Особенности применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса в РФ, выявление их преимуществ и недостатков;
- обоснование критериев выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса;
- предложение экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий по оптимизации и совершенствованию налогообложения малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды  путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды.

Важная роль малого бизнеса заключается  в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды  крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.

Малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. Пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

Немаловажным является тот факт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых предприятий в значительной степени формируются бюджеты в субъектах РФ.

В настоящее время в условиях в условиях экономического и финансового  кризиса, а также хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая  политика государства. Суть налоговой  политики заключается в поэтапном  уменьшении предельных ставок налогов  и снижении прогрессивности налогообложения  при достаточно узкой налоговой  базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

Стабильность системы налогообложения  позволяет предпринимателю увереннее  чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической   ситуации,  степень   доверия    к   правительству.  Поэтому,  по   мере

изменения указанных условий, налоговая  система перестает отвечать предъявляемым  к ней требованиям, и в нее вносятся необходимые изменения.

Это в полной мере относится и  к той части налогового законодательства Российской Федерации, которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для повышения активности предпринимательской  деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения.

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений  экономических преобразований в  стране. Концепция его дальнейшего  развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Малое предпринимательство имеет  свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития малого предпринимательства со стороны государства.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:

- рассмотрение сущности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;

- исследование применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса в РФ, выявление их преимуществ и недостатков;

- обоснование критериев выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса;

- предложение экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий по оптимизации и совершенствованию налогообложения малого бизнеса.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты.

 

ГЛАВА 1. Общий режим налогообложения субъектов малого предпринимательства.

 

Малый бизнес – коммерческая деятельность юридически самостоятельных малых субъектов рыночной экономики, представляющая собой одну из наиболее гибких форм хозяйствования и направленная на демонополизацию экономики крупными предприятиями.

Основной составляющей малого бизнеса  являются малые предприятия, имеющие  разную форму собственности [18, с. 79].

Малое предприятие – предприятие, масштаб и организационно-правовая форма которого определяются и ограничиваются действующим законодательством, функционирующее в сферах указанных в уставе предприятия [24].

В РФ согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [2] установлен предельный уровень численности персонала по различным сферам деятельности. Кроме критерия численности используется и показатель доли численности государства или других юридических или физических лиц в уставном капитале предприятия.

В зарубежной практике для определения  принадлежности к сектору малого бизнеса, кроме критерия численности персонала, как правило, используются следующие количественные показатели: объем валовой продукции или оборота капитала (продаж), объем производственных фондов [22, с. 201].

В данный момент в России при создании субъектов малого предпринимательства в основном применяются следующие виды организационно-правовых форм:

- юридические лица (хозяйственные  товарищества, товарищества на вере);

- общества с ограниченной ответственностью;

- акционерные общества (открытые и закрытые акционерные общества);

- физические лица (индивидуальные предприниматели).

Причины, по которым владельцы выбирают ту или иную организационно-правовую форму, зависит от их предпочтений по несению ответственности и соответственного получения доходов.

Следует отметить, что в настоящее время для субъектов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей России действует два вида режимов налогообложения (рис. 1.1).

Под общим режимом налогообложения  понимают совокупность налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.

Малое предприятие при общем  режиме налогообложения должно вести  налоговый учет, руководствуясь Налоговым  кодексом РФ [23].

Рис. 1.1. Режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства РФ

 

В обязанность  субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление следующих налогов и налоговых поступлений [1]:

1. Налог на прибыль (глава 25 НК РФ)

Налогоплательщики - 1. Российские организации; 2. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ (ст. 246 НК РФ).

Объект налогообложения - прибыль налогоплательщика, под которой понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину производственных расходов, признанных в соответствии со ст.247 НК РФ.

Налоговая база - денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (ст. 274 НК РФ).

Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании  первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из (ст. 248 НК РФ):

- доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ);

- внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Для целей налогообложения  доходы могут быть уменьшены лишь на суммы расходов, которые являются обоснованными и документально подтвержденными (ст.252 НК РФ)

Под обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых  выражена в денежной форме.

Документально подтвержденными расходами считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты малого предприятия  при условии, что они произведены  им в целях получения дохода.

В зависимости  от характера, а также условий осуществления НК РФ выделяет две группы расходов:

- расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ);

- внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ).

Расходы, связанные  с производством и (или) реализацией, кроме того, подразделяются на: материальные расходы (ст. 254 НК РФ); расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ); суммы начисленной амортизации (ст. 256 НК РФ); прочие расходы (ст. 260-264 НК РФ).

2. Налог на  добавленную стоимость (глава  21 НК РФ)

Налогоплательщики - 1. Организации; 2. Индивидуальные предприниматели (ст.143).

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о представлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (ст.146 НК РФ).

Налоговая база - все виды доходов налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученные им в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (ст.153 НК РФ).

3. Налог на  имущество организаций (глава 30 НК РФ)

Налогоплательщики – 1. Российские организации; 2. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Объект налогообложения – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база - среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

4. Акцизы (глава 22 НК РФ)

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, перечень которых определен ст.179, 181 НК РФ.

Объект налогообложения – реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в т.ч. реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о представлении отступного или новации (ст.182 НК РФ).

Налоговая база - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении (ст.187 НК РФ).

5. Налог на доходы физических  лиц (глава 23 НК РФ). В отношении НДФЛ субъект малого бизнеса является налоговым агентом.

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являются налоговыми резидентами (ст. 207 НК РФ).

Объект налогообложения – доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и от источников за пределами РФ (ст. 209 НК РФ).

Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 НК РФ).

6. Единый социальный налог (глава 24 НК РФ) – утратил силу с 1 января 2010 года

Налогоплательщики –  1. Лица, производящие выплаты физическим лицам; 2. Индивидуальные  предприниматели, адвокаты (ст. 235 НК РФ)

Объект налогообложения – выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физ. лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (ст. 236 НК РФ)

Налоговая база - Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками в налоговый период в пользу физических лиц (ст. 237 НК РФ)

Информация о работе Особенности применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса