Особенности государственного регулирования нефтехимической отрасли РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение особенностей государственного регулирования нефтехимической отрасли на примере ОАО «Татнефть».
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
―определить понятие государственного регулирования;
―обозначить основы нормативно-правовой базы государственного регулирования НХК;
―изучить особенности государственного регулирования РФ;
―изучить современное состояние НХК РФ;
―проанализировать зарубежный опыт и раскрыть современные тенденции в государственном регулировании нефтехимического комплекса.

Файлы: 1 файл

ЭО КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

Доля европейский предприятий  в мировом промышленном потенциале по выпуску ПВХ в 2010 г. Составила 18% - 832 млн. т/год. Загрузка мощностей  на европейских предприятиях в 2009 г. упала до 70 %, в 2010 г. наблюдалось ее повышение до 90%, что было достигнуто не за счет роста потребления, а за счет остановки на ремонт большого количества установок.

Европейская индустрия ПВХ  представлена четырьмя основными ассоциациями: Европейский совет производителей ПВХ (ECVM), Европейская ассоциация производителей стабилизаторов (ESPA), Европейский совет по пластификаторам и полупродуктам (ECPI), Европейская ассоциация производителей пластмасс (EuPC).

Европейские производители  по ПВХ, на долю которых приходится большая часть потребляемого  в регионе хлора, пока еще не восстановили докризисные объемы производства, особенно суспензионного ПВХ, спрос на который  упал на 25%по сравнению с рекордным  уровнем 2007 г. Кроме того, увеличению объемов выпуска полимера препятствовал  рост цен на сырье.

Уровень затрат на производство ПВХ в Европе самый высокий  в мире. Кроме того, решение Германии о закрытии всех атомных электростанций к 2022 г. также не будет способствовать повышению конкурентоспособности  отрасли. Единственным вариантом повышения  рентабельности европейской индустрии  ПВХ является консолидация компаний и специализация регионального рынка [16].

.Перспективы развития мирового рынка ПВХ огромны. Однако в недавнем прошлом шли ожесточенные дебаты по поводу ограничения, а в некоторых случаях даже запрещения этого полимера, ввиду небезопасности на человеческий организм. Особенно бурно этот процесс происходил в Западной Европе и США. Но дешевизна этого пластика продолжает формировать высокий спрос особенно на рынках с опережающими темпами роста потребления. Одним из таких рынков, имеющих наибольший потенциал роста, является Индия.

Потребление ПВХ на душу населения в этой стране составляет лишь 1,7 кг, в то время как в  Германии – 16,4 кг, в США – 13,4 кг. В  Индии в последнее десятилетие  потребление ПВХ увеличивалось  равномерно 10% в год. В то же время  индийское производство ПВХ также  наращивалось, но более медленными темпами, что создало огромный потенциал  для импорта, который оценивается  примерно в 660 тыс. т в год.

Сдерживающим фактором развития индийского рынка химикатов в  целом традиционно являлась неразвитость потребляющих отраслей и инфраструктуры.  Но в последние годы заметно выросли  инвестиции в ключевые отрасли конечного  использования. Согласно прогнозам, в  ближайшие годы капиталовложения в  эти сектора будут увеличиваться, что соответственно повлечет за собой  рост внутреннего спроса на ПВХ.

Поиск альтернативных источников сырья в Индии - этилена и хлора  не представляется возможным из-за отсутствия свободных мощностей  по их выпуску. Ограниченность поставок на внутренний рынок хлора связана  с тем, что он является побочным продуктом  выпуска каустической соды, перепроизводство которой в стране отмечается в последние несколько лет [15].

Таким образом, до тех пор, пока не будут построены мощности по производству сырья для ПВХ, масштабное расширение мощностей по выпуску  ПВХ в Индии представляется маловероятным. Зависимость страны от импорта ПВХ  будет увеличиваться, оставляя место  для иностранных компаний.

Таким образом, безусловным  и единственным лидером в развитии химической промышленности являются Соединенные  Штаты Америки. Там выпускаются  абсолютно все виды прогрессивных  химических товаров. США принадлежат  лицензии на все прогрессивные химические технологии. США обладает всем необходимым  для развития химическим сырьем. Там  сосредоточен самый современный  в мире парк химического оборудования.

Отличительной особенностью химической промышленности США является постоянное обновление оборудования, примерно каждые пять лет. На предприятиях высокая степень автоматизации, используются безотходные технологии.

В Западной Европе химическая промышленность наиболее развита в  ФРГ и во Франции (за счет парфюмерии, косметики и виноделия). Химическая промышленность Западной Европы ведет  ожесточенную борьбу с химической промышленностью  США.

Государство постоянно отслеживает  ситуацию в нефтехимической отрасли и секторах индустрии, имеющих общенациональное значение, и непосредственно воздействует на ситуацию: налоговыми рычагами, прямыми субсидиями, созданием соответствующего благоприятного климата, протекционистскими внешнеторговыми мерами, щадящим законодательством и т.д.

 

3.2 Рекомендации  по совершенствованию государственного регулирования нефтехимической отрасли

 

Государственное управление предприятий нефтегазохимического комплекса является важнейшей, сферой управления производственно-хозяйственной  деятельностью предприятия в  современных условиях. Востребованность разработки данной научной проблематики обусловлена рядом причин, среди  которых: прямое воздействие сложившейся  структуры инвестиций в оборотный  капитал на финансово-экономические  результаты деятельности любой организации  в условиях определенного дефицита собственных оборотных средств; отсутствие единых стандартов нормирования элементов структуры оборотного капитала: особая роль оборотного капитала в материалоемком нефтегазохимическом  комплексе; наличие тесных связей между  предприятиями, обусловливающих взаимозависимость  эффективности инвестиций в оборотный  капитал и необходимости совершенствования методической базы анализа совместной деятельности; разнородность структур оборотного капитала предприятий, образующих единые цепочки создания добавленной стоимости.

Характеризуя первую из отмеченных проблемных областей, подчеркнем, что  от эффективности структуры оборотного капитала зависит производственное и финансовое положение предприятия. Формирование оптимальной его величины представляет собой инструмент для  поддержания и последующего роста  производства и совершенствования  всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия нефтегазохимического комплекса. Нестабильность экономики  вынуждает предприятие разрабатывать  самостоятельную политику по отношению  к оборотному капиталу с целью  определения потребности в нем, изыскания новых источников его  пополнения, изучения проблемы устойчивости и эффективности его использования. Рациональное управление инвестициями в оборотный капитал предприятия  нефтегазохимического комплекса позволяет  осваивать резервы ускорения  оборачиваемости и увеличения его  использования в финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, что на фоне недостатка собственных оборотных  средств повышает актуальность данного  направления управленческой деятельности.

Важность проведения регулярных уточняющих исследований существующей и оптимальной структуры оборотного капитала производственных организаций, в том числе в рамках нефтегазохимического комплекса, обусловлена несовершенством  нормативной базы определения оптимального вклада отдельных элементов оборотных  средств в общий их объем. Ситуация усугубляется наличием элементов оборотного капитала, с трудом поддающихся нормированию на уровне отдельного предприятия, что  предполагает актуальность разработки методики нормирования, который учитывал бы деятельность и других участников процесса доведения конечной продукции  до потребителя. А значит, необходимо принимать во внимание принцип тотальности  затрат.

Выбор данной тематики для  исследования также связан с традиционной материалоемкостью нефтегазохимических  производств, что определяет необходимость  решения задачи рационализации структуры  инвестиций, принявших форму вещественных элементов производственного процесса, а также финансовых ресурсов, замороженных на стадиях поставки материальных ресурсов и отгрузки готовой продукции  потребителям.

Рациональное использование  топливно-энергетических ресурсов, в  том числе и нефтегазовых, - одно из главных условий успешного  решения задач хозяйственного переустройства и развития топливно-энергетического  комплекса, поскольку это влечет за собой минимизацию затрат и  оптимизацию оборотного капитала предприятия  нефтегазохимического комплекса.

Несмотря на положительные  тенденции развития нефтехимического бизнеса, значительная часть проблем  функционирования отрасли остается нерешенной и продолжает усугубляться. В частности, наблюдаются диспропорции в имеющихся мощностях первичной  переработки сырья и выпуска  конечной продукции нефтехимии. Современное  состояние нефтегазохимического комплекса  характеризуется низким уровнем  переработки сырья, преобладанием  в структуре российского экспорта полуфабрикатов, высоким износом  и низким коэффициентом использования  оборудования. В этой связи разработка методики расчета оптимальных норм расхода сырья с учетом загрузки технологического оборудования является важным вопросом в обеспечении эффективной  работы предприятия нефтегазохимического комплекса и сокращения его совокупных затрат[16].

Причем на решение вопросов в рамках данной экономической проблематики влияет включенность предприятия в  единую цепочку создания добавленной  стоимости. В этом смысле научный  интерес представляет совершенствование  методики анализа эффективности  пересекающихся материальных и финансовых потоков, интегрирующих экономически обособленные организации. При этом в качестве инструментария анализа  следует избрать соответствующие методики, с помощью которых стало бы возможным сопоставление и интегрированный расчет эффективности использования видов экономических ресурсов с учетом специфики нефтепереработки, нефтехимии и других видов экономической деятельности. Представляя всю сложность данной задачи, мы полагаем, что необходим детальный анализ структуры оборотного капитала смежных отраслей нефтегазохимического комплекса, что может стать основой для сопоставления оптимальности пропорций инвестиций в оборотный капитал. В рамках данного процесса целесообразно также развитие теории управления цепями поставок как потенциального способа управления эффективностью использования оборотного капитала кластерных образований в промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственное регулирование (особенно сегодня) — главный фактор развития промышленности. Но выбор  его направлений, оценка затрат и  результатов в современных условиях должны строиться на рыночных механизмах. С их помощью необходимо реализовать  принципы эффективности и увеличения объемов реализации, воспроизводственной  направленности и эффективности  инновационно-инвестиционной деятельности, социальных результатов и экологических  ограничений.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании  Российской Федерации. 

Широко используется способ изменения  собственности государственных  предприятий – денационализация. При этом собственность государственных  предприятий может переходить в  руки частных лиц, банков, кооперативам и коллективам государственных  предприятий.

Государственное регулирование  нефтегазохимического комплекса - экономическое  воздействие государства на производство, переработку и реализацию нефтехимической  продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое  обслуживание и материально-техническое  обеспечение. Среди методов прямого  воздействия выделяется бюджетная  поддержка через систему дотаций  и компенсаций, субсидирование процентных кредитных ставок, финансирование целевых  программ подготовки и переподготовки кадров, бюджетные ссуды, финансирование НИОКР, а косвенного - льготные налогообложение  и кредитование, сельскохозяйственное страхование, агролизинг, государственные  гарантии при получении кредитов и др.

Как показывает мировой опыт, большинство стран с развитой рыночной экономикой, нефтяные отрасли  которых имеют продолжительную  историю, активно развивают малые и средние формы нефтебизнеса. Не противопоставляя вертикально–интегрированные нефтяные компании и малые предприятия, так как и те, и другие нужны для эффективного функционирования отрасли, можно утверждать, что именно малые и средние фирмы способны обеспечит максимизацию нефтеизвлечения в условиях истощения сырьевой базы. Анализ зарубежного опыта.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Данные инструменты государственного регулирования применяются в  методах прямого  и косвенного воздействия на экономическую отрасль.

К методам прямого государственного воздействия относят:

  • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
  • государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
  • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Информация о работе Особенности государственного регулирования нефтехимической отрасли РФ