Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 11:42, дипломная работа
В качестве основной цели дипломной работы выступает изучение аспектов управления товарной политикой на реально существующем российском предприятии, анализ конкурентоспособности предприятия и разработка путей ее повышения.
Для достижения целей данной работы были поставлены следующие задачи:
Краткий анализ существующего положения предприятия в целом;
Анализ технико-экономических характеристик основного товарного ассортимента;
Рассмотрение товарной политики предприятия;
Рассмотрение ассортиментной политики;
Оценка системы обеспечения качества выпускаемой продукции;
Оценка конкурентоспособности товара (рассматривается какой – то определённый вид продукции);
Разработка мероприятий по совершенствованию товарной политики предприятия и оценка полученного от их внедрения эффекта.
Введение
Глава 1. Особенности Коммерческой деятельности в сфере рыночного хозяйствования
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Общая характеристика предприятия
1.3 Организационная структура и менеджмент
Глава 2. Анализ рынка металлургической продукции
2.1 Маркетинговый анализ деятельности ОАО «ОЭМК»
2.2. Анализ конкурентоспособности ОАО «ОЭМК».
2.3 Анализ финансового состояния ОАО «ОЭМК»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОЭМК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для расчета конкурентоспособности предприятия необходимо определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:
Кå=
где п – количество продуктов ОАО «ОЭМК».
Кå=
Кроме того, для расчета полной конкурентоспособности предприятия также нужно учитывать следующие общефинансовые коэффициенты, рассчитанные на основе анализа баланса предприятия за отчетный 2009 год.
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) – формула (8):
КТЛ = Итог 2-го раздела баланса
Итог 5-го раздела баланса
Итог 2-го раздела баланса составил 3759883 т.р.
Итог 5-го раздела баланса составил 1635136 т.р.
КТЛ =
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КООС) – формула (9):
КООС = Итог 3-го раздела баланса – Итог 1-го раздела баланса,
Итог 2- го раздела баланса
Итог 3-го раздела баланса составил 2479208 т.р.
Итог 1-го раздела баланса составил 11038399 т.р.
Итог 3-го раздела баланса составил 3759883 т.р.
КОСС < 0, значит ОАО «ОЭМК» в 2004 г. недостаточно обеспечено собственными средствами.Данные расчетов внесем в таблицу 16.
Таблица 16. Показатели, характеризующие конкурентоспособность
ОАО «ОЭМК» в 2009 году.
Показатели |
Итоговое значение |
|
0,84 2,3 - 2,28 |
Итого КФ |
- 4,4 |
Окончательный расчет конкурентоспособности ОАО «ОЭМК»:
КФ =
Показатель конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» имеет отрицательную величину, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности предприятия по результатам 2011 г.
Для каждого рынка продукта идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Все конкуренты делятся на определенные группы в зависимости от преимуществ, завоеванных фирмами, и таким образом устанавливается их роль в конкурентной борьбе.
Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. Для деления конкурентов на группы используют матрицу группового ранжирования конкурирующих фирм.
Претенденты |
Лидеры | |
+ 3,1 - + 7 |
+ 7,1 - + 9 |
+ 9,1 - + 10 |
Занявшие рыночную нишу - 2,9 – (- 0,99) |
Последователи | |
1 |
+ 1,1 - + 3 | |
Банкроты |
Занявшие рыночную нишу - 6,9 – (- 3) | |
- 10 – (- 9,1) |
- 9 – (-7) |
Рис. 4. Матрица групп фирм, конкурирующих на рынке
Матрица представляет собой прямоугольник, разбитый на 9 квадрантов (секторов), каждый из которых соответствует определенному коэффициенту от – 10 до 10. Сам прямоугольник делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе фирм, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка:
Лидеры - 0,1 – 10;
Претенденты на роль лидера - 7,1 - 9;
Последователи
Занявшие рыночную нишу - 0,99 – (- 2,9);
Банкроты
При расчетном значении КФ = - 4,4 ОАО «ОЭМК» по итогам 2011 года занимает сектор матрицы, соответствующий рыночной нише. Это значит, что для предприятия характерно тесное общение с клиентами, стремление максимально удовлетворить их запросы, характерен также ограниченный круг клиентов, но высокий уровень цен.
Для ОАО «ОЭМК» в 2011 году низкая конкурентоспособность обусловлена недостаточной обеспеченностью собственными средствами. Это связано с затратами на строительство стана 350 ОЭМК в период осуществления проекта в рамках акционерного общества, которые оцениваются в 483,4 млн. долл.
Основные поставки оборудования стана 350 осуществляются консорциумом германских фирм во главе с фирмой “Siemens” и финансируются за счет следующих кредитов:
Для финансирования строительно-монтажных работ и отечественного оборудования комбинат использовал промежуточные кредиты Международного Московского Банка и БХФ–Банка в сумме 30 млн. долл., которые погашаются в настоящее время, а также планирует к использованию кредитную линию Сбербанка Российской Федерации.
Погашение кредитов (кроме упомянутых 30 млн. долл.) будет производиться после пуска стана 350 в эксплуатацию.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» необходимо выплатить кредиты и увеличить тем самым величину собственных средств предприятия. В связи с этим , в целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» необходимо увеличить объемы источников собственных средств.Ведь именно нехватка собственных средств явилась основной причиной снижения конкурентоспособности предприятия.
В целях повышения конкурентоспособности на товарном рынке многие российские компании используют лишь ценовые факторы,однако в долгосрочной перспективе такая политика может иметь обратный эффект,то есть приведет не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а может привести к сужению доли рынка или к полному вытеснению с рынка.
В целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» должно обратить внимание на снижение энергозатрат на производство и повысить требования к качеству стали.
В настоящее время важным направлением развития комбината является модернизация металлургического комплекса в целях повышения конкурентоспособности ОАО «ОЭМК» на рынках металлопродукции. Разрабатывается программа развития предприятия до 2017 года, которая включает ряд мероприятий по реконструкции и модернизации цехов с целью повышения эффективности и увеличения годовой мощности по металлизации до 3 млн. тонн металлизованных окатышей, по готовому прокату – 2200 тыс.т.
Программу реконструкции и развития ОЭМК предполагается осуществить в несколько этапов, каждый из которых будет представлять отдельный, технологически независимый проект, имеющий свое технико-экономическое обоснование, бизнес-план, схему финансирования. Такой подход позволит при необходимости осуществлять реализацию каждого этапа независимо друг от друга при наличии благоприятной финансово-экономической ситуации на комбинате и положительной конъюнктуры на рынке металлопродукции.
2.3 Анализ финансового состояния ОАО «ОЭМК»
Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов.
Рассмотрим основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «ОЭМК». Источник информации – ежеквартальный отчёт ОАО «ОЭМК».
Таблица 6.
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 квартал 2011 года |
Выручка, тыс. руб. |
25 935 306 |
31 398 776 |
33 478 998 |
44 824 061 |
61 559 638 |
9 079 534 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
9 323 416 |
10 105 757 |
10 002 414 |
13 901 619 |
23 064 837 |
1 536 135 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) (непокрытый убыток), тыс. руб. |
5 369 119 |
5 535 907 |
4 728 338 |
6 942 844 |
10 412 105 |
-3 059 221 |
Рентабельность собственного капитала, % |
66,4 |
42,3 |
27,4 |
29,2 |
55,6 |
-19,6 |
Рентабельность активов, % |
29,8 |
23,8 |
10,3 |
12,8 |
15,2 |
-4,5 |
Коэффициент чистой прибыльности, % |
20,7 |
17,6 |
14,1 |
15,5 |
16,9 |
-33,8 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
28,8 |
24,2 |
22,0 |
24,7 |
31,8 |
9,4 |
Оборачиваемость капитала |
1,57 |
1,58 |
0,80 |
0,90 |
1,24 |
0,19 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, тыс. руб. |
2 891 098 |
8 148 728 |
12 416 153 |
18 912 928 |
14 779 305 |
11 722 031 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
1. Выручка от продажи продукции за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличилась на 37 %. Валовая прибыль также увеличилась на 66 %. Чистая прибыль за 2010 год увеличилась на 50 % по сравнению с 2009 годом. Изменение выручки, валовой и чистой прибыли в 2006-2010 г.г. определялось влиянием благоприятной рыночной конъюнктуры 2006-2009 г.г., 9 месяцев 2010 года, изменением курсов иностранных валют по отношению к рублю, темпов внутренней инфляции и прочих факторов.
2. Рентабельность активов в 2010 году составила 15,2 % против 12,8 % в 2007 году. Рост рентабельности активов относительно 2008-2009 г.г. объясняется ростом чистой прибыли.
3. Рентабельность собственного капитала в 2010 году составила 55,6 % против 29,2 % в 2009 году. Рост коэффициента относительно 2006-2007 г.г. также объясняется ростом чистой прибыли, полученной в 2008 году.
4. Коэффициент чистой прибыльности в 2010 году составил 16,9 против 15,5 в 2007 году. В течение 2006-2009 г.г. коэффициент менялся незначительно, что говорит о сопоставимых темпах роста выручки от продаж и чистой прибыли.
5. Рентабельность продаж в 2010 году составила 31,8 % против 24,7 % в 2007 году.
6. Оборачиваемость капитала за 2010 года составила 1,24 против 0,9 в 2007 году. Относительно 2005-2007 г.г оборачиваемость снизилась из-за роста выручки от продаж.
7. Соотношение суммы
Выручка от продажи продукции за 1 квартал 2011 года по сравнению с 1 кварталом 2008 года снизилась на 32 %. Валовая прибыль снизилась на 65 %. Основная причина – снижение цен на металлопродукцию, связанное с неблагоприятной рыночной конъюнктурой и снижение объёмов производства металлопродукции. Все коэффициенты рентабельности в 1 квартале 2011 года относительно 1 квартала 2010 года уменьшены, что является следствием полученных в 1 квартале 2011 года убытков.
Изменение размера выручки от продажи продукции за 20010 года по отношению к 2009 году составило + 37 %. Увеличение произошло за счет увеличения цен на металлопродукцию. Снижение выручки за 1 квартал 2011 года по отношению к 1 кварталу 2008 года составило 32 %. Снижение произошло за счет снижения цен на отгружаемую продукцию, уменьшения объемов продаж и изменения сортамента отгружаемой металлопродукции.
Таблица 7. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 квартал 2011 года |
Собственные оборотные средства, тыс. руб. |
-3 786 257 |
167 227 |
- 19 588 826 |
- 17 897 446 |
-13 700 028 |
-19 761 150 |
Индекс постоянного актива |
1,5 |
1,0 |
2,1 |
1,8 |
2,7 |
3,4 |
Коэффициент текущей ликвидности |
4,0 |
3,0 |
2,2 |
2,6 |
1,0 |
0,7 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,9 |
2,0 |
1,3 |
1,6 |
0,7 |
0,5 |
Коэффициент автономии собственных средств |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
Информация о работе Особенности организации коммерческой деятельности на рынке