Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 12:51, отчет по практике
За период прохождения практики в финансовом управлении были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение организационной структуры РУП «МТЗ» в целом, а также структурные подразделения предприятия.
2. Ознакомление с функциями и задачами финансового управления РУП «МТЗ», его взаимосвязью с другими подразделениями.
3. Изучение торговых контрактов, их особенностей.
4. Анализ конкурентных позиций РУП «МТЗ» на внутреннем и на мировом рынках.
С 2013 г. запланирован выпуск новой продукции
для продвижения продукции завода на рынки
дальнего зарубежья в странах Европейского
союза – тракторов «Беларус»-922.5/952.5/1021.5/
В рамках задач инновационного развития до 2015 г. планируется участие РУП «МТЗ» в выполнении следующих заданий ГНТП «Машиностроение»:
1) проведение модернизации
По завершении в 2013 г. НИОКР планируется освоение производства тракторов Беларус-1221.5, Беларус-1523.5, Беларус-2022.5 с установкой современных силовых агрегатов отвечающих современным требованиям по экологии, современного дизайна и комфортности верхнего строения и кабины, улучшенных показателей и характеристик полуавтоматических трансмиссий с повышенным ресурсом и надежности, микропроцессорных систем управления узлами и агрегатами трактора, современных систем контроля и диагностики состояния узлов и систем, способов защиты виброаккустических воздействий на оператора.
2) разработка, изготовление и испытание
опытного образца
3) разработка и освоение
4) разработка и освоение
5) разработка, изготовление и испытания
опытного образца
6) разработка и освоение
Также в рамках задач инновационного развития до 2015 г. с целью расширения новой линейки тракторов в диапазоне от 52 до 80 л.с. запланирован с 2013 г. проект задания ГНТП «Машиностроение» «Провести модернизацию семейства малогабаритных тракторов класса 0,9 мощностью 50-60 л.с. путём установки экологически чистых двигателей (Tier IIIB), бесступенчатых полнопоточных гидростатических трансмиссий и комфортабельных кабин с целью повышения технико-экономических и эксплуатационных качеств, улучшения условий труда оператора».
Во исполнение Второго раздела Программы действий Министерства промышленности по импортозамещению РУП «МТЗ» в 2011-2013 гг. осваивает производство тракторов общего назначения Беларус-2422, Беларус-2022.5 тягового класса 4, трактора общего назначения Беларус-3522 тягового класса 6.
Также в рамках отраслевой научно-технической программы «Импортозамещающая продукция» до 2014 г. разрабатывается самоходная машина «Беларус-300С» с комплектом оборудования для обрезки деревьев.
4. Выставочная деятельность.
Одним из важных элементов экспортного маркетинга и стимулирования сбыта продукции РУП «МТЗ» является расширение участия предприятий, входящих в состав объединения, в международных и зарубежных выставках, которое обеспечивает создание и поддержание имиджа этих предприятий, позволяет сформировать спрос на их продукцию и обеспечить поиск потенциальных партнеров. Использование накопленного профессионального и организационного опыта участия в международных научно-технических выставках и других мероприятиях, новые формы представления экспонируемой продукции являются необходимыми инструментами продвижения продукции РУП «МТЗ» на внешние рынки.
5. Мониторинг мировых рынков сбыта и тесное взаимодействие с загранучреждениями Республики Беларусь за рубежом.
Маркетинговые исследования рынков являются неотъемлемой частью осуществляемых предприятиями стратегий продаж и реализуются силами соответствующих служб. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период. Для организации углубленных исследований, а также с целью регулярного мониторинга рынков сбыта, необходимо постоянно получать оперативную информацию о ситуации на рынке, действиях конкурентов, новых тенденциях, появляющихся на рынках и т.п.
В этой связи РУП «МТЗ» работает в тесном контакте с белорусскими загранучреждениями с целью получения оперативной информации о конъюнктуре интересующих рынков, поиска новых надежных платежеспособных партнеров по внешнеторговым операциям, информационного обеспечения поддержки экспорта, помощи при организации национальных выставок Республики Беларусь, а также, в случае необходимости, помощи в организации встреч в государственных органах страны пребывания.
6. Повышение ценовой конкурентоспособности продукции.
Ценовая политика РУП «МТЗ» основывается на стратегии доступности для потребителей поставляемой продукции при одновременном покрытии затрат на производство и реализацию продукции и обеспечении необходимого уровня рентабельности. При этом обязательным является соизмерение цен на поставляемую продукцию с уровнем цен на аналогичную продукцию на мировом рынке.
В современных условиях ценовая конкуренция требует минимизации затрат на изготовление, обращение и эксплуатацию изделий.
Для экономии материальных затрат РУП «МТЗ» планирует продолжение реализации в 2013-2015 гг. следующих мероприятий:
Выполняя Директиву Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» экономическими и коммерческими службами предприятия ведется целенаправленная и эффективная работа по прогнозированию издержек на производство и обращение, снижению затратоемкости и материалоемкости.
7. Совершенствование механизма товародвижения, сбыта и сервиса.
С целью повышения квалификации специалистов, представляющих интересы предприятия за рубежом планируется продолжение работы по подготовке управленческого персонала и отбору кандидатов в резерв работников для работы за рубежом из числа специалистов предприятия.
С работниками, зачисленными в резерв для работы за рубежом, в соответствии с СТП РУП «МТЗ» «Работа с резервом руководящих кадров на предприятии» и СТП РУП «МТЗ» «Товаропроводящая сеть Минского тракторного завода» проводится обучение с целью совершенствования знаний по экономике, номенклатуре выпускаемой продукции, управленческих умений и навыков.
Одним из основных аспектов продвижения продукции на внешние рынки является совершенствование системы технического обслуживания и ремонта продукции МТЗ в зарубежных странах.
В настоящее время гарантийный и послегарантийный сервис реализованной техники «Беларус» за рубежом осуществляют субъекты товаропроводящей сети предприятия.
Основными направлениями совершенствования системы сервиса в 2013-2015 гг. являются:
5.1 Характеристика Основных рынков сбыта. Факторы, влияющие на изменение рынков
РУП «МТЗ» является экспортоориентированным предприятием. География поставок тракторов «Беларус» очень широка. С момента создания завода она насчитывает более 125 стран. За 2012 г. предприятие экспортировало продукцию в 62 страны. Темп роста экспорта продукции составил 102,0%.
РУП «МТЗ» проводит многовекторную маркетинговую стратегию.
Региональная структура экспорта продукции в 2012 г. выглядит следующим образом:
- в страны дальнего зарубежья – 24,6%;
- в страны СНГ (без РФ) – 23,6%;
- в Российскую Федерацию – 51,8%.
За последние 3 года прослеживается отрицательная динамика развития рынков. Мировой рынок сельхозтехники находился в стадии рецессии и стагнации. Исключением является быстроразвивающиеся рынки стран ЮВА и Латинской Америки. Данные рынки на период 2013-2015 гг. являются наиболее перспективными для наращивания продаж техники марки «Беларус». В 2012 г. в страны ЮАВ и Ближнего Востока было экспортировано 5 101 шт. тракторов. В странах Северной и Латинской Америки в прошлом году было реализовано 2 287 шт. техники.
РУП «МТЗ» усиливает работу по освоению рынка африканских стран. Наряду с увеличением поставок тракторов также закрепляет свои позиции на данном рынке путем организации сборочных производств. В настоящее время функционируют сборочные производства в Алжире, два в Египте, в Эфиопии. В 2013 г. планируется создание сборочных производств на рынках ЮАР и Нигерии. Таким образом, МТЗ стремится приблизить свою технику конечному потребителю, охватывая почти всю территорию Африки. В 2012 г. РУП «МТЗ» экспортировало 1 793 шт. тракторов в страны Африки.
Рынки вышеперечисленных стран характеризуются низкими требованиями к комплектации тракторов, а также присутствием на рынке большого количества тракторов китайского и индийского производства.
На рынках стран Европы предъявляются высокие требованиями к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины трактора и ее звукоизоляцию, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления, а также тракторы с двигателями, соответствующими экологичным требованиям TIER-3B. В 2012 г. в страны Европы было отгружено 4 112 шт. тракторной техники.
Использование передовых технологий особенно актуально для рынков Российской Федерации и прочих стран СНГ, где есть все возможности для роста именно этого сегмента рынка. Поэтому реализация энергонасыщенной техники является одной из главнейших задач на ближайшую перспективу в этих регионах.
Российская Федерация была и остается емким и перспективным рынком для продукции РУП «МТЗ». Самое большое количество поставок тракторов приходится именно сюда. В 2012 г. экспорт тракторов в Россию составил 26 100 шт. За последние 2-3 года Минский тракторный завод начал активно продвигать на рынок Российской Федерации тракторы мощностью св. 200 л.с. С этой целью в 2012 г. было создано 2 сборочных производства по производству тракторов «Беларус-3522» – ЗАО ШМЗ «Кранспецбурмаш» (Амурская обл., г. Шимановск) и ЗАО ПМТО СХТ «АгроТехСнаб» (г. Саратов). Рассматривается вопрос об организации сборочного производства энергонасыщенных тракторов «Беларус»-3522 в иных регионах РФ (Ростовская область).
В страны СНГ в 2012 г. было экспортировано 11 604 шт. тракторной техники.
Рынок Российской Федерации и прочие страны СНГ. Основными рынками сбыта для продукции МТЗ традиционно остаются Россия, Казахстан, Украина и др. страны СНГ. Более 75% экспорта продукции РУП «МТЗ» приходится на поставку продукции по контрактам в российских рублях. Так как при расчете показателя «темп роста экспорта» применяется статистическая стоимость в долл. США, то на объемы экспорта наравне с номенклатурой, количеством и ценой продукции существенное влияние оказывает и соотношение курсов российского рубля к доллару США. Изменение соотношения курсов российского рубля и евро к доллару США привело к снижению объема экспорта за 10 месяцев 2012 г.
Российская Федерация. 22 августа 2012 г. Россия вступила в ВТО. В связи с этим сельхозпроизводители ожидают снижения размера ставок ввозных таможенных пошлин на трактора и, как следствие, снижения цен на сельскохозяйственную технику и расширение предложения товаров, поставляемых из стран-членов ВТО.
C начала 2012 г. объем кредитования российских сельхозпроизводителей по сравнению с тем же периодом 2011 г. упал на 20-25%, рост кредитных ставок по займам, выданным на проведение весенне-полевых работ, составил 2 п.п., что также негативно отразилось на способности сельскохозяйственных производителей к закупке новой техники.
Также следует отметить, что в 2012 г. отмечена гибель сельхозкультур от засухи в 20 субъектах России. Режим ЧС был введен в 20 регионах.
Прочие страны СНГ. На некоторых рынках стран СНГ также наблюдаются негативные тенденции, которые привели к снижению темпов роста экспорта продукции РУП «МТЗ». Так, до сих пор не решен вопрос государственного финансирования закупки тракторов в Азербайджане; отсутствуют программы государственной поддержки по закупке сельскохозяйственной техники, в том числе и энергонасыщенных тракторов, на Украине; рынок Украины не оправился от негативных последствий на рынке сельхозтехники, связанных с ценовым кризисом на зерно в конце 2011 г.
Информация о работе Отчет по практике в финансовом управлении РУП «МТЗ»