Особенности государственного регулирования нефтехимической отрасли РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение особенностей государственного регулирования нефтехимической отрасли на примере ОАО «Татнефть».
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
―определить понятие государственного регулирования;
―обозначить основы нормативно-правовой базы государственного регулирования НХК;
―изучить особенности государственного регулирования РФ;
―изучить современное состояние НХК РФ;
―проанализировать зарубежный опыт и раскрыть современные тенденции в государственном регулировании нефтехимического комплекса.

Файлы: 1 файл

ЭО КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

Участки недр не могут быть предметом  купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в  иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части  недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные  программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные  участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании  Российской Федерации.

 

    1. Особенности государственного регулирования в РФ

 

Государственное регулирование экономической отрасли охватывает все стороны общественного воспроизводства. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формирования региональных рынков.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Данные инструменты государственного регулирования применяются в  методах прямого  и косвенного воздействия на экономическую отрасль.

К методам прямого государственного воздействия относят:

  • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
  • государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
  • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Прямые методы не связаны  с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов  опираются в основном на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной  деятельности.

К ним следует отнести:

  • налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;
  • регулирование цен, их уровень и соотношение;
  • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит, кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы, условия обмена валют.

Функционирование предприятий  различных форм собственности приводит к конкурентной борьбе на рынках арендных, акционерных, частных и государственных  предприятий. Реализация программы  разгосударствления и приватизации позволяет ликвидировать монополизм государства на собственность и  способствует создании конкурентной среды.

Государственные предприятия  в отличие от частных в большей  степени зависимы от государственных  структур. Они обладают меньшей конкурентоспособностью, для них характерна работа на заказ, сбыт продукции по государственным  твердым ценам, им не грозит банкротство. Государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, кредитовании, замораживании долгов).

Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способах разгосударствления. Это, прежде всего, либерализация рынков. В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство также поощряет малый бизнес, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Другой способ разгосударствления – стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных).

Еще один путь разгосударствления – создание для государственных  предприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которых находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмену налоговых льгот.

Наконец, широко используется способ изменения собственности  государственных предприятий –  денационализация. При этом собственность  государственных предприятий может  переходить в руки частных лиц, банков, кооперативам и коллективам государственных  предприятий[15,c.45].

Таким образом, выделили методы прямого государственного воздействия, способы разгосударствления, дали определение  государственному регулированию.

 

 

 

ГЛАВА 2 Анализ и  оценка нефтехимического комплекса

 

2.1 Современное  состояние нефтехимического комплекса

 

Нефтегазохимическая отрасль  является одним из наиболее перспективных  направлений развития нефтегазового  комплекса. Уровень развития страны во многом определяется степенью использования  современных материалов. К ним, в  первую очередь, относится продукция  нефтегазохимии за счет высоких потребительских  характеристик. Она используется во всех без исключения областях промышленности (автомобилестроение, авиастроение, судостроение, приборостроение, космическая техника, электроника, оргтехника, связь, транспорт, медицина и др.), а также в строительстве, сельском хозяйстве, производстве товаров  культурно-бытового назначения. Выпуск продукции высокого передела нефтегазохимической  отрасли может быть обеспечен  только с помощью эффективных  современных производств. Нефтегазохимическая  отрасль обладает широким потенциалом  для реализации модернизационных и  инновационных решений.

Стратегическими целями развития нефтегазохимии в России являются повышение  качества жизни населения за счет выхода потребления нефтегазохимической  продукции на уровень промышленно-развитых стран, повышение уровня конкурентоспособности  российских производств, эффективное  использование увеличивающихся  объемов сырья, переход от экспортно-сырьевой модели развития нефтегазохимии к инновационно-инвестиционной.

В России есть значительный потенциал для развития нефтегазохимии, благодаря наличию значительных объемов более дешевого по сравнению  с Европой и Азией нефтегазохимического сырья, направляемого в настоящее  время на экспорт и способного частично обеспечить отечественные  пиролизные мощности по мере реализации инвестиционных проектов, высокому потенциалу развития внутреннего рынка, наличию  крупных отраслевых компаний, функционированию больших нефтегазохимических комплексов, которые могут стать основой для будущего развития.

Для успешного развития нефтегазохимической  отрасли в России необходимо решить одну из ключевых структурных проблем  – устранить дефицит мощностей  для производства мономеров (прежде всего, мощностей пиролизов).

В целях системного развития нефтегазохимической отрасли Минэнерго  России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями нефтегазохимического комплекса разработало План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года.

План развития нефте- и  газохимии России на период до 2030 года разработан в целях выполнения поручения  Правительства РФ по итогам совещания  у Председателя Правительства РФ В.В. Путина в Нижнем Новгороде (протокол от 13.09.2010). Этот стратегический документ призван определить основные ориентиры  развития нефтегазохимической отрасли  на ближайшие двадцать лет.

План содержит основные цели, задачи и базовые принципы развития отрасли, обзор основных мировых  тенденций в нефтегазохимии и  особенностей развития отрасли в  России, исследование текущего и перспективного спроса на нефтегазохимическую продукцию  в России и на основных экспортных рынках, общий план развития отрасли  по ключевым инвестиционным проектам, меры поддержки нефтегазохимической  отрасли со стороны государства  и ряд других частей.

Развитие нефтегазохимии предполагается осуществлять в рамках отраслевых кластеров: Западно-Сибирского, Волжского, Каспийского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского, Дальневосточного. Создание кластеров позволит добиться сокращения затрат на логистику сырья и сбыт готовой продукции, экономии капитальных и операционных затрат.

Реализация Плана развития нефте- и газохимии России на период до 2030 года позволит максимально эффективно использовать легкое углеводородное сырье  в России, направив его преимущественно  в переработку на нефтегазохимических  мощностях. Документ предусматривает  существенный рост внутреннего спроса на нефтегазохимическую продукцию, повышение конкурентоспособности  отечественной нефтегазохимической  продукции глубоких переделов и  эффективное использование увеличивающихся  объемов сырья. В частности предполагается, что спрос на нефтегазохимическую  продукцию в РФ, главным образом, за счет сектора промышленного и  жилищного строительства, ЖКХ и  автодорожного строительства увеличится более чем в 3 раза. Благодаря вводу  новых современных мощностей  будет устранен дефицит мощностей  пиролиза, которые увеличатся по этилену  в 4,8 раза.

По оценкам Минэнерго  России, уточненный социально-экономический  эффект от реализации всех заявленных в Плане инвестиционных проектов суммарно по кластерам с учетом развития смежных отраслей очень значителен. Ежегодный вклад в ВВП может  составить около 900 млрд. руб., среднегодовой  объем налоговых поступлений  – около 70 млрд. руб. (без учета  налоговых каникул), будет создано 80 тыс. новых рабочих мест.

Реализация Плана развития нефте- и газохимии России на период до 2030 года предполагает комплексный  межотраслевой подход к развитию и взаимодействие различных ведомств при реализации мер государственной  поддержки.

В 2011 году уже началась реализация проектов в пяти из шести кластеров. В частности, идет строительство  объектов на Тобольской площадке (ЗАО  «СИБУР Холдинг»), в Нижнекамске (ОАО  «Нижнекамскнефтехим») и в Нижегородской  области (РусВинил – СП ЗАО «СИБУР Холдинг» и Солвин). Еще 5 крупных  инвестиционных проектов находятся  на стадии детального проектирования и закупки оборудования.

Для успешной реализации инвестиционных проектов Минэнерго России, Ростехнадзор, Минтранс России, Минрегион России и ряд других федеральных органов  исполнительной власти с участием отраслевых компаний реализуют меры, направленные на совершенствование технического регулирования, стимулирование потребления  и внедрение нефтегазохимической  продукции в ЖКХ, строительстве  жилых и промышленных объектов, а  также в дорожном строительстве. Соответствующие План-графики мероприятий  утверждены Правительством в январе и августе 2011 года и в январе 2012 года.

По итогам заседания Правительственной  комиссии по вопросам топливно-энергетического  комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики под  руководством заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Сечина, которое  состоялось 28 декабря 2011 года, План развития нефте- и газохимии России на период до 2030 года был, в целом, одобрен[6,с.164].

Также на заседании был  одобрен План-график основных мер  поддержки нефтегазохимической  отрасли со стороны государства, поддержан кластерный подход, направленный как на развитие производств крупнотоннажной  нефтегазохимии, так и смежных  производств предприятий-переработчиков.

 

2.2 Инструменты  и меры государственной поддержки, возможности их применения

 

В современных условиях практика требует повышения роли государства  в регулировании нефтехимического рынка.

Государственное регулирование  нефтегазохимического комплекса - экономическое  воздействие государства на производство, переработку и реализацию нефтехимической  продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое  обслуживание и материально-техническое  обеспечение. Среди методов прямого воздействия выделяется бюджетная поддержка через систему дотаций и компенсаций, субсидирование процентных кредитных ставок, финансирование целевых программ подготовки и переподготовки кадров, бюджетные ссуды, финансирование НИОКР, а косвенного - льготные налогообложение и кредитование, сельскохозяйственное страхование, агролизинг, государственные гарантии при получении кредитов и др.

Информация о работе Особенности государственного регулирования нефтехимической отрасли РФ