Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:23, контрольная работа
Цель работы – проанализировать практику управления затратами на производство и реализацию продукции и разработать предложения по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:
– определить сущность и понятие затрат предприятия;
– рассмотреть классификацию затрат для принятия управленческих решений, задачи, функции и методы упраления затратами;
– провести анализ изменения затрат в строительстве России за период 2000-2008гг.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы управления затратами предприятия
1.1 Понятие и сущность затрат предприятия………………………………
1.2 Классификация затрат для принятия управленческих решений………
1.3 Задачи функции и методы управления затратами ……………………
2. Анализ затрат в строительстве России за период 2000-2008гг. ……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы управления затратами предприятия
1.1 Понятие и сущность затрат предприятия………………………………
1.2 Классификация затрат для принятия управленческих решений………
1.3 Задачи функции и методы управления затратами ……………………
2. Анализ затрат в строительстве России за период 2000-2008гг. ……………
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается тенденция к росту затрат производства в связи с подорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста затрат на рекламу, представительных затрат и т.д.
Становление рыночного
отношения требует
С переходом на рыночное отношение повысилась самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой стойкости субъектов хозяйствования, а также повысилась их конкурентоспособности. Умение эффективное хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства являются главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирование предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.1
Цель работы
– проанализировать практику управления
затратами на производство и реализацию
продукции и разработать предло
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:
– определить сущность и понятие затрат предприятия;
– рассмотреть классификацию затрат для принятия управленческих решений, задачи, функции и методы упраления затратами;
– провести анализ изменения затрат в строительстве России за период 2000-2008гг.
1. Теоретические основы управления затратами предприятия
1.1. Понятие и сущность затрат предприятия
В отечественных и зарубежных учебных и научных изданиях, в нормативных актах часто используются три термина, отличия и область применения которых строго не определены – это затраты, издержки и расходы.
Наиболее ранними из перечисленных категорий явились издержки. Их появление в экономической литературе можно связать с использованием термина «стоимость» в значении «ценность», что повлекло за собой замену термина «стоимость производства» термином «издержки производства».2
Многие экономисты внесли существенный вклад в изучении издержек. Их исследовали ещё классики политической экономии: А.Смит ввел понятие абсолютных издержек, Д. Рикардо – автор теории сравнительных издержек. Под термином «издержки» они понимали средние общественные затраты на единицу, т.е. то, чего стоила отдельная единица продукции на среднем предприятии. Большой вклад в анализ теории издержек внес К.Маркс, согласно которому все затраты имеют «трудовой» характер.
В зарубежной специальной литературе издержки трактуются как сумма средств, необходимых для приобретения или производства товара или услуг, или как расходы, денежная оценка которых соответствует основным требованиям составления отчетности.
В экономической энциклопедии издержки трактуются как денежное выражение ценности экономических ресурсов, затрачиваемых при совершении экономическим субъектом каких-либо действий.3
Трактовка понятия «затрат» также неоднозначна. Чтобы понять, каким образом учетные системы вычисляют затраты и эффективно сообщают учетную информацию заинтересованным лицам, требуется четко понимать, что в каждом конкретном случае означает термин «затраты». Он имеет множество значений и в различных ситуациях применяется по-разному.
Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов, задействованных на производство и реализацию продукции за определенный период времени.
Как видно из определения, они характеризуются:
–денежной оценкой различных видов ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных ресурсов;
–целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или какой-то из её стадий);
–определенным периодом времени, то есть должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.4
Необходимо отметить ещё одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то они превращаются в запасы сырья, материалов, запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т.д. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости, и в данном случае они относятся к активам предприятия.
Основными признаками затрат являются: динамизм; многообразие; трудности из измерения и оценки; сложность и противоречивость влияния на экономический результат.5
Согласно МСФО, затраты представляют собой расходование или какое- либо другое использование активов или принятие обязательств в течение периода в связи с доставкой и производством товаров, оказанием услуг, выполнением различных работ, ведением другой деятельности, составляющей непрерывную основную деятельность организации (SFAC № 5).
Затраты на производство и реализацию продукции составляют ее себестоимость. Они возмещаются в каждом производственном цикле за счет выручки. При неизменном уровне оптовых цен от величины затрат на производство и реализацию продукции при прочих равных условиях зависит размер прибыли предприятия и уровень рентабельности производства.
Для наиболее точного учета затрат необходимо выбрать оптимально обоснованный вариант группировки расходов по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Группировка затрат по экономическим элементам производится по однородности их экономического содержания в следующем порядке:
– материальные затраты;
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация основных средств;
– прочие расходы.
Многие специалисты считают, что в основе категорий издержек и затрат положен разный смысл, причем некоторые утверждают, что понятие «издержки» шире понятия «затраты», поскольку издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции или её частей.
Например, издержки производства – это материальные, трудовые, финансовые и другие виды продукции. Кроме того, издержки включают в себя специфические затраты: на социальные нужды, потери от брака, гарантийный ремонт и т.д.6
Известен и такой подход: затраты в управленческом учете – выраженные в денежной форме совокупные издержки живого и овеществленного труда в процессе предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени.7
Отличие издержек и затрат может быть сформулировано следующими положениями:
1. Затраты и издержки различаются сущностной экономической природой оценки. Затраты имеют расчетную природу оценки, находят свое отражение во внутреннем учете, зависят от применяемой системы учета и не обязательно связаны с потоками платежей на предприятии. Издержки не имеют платежную природу и отражаются в финансовом учете предприятия.
2. У затрат могут отсутствовать признаки издержек: ряд затрат в производственном учете не имеет аналогов среди издержек (расчетные риски, расчетная заработная плата предпринимателя в индивидуальных частных предприятиях).
3. Отсутствие у издержек прямой связи с изготовлением продукции. Хотя они и возникают в отчетном периоде в рамках производственного процесса, не всегда связаны с изготовлением продукции.
Наиболее полно в нормативных актах раскрыто понятие расходов. Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательства, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.
Согласно НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п.1 ст. 252 НК РФ).
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п.3 ст. 52 НК).
В п.9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности: признанных в отчетном году и в предыдущие отчетные периоды; переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды.8
На уровне расходов непосредственным образом сказываются множественные производственные факторы: любые незначительные замены в технике или технологии, материально-техническое усовершенствование, изменение номенклатуры производимой продукции, а также более серьезные изменения, такие как модернизация и реконструкция, научная организация труда и повышение квалификации работников.
Неизменным условием деятельности предприятия должно быть возмещение расходов на приобретение сырья и материалов, износ основных фондов, оплату труда, затрат на расширение и модернизацию производства, на социальные программы и многие другие нужды, за счет доходов, полученных от реализации продукции, и прочей деятельности. При этом предприятие должно быть рентабельным. Выставляя ориентиром максимальные доходы и рентабельность, предприятие концентрируется, изыскивает все возможные ресурсы, возможность вовлечения в оборот заемных средств. Все совершаемые действия должны осуществляться с долей осознанного риска, точного расчета и ясного видения конечного результата. Прибыль предприятия также должна служить источником возврата и оплаты кредита. Предприятия, выполняющие все вышеизложенные условия, являются прибыльными, прогрессирующими, успешными, доминирующими в жестких условиях рынка.
На уровне расходов непосредственным образом сказываются множественные производственные факторы: любые незначительные замены в технике или технологии, материально-техническое усовершенствование, изменение номенклатуры производимой продукции, а также более серьезные изменения, такие как модернизация и реконструкция, научная организация труда и повышение квалификации работников.
Подавляющее большинство считают, что затраты и расходы – разные понятия. Исходя из приведенных определений, различие между затратами и расходами представляются в следующем. Расходы – это затраты:
- определенного периода времени;
- документально подтвержденные и экономически оправданные;
- полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию;
- возникновение затрат сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности, расходы же отражаются в «Отчете о прибылях и убытках».
Кроме того, в отличие от затрат, расходы не могут быть в состоянии запасоёмкости, относиться к активам предприятия.
Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.
Разные подходы и интерпретация анализируемых понятий существуют не только в теории, но и на практике. Для бухгалтера затраты – это основная категория, которая отражает стоимостные оценки ресурсов, используемых организацией в процессе деятельности. Специалист по налоговому учету признает не все затраты, а определенные из них - те, которые являются расходами в целях налогообложения. Финансист связывает расходы с платежами или выплатами, легко отслеживаемыми как движение денежных средств по денежным счетам.9
Существенное значение неопределенность терминологии приобретает в связи с тем, что нет строгого деления затрат (расходов, издержек) в зависимости от принципа соответствия, согласно которому расходы уменьшают доходы того же отчетного периода.
Следовательно, решением данной проблемы может стать сформированное соответствие расходов и доходов. Т.е. в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами.
1.2 Классификация затрат для принятия управленческих решений
Эффективный и достоверный учет, обеспечивающий своевременное принятие управленческих решений предполагает специфическое разделение затрат на производство продукции.
По отношению к объему производства затраты делят на переменные, условно-переменные (полупеременные), постоянные и условно постоянные.
Информация о работе Особенности управления затратами предприятия