Особенности применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в РФ для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотрение сущности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства и совокупности налогов, уплачиваемых при этом режиме;
- исследование применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса в РФ, выявление их преимуществ и недостатков;
- обоснование критериев выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса;
- предложение экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий по оптимизации и совершенствованию налогообложения малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

7. Налог на добычу полезных  ископаемых (глава 26 НК РФ)

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, признанные пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (ст. 334 НК РФ)

Объект налогообложения – полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, предоставленных налогоплательщику в пользование в соотв. с законодательством РФ, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отд. лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 336 НК РФ).

Налоговая база - Стоимость добытых полезных ископаемых (ст. 338 НК РФ).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Преимущества  применения общего режима налогообложения  субъектами малого предпринимательства: 1. Возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от показателей выручки, стоимости имущества и др. показателей; 2. Возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от вида деятельности, вида реализуемых товаров, работ, услуг; 3. Возможность учитывать специфику деятельности. Создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений; 4. В зависимости от объема учетной информации, возможность выбора форм ведения учета, в том числе упрощенных для малых предприятий; 5. Возможность ведения учета в привычных для бухгалтера формах в течение всей деятельности предприятия.

Недостатки  применения общего режима налогообложения: 1. Высокие затраты на ведение  учета (в отличие от специальных  режимов налогообложения, например, упрощенного режима налогообложения); 2. Большой объем налоговой отчетности; 3. Возможность перехода на уплату ЕНВД по всем или отдельным видам деятельности, как следствие, ведение раздельного учета доходов и расходов для разных систем налогообложения; 4. Обязанность вести налоговый учет; 5. Увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет включения ЕСН, ПФР, ФСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Особенности применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса.

 

Специальные налоговые режимы - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)  - устанавливается главой 26.1 НК РФ и применяется параллельно с другими режимами налогообложения. Переход на уплату ЕСХН осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в НК РФ.

При применении такого специального налогового режима организации не уплачивают следующие виды налогов (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Налоги, не уплачиваемые при применении ЕСХН

Организации

Индивидуальные предприниматели

1. Налог на прибыль организаций  (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренных ст. 284 (п.3,4) НК РФ)

1. Налог на доходы физических лиц (по доходам от предпринимательской деятельности)

2. Налог на имущество организаций

2. Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

3. Налог на добавленную стоимость,  за исключением НДС, уплачиваемого:

- при ввозе товаров в Россию

- при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или по договору доверительного управления имуществом

3. Налог на добавленную стоимость,  за исключением НДС, уплачиваемого:

- при ввозе товаров в Россию

- при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или по договору доверительного управления имуществом

4. Единый социальный налог –  утратил силу с 1 января 2010 г. 

4. Единый социальный налог –  утратил силу с 1 января 2010 г.


 

Остальные налоги уплачиваются налогоплательщиками в соответствии с другими режимами налогообложения (общим и специальными).

Плательщики ЕСХН не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов (по НДС, НДФЛ).

В соответствии со ст. 346.3 НК РФ для перехода на уплату ЕСХН сельскохозяйственные товаропроизводители должны подавать заявление в налоговый орган в период с 20 октября до 20 декабря. При этом указываются данные о доле дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки в общем доходе от реализации товаров по итогам работы за календарный год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН [1].

Вновь создаваемые и зарегистрированные налогоплательщики могут перейти  на уплату ЕСХН в текущем году, подав соответствующее заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве.

Если по итогам календарных полугодия  или года (соответственно – отчетного  и налогового периодов) доля дохода от сельхозпродукции составила менее 70%, а также если произошло несоответствие ограничению по видам осуществляемой деятельности, налогоплательщики теряют право на применение ЕСХН, причем сначала соответствующего периода. Как следствие налогоплательщики в течение одного месяца после окончания данного периода должны произвести перерасчет налоговых обязательств по неуплаченным налогам в порядке, предусмотренном для вновь созданных и зарегистрированных налогоплательщиков.

Повторный переход на уплату ЕСХН возможен не ранее чем через один год после утраты права на применение данного налогового режима (ст. 346.3 НК РФ) [1].

Налогоплательщики ЕСХН могут перейти  на другой режим налогообложения  с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января.

Суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными  товаропроизводителями до перехода на уплату ЕСХН по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенные для осуществления  операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, при переходе на уплату ЕСХН восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат [1].

При переходе с уплаты ЕСХН на другой режим налогообложения суммы  НДС, предъявляемые налогоплательщиком ЕСХН по приобретенным товарам, вычету не подлежат.

Налогоплательщиками ЕСХН являются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на специальный налоговый режим в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Согласно ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются [1]:

1) организации и индивидуальные  предприниматели при соблюдении  ими следующих условий:

- осуществление производства, первичной  и промышленной переработки (в  том числе на арендованных  основных средствах), последующей  реализации сельскохозяйственной продукции;

- доля дохода от реализации  произведенной сельскохозяйственной  продукции в общем доходе от  реализации (работ, услуг) составляет  не менее 70%;

2) сельскохозяйственные потребительские  кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства (включая продукцию первичной переработки), от выполненных работ (услуг) для членов кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.

В соответствии со ст. 346.4 НК РФ объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов [1].

Организации при определении объекта  налогообложения учитывают доходы от реализации товаров и внереализационные доходы. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Ст. 346.5 НК РФ определяет расходы при  исчислении ЕСХН [1].

Налоговой базой признается денежное выражение доходов за вычетом расходов. Также доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщики вправе уменьшить  налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущие налоговые  периоды.

В соответствии со ст. 346.8 НК РФ налоговая  ставка  устанавливается в размере 6% [1].

Налоговым периодом является календарный  год, отчетным периодом – полугодие.

Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговые  органы налоговые декларации: организации - по месту своего нахождения; индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

2. Упрощенная система налогообложения  (УСН).

Порядок применения УСН регулируется главой 26.2 НК РФ [1]. Организации и индивидуальные предприниматели применяют ее наряду с иными режимами налогообложения. При переходе на упрощенную систему налогообложения уплата большинства налогов заменяется уплатой единого налога (табл. 1.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2

Перечень налогов, применяемых  при УСН

Уплачиваются налоги

Не уплачиваются налоги

1. Единый налог

2. Страховые взносы на обязательное  пенсионное страхование

3. Взносы на обязательное страхование  от несчастных случаев и профессиональных  заболеваний

4. Транспортный налог

5. Земельный налог и др.

1. Налог на прибыль организаций

2. Налог на доходы физических  лиц

3. НДС (кроме НДС по импорту;  НДС по договору о совместной  деятельности; НДС по договору  доверительного управления имуществом)

4. Налог на имущество организаций

5. Налог на имущество физических  лиц

6. ЕСН – утратил силу с  1 января 2010 г.


 

Переход на упрощенную систему для  действующих организаций и предпринимателей возможен только с начала года. Для  этого в период с 1 октября по 30 ноября предыдущего года необходимо подать заявление в налоговый орган по месту учета. При этом организации сообщают о размере своих доходах за 9 месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. Размер совокупного дохода не должен превышать 15 млн. руб. за 9 месяцев текущего года. Этот предел индексируется на ежегодно устанавливаемый коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары и услуги в предшествующем периоде (приостановлено до 1 января 2013 г.).

Согласно ст. 346.13 НК РФ, вновь созданные  организации и зарегистрированные индивидуальные предприниматели имеют  право применять УСН с момента своего создания

[1]. Заявление в этом  случае  они должны подать одновременно с заявлением о постановке на

на учет в налоговых органах.

Налогоплательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении следующих критериев (табл. 1.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3

Критерии для налогоплательщиков УСН

Налогоплательщики

Показатели деятельности

Организации

 

 

 

 

1. Доходы – не более 15 млн.  руб. за 9 месяцев (приостановлено  до 1 января 2013 г.); не более 45 млн.  руб. за 9 месяцев (применяется  до 30 сентября 2012 г.)

2. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (для организаций) – не более 100 млн. руб.

3. Средняя численность работников  – не более 100 человек

4. Доля участия других организаций  – не более 25% (кроме организаций  инвалидов, некоммерческих организаций,  в том числе организаций потребительской кооперации), отсутствие филиалов и представительств (для организаций)

Индивидуальные предприниматели

 

 

 

 

 


 

 

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ не относятся  к плательщикам организации и  индивидуальные предприниматели  [1]:

- уплачивающие единый сельскохозяйственный  налог;

- являющиеся участниками соглашений  о разделе продукции;

Информация о работе Особенности применения специальных налоговых режимов в системе налогообложения малого бизнеса