Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:15, отчет по практике
Банки – одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.
Ссудный процент является своеобразной ценой, ссужаемой во временное пользование стоимости. Классификация видов ссудного процента основывается на формах кредита (коммерческий процент, банковский, потребительский и т.д.), видах кредитных учреждений (учетный процент Центрального банка, банковский, ломбардный), сроках ссуд ( по ссудам краткосрочным или ставкам денежного рынка, по долгосрочным ссудам или ставкам по облигационным займам), видах ссуд (процент по ссудам в оборотные средства, по овердрафту, по учету векселей, по целевым ссудам и т.д.), видах операций (процент по ссудам, по межбанковским кредитам, депозитный), по способу начисления (простые и сложные проценты,
Расходы банка можно классифицировать по характеру, форме, способу учета, периоду, к которому они относятся, по влиянию на налогооблагаемую базу, способу ограничения.
По характеру расходы банка делятся на шесть групп: операционные, расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка, по оплате труда персонала банка, по уплате налогов, отчисления в специальные резервы и пр.
К операционным расходам относится, во-первых, уплата процентов за привлеченные банком ресурсы на основе депозитных и кредитных операций, выпуска ценных бумаг. Во-вторых, комиссия, уплаченная банком по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, кассовым и расчетным операциям, за инкассацию. В-третьих, прочие операционные расходы (дисконтный расход по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, по операциям с драгметаллами и т.д.). Таким образом, операционные расходы – это затраты, прямо связанные с банковскими операциями.
Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, по содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды, эксплуатационные расходы по содержанию зданий и т.д. Расходы по оплате труда персонала банка складываются из зарплаты, премий, начислений на зарплату.
Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, с владельца автотранспортных средств, на пользователя автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций (т.е. налоги, отражаемые на расходных счетах банка).
Особой группой расходов являются затраты по формированию резервов на покрытие возможных потерь по ссудам, под обесценение ценных бумаг и на покрытие возможных убытков по прочим активным операциям, по дебиторской задолженности.
Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. Это расходы на рекламу, командировочные и представительские, на подготовку кадров, по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей, маркетинговые расходы, расходы по аудиторским проверкам, судебные, по публикации отчетности и т.д.
По форме различаются процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы.
Процентные расходы включают проценты, уплаченные банком за полученные кредиты, остатки средств на счетах до востребования и срочных депозитов, которые открыты для физических и юридических лиц, включая банки, процентные платежи по выпущенным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам.
Прочие непроцентные расходы имеют форму дисконтного расхода, расходов спекулятивного характера на рынке, переоценки активов, штрафов, пеней и неустоек, расходов на содержание аппарата управления (оплата труда, подготовка кадров и др.), хозяйственных расходов.
По периоду, к которому относятся расходы, выделяются расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.
По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти затраты учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.
По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:
Что же касается среднесрочных рисков возникновения локальных проблем в банковском секторе, в том числе из-за снижения ликвидности и ухудшения качества кредитных портфелей после периода бурной кредитной экспансии, Сбербанк традиционно сохраняет статус «безопасной гавани» в периоды банковских кризисов.
Стоит еще раз отметить, что в течение многих лет Сбербанк был практически единственной «голубой фишкой» банковского сектора на российском фондовом рынке. Хотя в 2006 г. активизировался спрос и на акции других крупных банков – Банка Москвы, Уралсиба, ПСБ, Возрождения - тем не менее, Сбербанк остается безусловным benchmark для акций финансовых институтов. Спрос на акции Сбербанка косвенно отражает инвестиционную привлекательность российского банковского сектора в целом, а также премию за масштаб бизнеса и отсутствие политических рисков. В то же время в конце 2007-начале 2008 гг. готовится IPO второго крупнейшего банка России с госконтролем и весьма агрессивной стратегией развития – Внешторгбанка. К размещению на фондовом рынке готовится и третий банк в российской иерархии – Газпромбанк, а также Росбанк. Таким образом, у Сбербанка в сегменте акций крупнейших российских банков должны появиться достойные конкуренты, что может привести к сокращению премии за практически монопольное положение прошлых лет.
Можно предположить, что уникальные конкурентные преимущества Сбербанка позволят ему сохранить в ближайшие годы лидирующее положение в российском банковском секторе. Его повышение неразрывно связано с ростом российской экономики, укреплением рубля, повышением роли банковской системы в механизме трансформации сбережений в инвестиции, растущими рынками потребительского и ипотечного кредитования.
В соответствии с таблицей № 5 (Приложение 4) видно, что за последние 2 года происходят заметные сдвиги – в структуре активов растет доля наиболее доходных статей – кредитов клиентам (с 71% в 2007 г. и 72,9% в 1 кв. 2008 г.). В структуре кредитов, в свою очередь, быстро увеличивается удельный вес высокодоходных розничных кредитов (с 19,3% в 2006 г. до 24,9% в 2007 г.). В то же время, в структуре пассивов постепенно снижается доля наиболее дорогих ресурсов – депозитов физических лиц, банк частично замещает их более выгодными средствами предприятий, а также заимствованиями на внешних рынках (евробонды, синдицированные кредиты). В конце 2006 г. руководство банка говорило о планах привлечения примерно $2 млрд., в 2007 г. на международных рынках.
Таким образом, на наш взгляд, хорошие финансовые результаты Сбербанка объясняются сочетанием уникально благоприятных внешних условий и выбора банком правильной стратегии – экстенсивный рост кредитования с увеличением доли высокодоходных кредитов населению и малому бизнесу, активное увеличение комиссионных доходов при одновременном сдерживании роста процентных расходов.
В 2007 г. и в последующие годы мы прогнозируем постепенное замедление темпов прироста кредитов, активов и депозитной базы, эта тенденция отмечается на результатах 2008 г. для Сбербанка и российского банковского сектора в целом.
Таблица 4
Численность, состав и движение персонала Сбербанка
Наименование отделов |
Фактическая численность работников, чел. |
Образование |
Молодёжь |
Женщины |
Всего принято на работу в 2009 г. |
Выбыло 2009 г. | ||
01.01.2008 |
01.01.2009 |
высшее |
среднее | |||||
Руководство |
1 |
1 |
1 |
|||||
Отдел бухгалтерского учёта и отчётности |
8 |
9 |
9 |
3 |
||||
Планово-экономический отдел |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 | |||
Отдел вкладов и расчётов населения |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
Отдел кредитования |
6 |
6 |
6 |
4 |
6 |
|||
Отдел кредитования частных лиц |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
|||
Отдел проблемных и просроченных кредитов |
2 |
3 |
4 |
|||||
Отдел ценных бумаг |
1 |
1 |
1 |
|||||
Отдел расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
||
Отдел валютных и неторговых операций |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
Юридический отдел |
2 |
2 |
2 |
1 |
||||
Отдел внутреннего контроля |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||
Отдел по работе с персоналом |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Отдел расчётов и переводов |
3 |
3 |
2 |
1 |
||||
Отдел банковских карт |
2 |
2 |
2 |
1 |
||||
Отдел банковских технологий |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
|||
Отдел информатики и автоматизации банковских работ |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
|||
Отдел сопровождения и оформления банковских операций |
4 |
3 |
3 |
3 |
||||
Отдел контроля за вкладными операциями |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||
Операционный отдел |
18 |
16 |
13 |
3 |
2 |
15 |
1 |
|
Отдел кассовых операций |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
|||
Отдел инкассации |
9 |
9 |
4 |
5 |
||||
Отдел безопасности и защиты информации |
5 |
5 |
5 |
3 |
2 |
2 | ||
Отдел общественных связей |
2 |
3 |
3 |
4 |
||||
Административно-хозяйственный отдел |
1 |
1 |
1 |
|||||
Организационный отдел |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
|||
Отдел маркетинга |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
|||
Спецотдел |
6 |
7 |
5 |
|||||
Другие подразделения/работники |
5 |
5 |
4 |
2 |
||||
Дополнительный офис |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
|||
Отдел кредитования (специалисты кредитования вне отделов) дополнительного офиса |
4 |
4 |
3 |
4 |
||||
Итого по отделам |
109 |
115 |
96 |
17 |
29 |
64 |
5 |
3 |
В Губкинском отделении Сбербанка №8495 количество работников с высшим профессиональным образованием больше, чем со средним, а значит, предприятие имеет достаточно высокий потенциал развития. Высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников – залог успешной деятельности любой организации. Путь к успеху также лежит в повышении и закреплении персоналом банка своих теоретических знаний и практических навыков – прохождении курсов повышения квалификации.
Таблица 4
Сведения о замещаемости, текучести и выбытии персонала на 01.01.2009, %
Наименование отделов |
Уровень замещения должностей специалистами |
Уровень текучести |
Уровень выбытия |
Отношение фактической численности к штатной | ||
Всего |
С высшим образованием |
С высшим образованием по профилю | ||||
Руководство |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел бухгалтерского учёта и отчётности |
87.5 |
75.0 |
75.0 |
22.2 |
22.2 |
114.3 |
Планово-экономический отдел |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел вкладов и расчётов населения |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел кредитования |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
16.7 |
16.7 |
100.0 |
Отдел кредитования частных лиц |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел проблемных и просроченных кредитов |
50.0 |
50.0 |
50.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел ценных бумаг |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел валютных и неторговых операций |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Юридический отдел |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел внутреннего контроля |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
50.0 |
50.0 |
100.0 |
Отдел по работе с персоналом |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел расчётов и переводов |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел банковских карт |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел банковских технологий |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел информатики и автоматизации банковских работ |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел сопровождения и оформления банковских операций |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
33.3 |
33.3 |
100.0 |
Отдел контроля за вкладными операциями |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Операционный отдел |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
12.5 |
12.5 |
100.0 |
Отдел кассовых операций |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
66.7 |
66.7 |
100.0 |
Отдел инкассации |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел безопасности и защиты информации |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Отдел общественных связей |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Административно-хозяйственный отдел |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Организационный отдел |
100.0 |
50.0 |
50.0 |
50.0 |
50.0 |
100.0 |
Отдел маркетинга |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Спецотдел |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Другие подразделения/работники |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Дополнительный офис |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
20.8 |
20.8 |
100.0 |
Отдел кредитования (специалисты кредитования вне отделов) дополнительного офиса |
97.7 |
93.3 |
93.3 |
17.4 |
17.4 |
101.0 |
Итого по отделам |
97.7 |
93.3 |
93.3 |
17.4 |
17.4 |
101.0 |
Для улучшения финансово-хозяйствен
Основная цель отделения – выйти на качественно новый уровень обслуживания клиентов. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным существенным изменениям, путем оптимального распределения пропорций между двумя основными направлениями деятельности - работой с физическими и юридическими лицами.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- Улучшить качество
обслуживания клиентов на
- В целях контроля за значениями экономических нормативов и обеспечения необходимого уровня ликвидности, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов. Проводить работу по увеличению сроков вексельных обязательств.
- Повысить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах.
- Повысить удельный
вес непроцентных доходов в
структуре общих доходов за
счет развития услуг,
1. комиссия, полученная за услуги, оказываемые филиалами отделения юридическим лицам, в том числе в инвалюте;
2. комиссия, полученная за услуги, оказываемые филиалами отделения населению, в том числе в инвалюте.
- Привлечение средств юридических лиц па расчетные, текущие счета и депозиты. Увеличение удельного веса обслуживающихся в Банке предприятий и организаций на основе формирования долгосрочных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с клиентами.
Для индивидуальных
предпринимателей малого
При обслуживании средних и крупных предприятий обращать особое внимание на качество обслуживания, скорость совершения операций. Планируется развивать обслуживание по системе расчетов "Клиент-Сбербанк".
Во взаимоотношениях
с бюджетными организациями, бюджетами
различных уровней
Привлечение средств физических лиц во вклады. Сбережения населения – главный и наиболее стабильный инвестиционный ресурс.