Особенности применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса в РФ, выявление их преимуществ и недостатков;
- обоснование критериев выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса;
- предложение экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий по оптимизации и совершенствованию налогообложения малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Преимущества и недостатки применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности субъектами малого предпринимательства представлены в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Преимущества и недостатки применения системы налогообложения в виде ЕНВД

Преимущества

Недостатки

1. Низкие затраты на составление налоговой отчетности

1. Необходимость отслеживать все нововведения в налоговом законодательстве

2. В зависимости от объема учетной информации возможность выбора систем бухгалтерского учета, в том числе упрощенных, для малых предприятий.

2. Отсутствие права добровольно уплачивать НДС и, как следствие, возможная утрата клиентского списка или потеря бизнеса в целом.

3. Возможность ведения учета в привычных для бухгалтера формах в течение всей деятельности предприятия.

3. Из-за желания снизить сумму  уплачиваемого ЕНВД снижение (занижение)  физического показателя, в том  числе наемных работников. Как  следствие, нарушение налогового  законодательства и социальная  необеспеченность работников.

4. Сокращенный   объем   бухгалтерской   и статистической   отчетности   для   малых предприятий.

4. Увеличение затрат на ведение учета, расчета налогов и объема налоговой отчетности при ведении нескольких видов деятельности, облагаемых ЕНВД или облагаемых налогами по разным системам налогообложения.

5. Снижение себестоимости продукции, работ, услуг за счет  отсутствия НДС, ЕСН.

5. Отсутствие желания налогоплательщиков расширять и развивать бизнес из-за возможности увеличения налоговой нагрузки или попадания под налогообложения по разным системам налогообложения.


 

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – регулируется в соответствии с главой 26.4 НК РФ [1].

Соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности – инвестору – на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поисково-разведочные работы и эксплуатацию участка. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с использованием недрами, и порядок раздела произведенной продукции [10, с. 319].

Перейти на специальный налоговый  режим при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) можно  при выполнении следующих условий:

- СРП могут быть заключены  только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся;

- при выполнении соглашений  доля государства в общем объеме  произведенной продукции составляет не менее 32%;

- СРП предусматривают увеличение доли государства в прибыльном продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения.

Специальный налоговый режим при  СРП применяется в течение  всего срока действия соглашения и предусматривает замену уплаты части налогов разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения [19, с. 101].

В соответствии с законодательством  РФ при реализации СРП предусмотрены  два способа раздела продукции  между государством и инвестором: основной метод и прямой метод. Они предусматривают следующие условия и порядок (табл. 1.8).

Таблица 1.8

Условия и порядок раздела продукции  между государством и инвестором при СРП

Основной метод

Прямой метод

1. Определяется объем и стоимость произведенной продукции.

2. Определяется размер компенсационной  продукции.

3. Осуществляется раздел прибыльной  продукции.

4. Инвестор передает государству  часть произведенной продукции  или ее стоимостный эквивалент.

5. Инвестор получает часть произведенной  продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

1. Определяется объем и стоимость  произведенной продукции.

2. Производится раздел произведенной  продукции (или ее стоимостного  эквивалента). Пропорции между государством  и инвестором/оператором определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, показателей технико-экономического обоснования (ТЭО; при этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%.

3. Инвестор передает государству  часть произведенной продукции (или ее стоимости).

4. Инвестор получает часть произведенной  продукции, принадлежащей ему  в соответствии с условиями  соглашения.


При выполнении СРП в соответствии с основным методом раздела продукции  инвестор уплачивает следующие налоги и сборы (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Налоги, уплачиваемые при различных  методах раздела  продукции при  СРП

 

При выполнении СРП в соответствии с прямым методом раздела продукции инвестор уплачивает более узкий набор налогов (рис. 1.2).

При выполнении СРП по любому из методов инвестор может освобождаться от уплаты региональных и местных налогов при наличии решения регионального органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Налоги, которые при использовании  разных методов раздела продукции, инвесторы не уплачивают, перечислены на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Налоги, не уплачиваемые при  различных методах раздела продукции  при СРП

 

Согласно ст. 346.36 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Налогоплательщик может поручить исполнение своих обязанностей оператору – уполномоченному представителю налогоплательщика на основании нотариально заверенной доверенности [1].

Ст. 346.37 НК РФ определяет особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении СРП [1].

Ст. 346.38 НК РФ определяет особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции [1].

Ст. 346.39 НК РФ определяет особенности уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений о разделе продукции [1].

Налогоплательщик представляет в  налоговые органы по местонахождению  участка недр налоговые декларации по каждому уплаченному налогу и  по каждому соглашению. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших (ст. 83 НК РФ) – «крупнейшие налогоплательщики», представляют налоговые декларации (расчеты) по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Кроме того, в налоговые органы ежегодно не позднее 31 декабря представляется программа и смета расходов по соглашению на следующий год.

Для осуществления налогового контроля инвесторы или операторы обязаны  хранить первичные документы  по налогам в течение всего  срока действия соглашения о разделе  продукции.

В соответствии со ст. 346.42 НК РФ выездная налоговая проверка инвестора или оператора не может продолжаться более шести месяцев. Для организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для осуществления контроля каждого филиала и представительства [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Заключение

 

В России в настоящее время уровень  развития малого и среднего бизнеса  явно не соответствует ни современным потребностям экономики страны, ни тем более требованиям глобализации мирового хозяйства. Малое предпринимательство играет значительную роль в решении ряда социально-экономических проблем, негативное влияние которых особенно остро ощущается именно на муниципальном уровне.

Субъекты малого предпринимательства  являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.

Для субъектов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей России действует два вида режимов налогообложения:

1. Общий режим налогообложения  – совокупность налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами;

2. Специальные налоговые режимы - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами:

2.1. Система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

2.2. Упрощенная система налогообложения  (глава 26.2 НК РФ);

2.3. Система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (глава 26.3 НК РФ);

2.4. Система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции (глава 26.4 НК РФ).

В основе специальных режимов налогообложения  лежит замена уплаты совокупности установленных  законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.

Проблемы налогообложения и  направленности его воздействия  на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий являются одними из наиболее актуальных в рамках современного российского финансового менеджмента. С точки зрения налогообложения весь процесс деятельности хозяйствующих субъектов опосредуется возникновением и изменением налоговых отношений. Прогнозировать появление таких налоговых отношений, а также вытекающие из них налоговые базы, налоговые расходы необходимо до совершения соответствующих операций. Налоговое планирование сокращает неопределенность будущих налоговых расходов экономических субъектов и степень их адаптации к агрессивной внешней среде.

Эффективность налогового планирования оценивается с точки зрения уровня налоговой нагрузки предприятия. Процедура  приведения налоговой ситуации хозяйствующего субъекта к наиболее оптимальному состоянию с позиции налоговой нагрузки получила название налоговой оптимизации. Для того чтобы служить эффективным инструментом финансового и налогового менеджмента, инструменты и алгоритмы осуществления оптимизационных расчетов должны быть адекватны текущему состоянию налоговой системы государства.

Налоговая оптимизация - это разработка комплекса мер, предполагающих баланс низкого уровня налоговой нагрузки и удержания налоговых рисков в допустимых пределах, направленных в рамках действующего законодательства на рационализацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков.

Налоговое планирование является особым видом финансового планирования организации, основывающимся на принципах и методах налоговой оптимизации, проводимого с целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, увеличения собственных финансовых ресурсов и повышения финансовой устойчивости организации.

В работе представлена методика оптимизации налогообложения предприятия предназначена для применения на малых и средних предприятиях различной организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности. Поскольку именно малые и средние предприятия испытывают наибольшую обремененность с точки зрения налоговой нагрузки, то применение методики оптимизации налогообложения позволит менеджерам хозяйствующего субъекта принимать своевременные управленческие решения в части учета, анализа, планирования, контроля и регулирования системы налогообложения предприятия.

Целью методики оптимизации налогообложения предприятия является регулирование налоговой системы предприятия таким образом, чтобы в ходе реализации процедур налогового планирования, контроля и регулирования значение показателя налоговой нагрузки находилось в пределах «налогового коридора».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

2. Федеральный закон от 24.07.2007 г.  №209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации» (в ред.  от 27.12.2009 №365-ФЗ)

3. Федеральный закон от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 27.12.2009 №352-ФЗ)

4. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.11.2008 г. №392 «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год»

Информация о работе Особенности применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса