Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса в РФ, выявление их преимуществ и недостатков;
- обоснование критериев выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса;
- предложение экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий по оптимизации и совершенствованию налогообложения малого бизнеса.
Введение
Для эффективного функционирования рыночного
хозяйства необходимым условием
является формирование конкурентной среды
путем развития предпринимательства,
в том числе малого бизнеса. Подобная
форма предпринимательства
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды.
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.
Малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. Пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.
Немаловажным является тот факт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых предприятий в значительной степени формируются бюджеты в субъектах РФ.
В настоящее время в условиях в условиях экономического и финансового кризиса, а также хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам.
Стимулирующим фактором в развитии
малого бизнеса является налоговая
политика государства. Суть налоговой
политики заключается в поэтапном
уменьшении предельных ставок налогов
и снижении прогрессивности
Стабильность системы
изменения указанных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, и в нее вносятся необходимые изменения.
Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства Российской Федерации, которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения.
Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.
Малое предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития малого предпринимательства со стороны государства.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.
Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса в РФ, выявление их преимуществ и недостатков;
- обоснование критериев выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса;
- предложение экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий по оптимизации и совершенствованию налогообложения малого бизнеса.
Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты.
ГЛАВА 1. Общий режим налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Малый бизнес – коммерческая деятельность юридически самостоятельных малых субъектов рыночной экономики, представляющая собой одну из наиболее гибких форм хозяйствования и направленная на демонополизацию экономики крупными предприятиями.
Основной составляющей малого бизнеса являются малые предприятия, имеющие разную форму собственности [18, с. 79].
Малое предприятие – предприятие,
масштаб и организационно-
В РФ согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [2] установлен предельный уровень численности персонала по различным сферам деятельности. Кроме критерия численности используется и показатель доли численности государства или других юридических или физических лиц в уставном капитале предприятия.
В зарубежной практике для определения принадлежности к сектору малого бизнеса, кроме критерия численности персонала, как правило, используются следующие количественные показатели: объем валовой продукции или оборота капитала (продаж), объем производственных фондов [22, с. 201].
В данный момент в России при создании субъектов малого предпринимательства в основном применяются следующие виды организационно-правовых форм:
- юридические лица (хозяйственные товарищества, товарищества на вере);
- общества с ограниченной ответственностью;
- акционерные общества (открытые и закрытые акционерные общества);
- физические лица (индивидуальные предприниматели).
Причины, по которым владельцы выбирают ту или иную организационно-правовую форму, зависит от их предпочтений по несению ответственности и соответственного получения доходов.
Следует отметить, что в настоящее время для субъектов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей России действует два вида режимов налогообложения (рис. 1.1).
Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.
Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ [23].
Рис. 1.1. Режимы
налогообложения субъектов
В обязанность субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление следующих налогов и налоговых поступлений [1]:
1. Налог на прибыль (глава 25 НК РФ)
Налогоплательщики - 1. Российские организации; 2. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ (ст. 246 НК РФ).
Объект налогообложения - прибыль налогоплательщика, под которой понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов, признанных в соответствии со ст.247 НК РФ.
Налоговая база - денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (ст. 274 НК РФ).
Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.
Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из (ст. 248 НК РФ):
- доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);
- внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).
Для целей налогообложения доходы могут быть уменьшены лишь на суммы расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными (ст.252 НК РФ)
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Документально подтвержденными расходами считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Расходами признаются любые затраты малого предприятия при условии, что они произведены им в целях получения дохода.
В зависимости от характера, а также условий осуществления НК РФ выделяет две группы расходов:
- расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ);
- внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ).
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, кроме того, подразделяются на: материальные расходы (ст. 254 НК РФ); расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ); суммы начисленной амортизации (ст. 256 НК РФ); прочие расходы (ст. 260-264 НК РФ).
2. Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
Налогоплательщики - 1. Организации; 2. Индивидуальные предприниматели (ст.143).
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о представлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (ст.146 НК РФ).
Налоговая база - все виды доходов налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученные им в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (ст.153 НК РФ).
3. Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)
Налогоплательщики – 1. Российские организации; 2. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
Объект налогообложения – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база - среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
4. Акцизы (глава 22 НК РФ)
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, перечень которых определен ст.179, 181 НК РФ.
Объект налогообложения – реали
Налоговая база - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении (ст.187 НК РФ).
5. Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ). В отношении НДФЛ субъект малого бизнеса является налоговым агентом.
Налогоплательщики – физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являются налоговыми резидентами (ст. 207 НК РФ).
Объект налогообложения – доход
Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 НК РФ).
6. Единый социальный налог (глава 24 НК РФ) – утратил силу с 1 января 2010 года
Налогоплательщики – 1. Лица, производящие выплаты физическим лицам; 2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты (ст. 235 НК РФ)
Объект налогообложения – выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физ. лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (ст. 236 НК РФ)
Налоговая база - Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками в налоговый период в пользу физических лиц (ст. 237 НК РФ)