Особенности государственного регулирования нефтехимической отрасли РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение особенностей государственного регулирования нефтехимической отрасли на примере ОАО «Татнефть».
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
―определить понятие государственного регулирования;
―обозначить основы нормативно-правовой базы государственного регулирования НХК;
―изучить особенности государственного регулирования РФ;
―изучить современное состояние НХК РФ;
―проанализировать зарубежный опыт и раскрыть современные тенденции в государственном регулировании нефтехимического комплекса.

Файлы: 1 файл

ЭО КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

Эффективность государственной  поддержки нефтехимической отрасли  во многом зависит от ее использования.

Для поддержки государством отрасли еще подготовлен перечень системообразующих предприятий, куда вошли 17 компаний химической и нефтехимической  промышленности. Главная задача –  поддержать устойчивость этих компаний, используя при этом все возможные  механизмы:

  • государственные гарантии;
  • кредитные инструменты;
  • субсидирование процентных ставок;
  • реструктуризация налоговой задолженности;
  • государственный заказ;
  • меры таможенно-тарифной политики.

Распоряжением Правительства  РФ от 12 февраля 2011 г. № 179-р перечень промышленной продукции, при экспорте которой организация может получить государственную гарантию.

Поддержка предусмотрена  для российских экспортеров промышленной продукции. Но не любой, а только той, которая включена в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2004 г. №1222-р. Распоряжением  Правительства РФ от 12 февраля 2011г. № 179-р данный перечень дополнен новыми позициями. Теперь государственную  поддержку также могут получить экспортеры следующей продукции:

  • поликристаллического кремния (код по ТН ВЭД 2804 61 000 0);
  • четыреххлористого кремния (код по ТН ВЭД 2812 10 990 0);
  • трихлорсилана (код по ТН ВЭД 2853 00 800 0).

Федеральным законом от 13 декабря 2010г. № 357_ФЗ была утверждена программа  государственных гарантий РФ в иностранной  валюте на 2011 г. (приложение 40 к Закону №357-ФЗ).

Программой установлена, что организация–экспортер может  рассчитывать на государственную гарантию (поддержку) при экспорте продукции, если в общей сумме экспортного  контракта доля товаров российского  происхождения,  а также работ  и услуг, являющихся частью контрактных  обязательств, составляет не менее 60 % от суммы экспортного контракта.

Гарантию могут предоставить и в случае, если доля промышленной продукции составляет от 30 до 60 процентов  суммы экспортного контракта. Но тогда экспортеру выдается государственная  гарантия не на всю стоимость экспортного  контракта, а только на стоимость  российской промышленной продукции (работ, услуг).

Также законом № 357 ФЗ установлена  возможность получения государственной  поддержки при экспорте промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной  в рамках международной кооперации. Основное требование при этом – доля российского компонента в произведенной продукции составляет не менее 30 процентов стоимости экспортируемой промышленной продукции (товаров, работ, услуг). В этом случае сумма государственной гарантии определяется исходя из стоимости российского компонента.

Меры господдержки также  предполагают поддержку компаний в  части строительства и функционирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических  мощностей: выполнение утвержденного  Плана подготовки нормативных актов  в целях применения передовых  технических норм в строительстве  производственных комплексов; развитие логистической инфраструктуры путем  определения и снятия инфраструктурных ограничений, актуализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года с учетом развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

Одним из важных стимулов, способствующих увеличению глубины переработки  сырья, росту производства светлых  нефтепродуктов и удешевлению нафты  для пиролизов, является введение с  октября 2011 года для нефтяной отрасли  нового режима таможенно-тарифного  регулирования «60-66». Режим с помощью  регулирования рынка через экспортные пошлины должен обеспечить сочетание  стратегических интересов государства (модернизация производств за счет увеличения глубины переработки, поддержание  добычи за счет повышения рентабельности бурения новых скважин, стабильность бюджетных поступлений и недопущение  роста цен на внутреннем рынке) и  бизнеса (возможность для создания дополнительной стоимости, как в  секторе нефтедобычи, так и нефтепереработке). Положительный эффект от внедрения  нового режима таможенно-тарифного  регулирования планируется получить в 2012 году.

Таким образом, вся совокупность мер господдержки направлена на создание благоприятной среды для инвестирования в развитие нефтепереработки и нефтехимии в России.

 

2.3 Оценка эффективности  государственной поддержки нефтехимической  промышленности

 

В современных условиях практика требует повышения роли государства  в регулировании продовольственного рынка. Необходимость экономически обоснованного регулирования вызвана  влиянием ряда факторов, среди которых  наибольшее значение имеют: природно–экономическое воздействие; низкая степень монополизации  нефтехимических товаропроизводителей по сравнению с другими отраслями  экономики; высокий уровень капиталоемкости  промышленности; обострившийся диспаритет цен на промышленную продукцию, а также услуги.

Государственное регулирование  нефтехимического производства – это  экономическое воздействие государства  на производство, переработку реализацию нефтехимической продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение. Среди методов прямого воздействия выделяется бюджетная поддержка через систему дотаций и компенсаций, субсидирование процентных кредитных ставок, бюджетные ссуды, финансирование НИОКР. Косвенного – льготные налогообложение и кредитование, лизинг, государственные гарантии при получении кредитов и др.

Систему государственного регулирования  и поддержки следует выстраивать  по целевым программам с тем, чтобы  учитывать региональные особенности, стимулировать приоритетные направления  развития производства, формировать  новые организационно–правовые  формы нефтехимии, исключать непроизводственные затраты. Поддержка – это и  защита интересов нефтехимических  товаропроизводителей, причем используемая не только как тактический прием, но и как стратегический ресурс, позволяющий решать приоритетные, перспективные  задачи развития отрасли химической промышленности, включая и устранения безработицы, повышение уровня оплаты труда, создание новых рабочих мест, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

ОАО "Татнефть" продолжает реализацию программы внедрения  длинноходовых безбалансирных цепных приводов (ПЦ) в штанговых насосных установках, что значительно снижает  эксплуатационные затраты на добычу нефти. Действующий фонд скважин  Компании, оборудованных цепными  приводами, на начало 2012 года составил 1383 единицы. Из них ПЦ 60 с длиной хода 3 м оснащено 1069 скважин, ПЦ 80 с длиной хода 6 м - 314 скважин.

Переход ОАО "Татнефть" на массовое внедрение цепных приводов обусловлен в первую очередь подтвержденной технологической и экономической  эффективностью их использования.

Практический опыт эксплуатации ПЦ 60 и ПЦ 80 показывает, что наиболее эффективны они на скважинах, осложнённых  высоковязкой нефтью, образованием водонефтяной эмульсии (ВНЭ), отложениями на ГНО  солей и асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО), работающих в режиме периодической откачки, а также  на скважинах малого диаметра (114 мм).

ПЦ 60 рекомендуются для  внедрения на скважинах с высоковязкой продукцией, на малодебитном периодическом  фонде и осложненных АСПО и  солями. Скважины, оборудованные цепными  приводами с длиной хода 3 м, обеспечивают экономию удельных энергозатрат на подъём жидкости в среднем на 15 процентов  по сравнению с серийными станками-качалками. Также уменьшаются динамические нагрузки, металлоёмкость, затраты  на транспортировку, монтаж и обслуживание. Число ремонтов скважин по причине  образования эмульсии снижается  в 3,9 раза, по причине обрывов и  отворотов штанг - в 2,4 раза.

Преимуществами ПЦ 60 (с  длиной хода 3 м) по сравнению с балансирным  аналогом является возможность эксплуатации скважин периодического низкопродуктивного фонда в непрерывном режиме и  получение при этом дополнительного  прироста продукции.

ПЦ 80 (с длиной хода 6 м) имеют  значительные преимущества по сравнению  с балансирными аналогами и установками  электропогружного центробежного  насоса (УЭЦН). Эти цепные приводы  целесообразно использовать на высокодебитных скважинах, в том числе с высоковязкой нефтью, осложнённых выносом песка  и механических примесей, на скважинах  малого диаметра с дополнительными  эксплуатационными колоннами и  циклической закачкой. Цепные приводы  с длиной хода 6 метров позволяют обеспечить снижение удельных энергозатрат на подъём жидкости по сравнению с УЭЦН в среднем на 57 процентов.

Цепной привод скважинного  насоса ПЦ80-6-1/4, разработанный специалистами  БМЗ и выпускаемый на Бугульминском  механическом заводе ОАО "Татнефть" - является лауреатом конкурса "100 лучших товаров России". В настоящее  время имеется 11 различных модификаций  цепного привода для штангового насоса. Также БМЗ разрабатывается  техническая документация на изготовление опытных образцов цепных приводов для  работы в условиях крайнего севера и в районах жаркого климата[23].

Оценка эффективности  использования бюджетных ассигнований позволяет проводить мониторинг рационального выделения бюджетных  средств, определять приоритетные направления  поддержки, увязывать меры государственной  поддержки с выполнением товаропроизводителями  определенных условий и обязательств перед государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Рекомендации по повышению эффективности

 

3.1 Зарубежный  опыт государственного регулирования нефтехимической отрасли

 

Государственное регулирование  нефтехимической отрасли  за рубежом - это сложный механизм, включающий структуру нефтехимического производства, промышленный рынок, социальную структуру  нефтехимии, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития нефтехимической  отрасли.

В настоящее время основным содержанием промышленной политики большинства экономически развитых стран является государственная  поддержка нефтехимической отрасли  посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых  странах государственные финансовые вложения в НГХК в 1,5 - 2 раза превышают  рыночную стоимость его продукции.

Безусловным и единственным лидером  в развитии химической промышленности являются Соединенные Штаты Америки. Там выпускаются абсолютно все  виды прогрессивных химических товаров. США принадлежат лицензии на все  прогрессивные химические технологии. США обладает всем необходимым для  развития химическим сырьем. Там сосредоточен самый современный в мире парк химического оборудования.

Отличительной особенностью химической промышленности США является постоянное обновление оборудования, примерно каждые пять лет. На предприятиях высокая степень  автоматизации, используются безотходные  технологии.

Химическая промышленность США  ориентирована на экспорт продукции  по всему миру.

Американский рынок ПВХ  в 2008-2009 гг. пережил сложный период. Экономический кризис больно ударил по потребляющим отраслям, главным  образом по строительству, на долю которого приходится 74% спроса на ПВХ в регионе. Однако в 2010-2011 гг. на рынке начли прослеживаться тенденции медленного подъема. В настоящее время совокупный спрос на ПВХ в США, Канаде и Латинской Америке составляет 6,6 млн. т, а доля региона в мировом его объеме достигает 19%.

В 2011 г. США экспортировали около 40% производимого в стране ПВХ. Этот объем составляет около 2,7 млн. т, что в четыре раза больше аналогичного показателя в 2005 г. На мировом рынке  ПВХ практически никто не может  выдержать конкуренции с производителями  США. Даже в Китае, где значительная часть установок по выпуску ПВХ  базируется на ацетилене из собственного угля, производственные затраты выше.

В среднесрочной перспективе  компании США не только сохранят свои позиции, но и расширят присутствие  на мировом рынке ПВХ. В связи  с этим возможны процесс наращивания  мощностей существующих установок, а также строительство новых  заводов. Суммарные мощности по производству ПВХ в США в 2011 г. составляли 8,12 млн. т, по прогнозам к 2025 г. они увеличатся до 10,2 млн. т уровень загрузки мощностей в рассматриваемый период должен возрасти с 78 до 91%. В настоящее время крупнейшими производителями ПВХ в США являются компании  Shintech, Oxy Vinyl’s, Formosa Plastics Chemicals, PolyOne и Westlake.

Крупнейшим нетто-импортером ПВХ в Латинской Америке является Бразилия. Колумбия обеспечивает около 50% ее импортных потребностей, Аргентина – 20%. Оставшиеся 30% импортных поставок осуществляет страны Азии и Европы [17].

В настоящее время мировой  рынок поливинилхлорида оценивается  в 34,8 млн. т, из которых 7,4 млн. т –  продукция химической промышленности Европейского Союза, обеспечивающая как  внутрирегиональный спрос, так и  потребности третьих стран. Объем  этого рынка составляет около 80 млрд. евро.

Информация о работе Особенности государственного регулирования нефтехимической отрасли РФ