расчет рыночных цен будет формироваться на основе формул. Формулы разрабатываются  экспертным сообществом, или бизнес и государство договариваются о  формуле расчетов.

Расчетная рыночная цена определяется государственными органами власти. Это органы статистики, таможня, департаменты, федеральные службы по тарифам.

 

4.3.2. Жестко регулируемые цены

Жестко  регулируемые цены –это такие цены, уровень, динамика и структура которых подвержена непосредственному прямому влиянию государства.

В 90г. в Российской Федерации государство регулирует тарифы естественных монополий, а с 2005г. государство начинает формировать  особую группу цен на социально значимую продукцию. В настоящее время  государство регулирует цены на:

Естественные  монополии

Цены и тарифы на социально значимую продукцию.

Всего два субъекта могут регулировать цены. Это федеральная  власть( законодательная и исполнительная). И региональная власть (законодательная  и исполнительная).

В естественных монополиях формированием цены занимается федеральная служба по тарифам. Монополии могут быть национальными и региональными.

Национальные  монополии это- РЖД, почта России, спутниковая связь, газ, нефть, судостроение и т.п.

Функции национальных монополий производство продукции  для внутреннего рынка и на экспорт.

 

 

 

Порядок формирования цены

    1. Расчет собственной цены на основе плановых затрат и плановой прибыли. Предоставление цены в Федеральную службу по тарифам(ФСТ).
    2. Рассмотрение и анализ цены в Федеральной службе по тарифам. Ее сравнение с расчетной ценой, представленной Федеральной службой по тарифам. (с расчетными ценами)
    3. Комиссия представляет цены производителя и цены ФСТ Правительству. Правительство принимает решение.
    4. Принимается закон в Думе об уровне тарифов.

 

Региональные  монополии это ЖКХ, городской и междугородний транспорт, пригородное сообщение, пищевая индустрия. Каждая область представляет свои расчеты в ФСТ . ФСТ рекомендует рост цен 1 января. Потом принимает закон по каждой области. Следовательно в каждой области возможно разное увеличение цен.

 

Социально значимая продукция

В России существуют списки социально значимых товаров:

Федеральные

Региональные

На  продукты питания правительство и субъекты РФ могут устанавливать предельные розничные цены на срок не более 90 календарных дней, при условии, если в течении 30 календарных дней подряд на территории субъекта осуществляется рост розничных цен на 30% и более.

Федеральный список социально значимых товаров:

Говядина ,свинина, баранина, куры, рыба, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко, яйца, сахар, соль, чай черный, мука пшеничная, хлеб, рис, пшено, гречка, и т.д.

Регион может  добавлять свои товары. Например, стоимость за проезд на автобусе, школьная форма и т.д. Бывает, что регионы ограничивают надбавку на социально значимую продукцию.    

Самым сложным  для России было то, что у государства  не было опыта и квалифицированных  кадров в момент перехода на рыночное ценообразование. На данный момент уже  есть и опыт и кадры и в том  числе опыт других развитых стран. С  тоски зрения регулирования цен Россия сейчас направлена на Западную Европу

 

4.3.3. Косвенно регулируемые цены

Косвенно  регулируемые цены- это цены, на которые государство оказывает воздействие косвенными методами. К ним относятся: налоговая, кредитная, амортизационная,  внешнеторговая политики государства, политика в области заработной платы и пенсионного обеспечения и др.

Следует отметить, что ни в одной стране нет полностью  свободных от  государственного регулирования цен. В то же время нет чисто регулируемых государством, цен, свободных от воздействия рыночных факторов. Все цены являются следствием воздействия, как рыночных факторов, так и государства. Только степень их воздействия на разные товары различна.

 

4.4. Классификация цен в зависимости от стадий ценообразования

Движение товаров от производителя к потребителю опосредуется конкретными видами цен, дифференцированными в зависимости от наличия образующих эти цены элементов. В зависимости от стадий ценообразования можно выделить следующие виды цен:

Оптовая цена изготовителя - формируется на стадии изготовления товара. Она включает в себя затраты на производство и реализацию товара(себестоимость) и прибыль изготовителя. В конечном итоге именно оптовая цена изготовителя предназначена для обеспечения изготовителю расширенного воспроизводства.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя  предназначена для реализации  товара изготовителем. Именно по этой цене товар покупает у изготовителя либо непосредственно потребитель, либо посредник.  Оптовая (отпускная) цена изготовителя состоит из оптовой цены изготовителя и величины акциза и НДС. Причем акциза входит в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя только по  подакцизным товарам. Если товар является подакцизным, то при включении в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя вначале рассчитывается (включается) акциз, а затем НДС.    

Оптовая (отпускная) цена закупки формируется , если между изготовителем и потребителем существует система посреднических организаций (за исключением организаций розничной торговли). Посредник за свои услуги получает определенную цену, предназначенную для покрытия его затрат, обеспечения прибыли и возможности уплаты НДС. Цена за посреднические услуги может быть выражена  в различных формах: посредническая надбавка, снабженческо-сбытовая надбавка, комиссионный сбор или вознаграждение и др.

Розничная цена формируется на базе оптовой(отпускной) цены закупки с добавлением розничной надбавки. Розничную(как и посредническую) надбавку следует рассматривать в двух ипостасях. Во-первых, как элемент розничной цены на конкретный товар. Во-вторых, как цену за услуги розничной торговли. Розничная надбавка состоит из затрат организации розничной торговли, ее прибыли и НДС, уплачиваемых ею. Розничная цена используется в системе розничной торговли. Это конечная цена. При формировании цен по стадиям ценообразования розничная цена является наиболее высокой из всех видов цен на конкретный товар.

Информация о работе Основы ценообразования