Планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности.
Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений.
Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Планирование деятельности предприятия ..................................4
1.1.Признаки планирования .........................................................................4
1.2. Типы планирования ...............................................................................5
1.3. Задачи планирования ............................................................................6
2. Сущность и методы планирования .........................................................7
2.1. Применение планирование в фирме ....................................................8
3. Методы планирования .............................................................................8
3.1. Норма и система плановых показателей ...........................................10
4. Стратегическое планирование фирмы .................................................11
4.1. Начало стратегического планирования .............................................12
4.2. Формировании целей и задач каждого уровня управления ………12
4.3. Стратегия роста предприятия .............................................................13
4.4. Система сетевое планирование и управление...................................15
5.Бизнес-план ..............................................................................................17
5.1.Разделы бизнес –плана .........................................................................17
Заключение .................................................................................................19
Глава 2. Практическая часть
Задание №1 ..................................................................................................20
Задание №2 ..................................................................................................24
Задание №3 ..................................................................................................29
Задание №4 ..................................................................................................32
Заключение .................................................................................................34
Список литературы ....................................................................................35

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

 

Программно-целевой метод используется при разработке программ, а также лежит в основе разработки стратегического плана предприятия. Главная черта программы — нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы — генеральная цель детализируемая в ряде стратегических целей и задач. На предприятиях разрабатываются программы: реализации сбытовой и товарной политики, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, завоевания новых рынков сбыта, реконструкции предприятия и др.

 

Экономико-математические методы лежат в основе экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. С их помощью на основе использования вычислительной техники имеется возможность разрабатывать ряд альтернативных вариантов плана и выбирать из нескольких вариантов оптимальный.

 

3.1. Норма и система плановых  показателей

. На предприятиях используются:

    1. Технико-экономический 
    2. Оперативно-календарный виды планирования.

 Их основой являются нормы  и нормативы, а также система  плановых показателей. Нормативная  база определяет прогрессивность  плановых решений.

К важнейшим видам норм относятся нормы использования ресурсов:

  • материальных;
  • орудий труда;
  • трудовых;
  • финансовых.

В оперативно-календарном планировании широко используются нормативы организации производственного процесса.

В настоящее время актуальное значение обретают нормы и нормативы конкурентоспособности продукции, маркетинговые нормы, основные нормативы предприятий-конкурентов.

К важнейшим плановым показателям, составляющим основу плана, относятся:

    1. объем реализованной продукции;
    2. прибыль;
    3. рентабельность;
    4. производственная мощность предприятия и его основных цехов;
    5. емкость рынка и степень его использования;
    6. коэффициент эластичности спроса и т.д.

 

4. Стратегическое планирование  фирмы

Новым перспективным видом долгосрочного планирования является стратегическое планирование. Стратегический план разрабатывается на основе программно-целевого метода и определяет стратегию развития предприятия на перспективу. 

Конечный результат плана — стратегия развития предприятия на перспективу. Стратегия развития на предприятии определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив её деятельности с учётом непредвиденных рыночных обстоятельств. Этапы формирования стратегии развития фирмы:

  • выработка миссии предприятия;
  • определение его стратегического положения в отрасли и регионе;
  • оценка сил конкуренции;
  • анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных, слабых сторон, опасностей и возможностей предприятия (SWOT-анализ);
  • разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка по системе показателей (увеличение или сокращение доли рынка, уровень рентабельности, размер чистой прибыли, окупаемость капитальных вложений, темпы роста объема продаж и емкости рынка);
  • выбор окончательной стратегии, которая включается в план. Стратегический план уточняется в бизнес-плане и плане маркетинга.

Стратегическое планирование на фирме направлено на долгосрочное развитие, достижения более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно — технических факторов и организационно — управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы.

 

 

 

 

4.1. Начало стратегического планирования

Стратегическое планирование начинается с исследования внешней и внутренней среды организации, затем определяются основные ориентиры фирмы. В рамках стратегического анализа фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию. Этапами стратегического планирования являются:

  • программа деятельности фирмы;
  • цели и задачи предприятия;
  • план развития хозяйственного портфеля;
  • стратегия роста предприятия.

Программа деятельности фирмы позволяет четко сформулировать основные направления ее работы и ответить на вопросы:

“Что представляет собой фирма?

Кто клиенты?

Каково будущее фирмы?

Чем ценна фирма для клиентов?”

Программа деятельности подготавливается руководством фирмы (часто в письменном виде), где с позиций рыночной ориентации определяются возможности по обслуживанию конкретных групп потребителей и (или) по удовлетворению конкретных требований и запросов.

  

4.2. Формировании целей и задач каждого уровня управления.

Реализация программы деятельности предприятия осуществляется на втором этапе при формировании целей и задач для каждого уровня управления.

“Управление методом решения задач” состоит в том, что на основании программы деятельности и избранной цели перед каждой службой формируются конкретные задачи, которые уточняются по показателям количественного и временного измерения. Это позволяет фирмам превратить задачи в конкретные цели и облегчает последующее планирование и контроль над их реализацией.

Так, в качестве задач могут выступать: рост сбыта; снижение издержек; увеличение доли отечественного рынка; выход на новые зарубежные рынки и т.д.

“План развития хозяйственного портфеля” состоит в анализе всех производств, входящих в состав фирмы и анализе товарного ассортимента фирмы. При этом анализу может подвергаться как простой (анонимный), так и марочный (фирменный) товар.

Такой анализ позволяет выявить техническое состояние производств, уровень рентабельности товарного ассортимента и соответственно определить:

    1. необходимые объемы капитальных вложений,
    2. оценить привлекательность своей продукции,
    3. ее конкурентоспособность,
    4. размеры рынка,
    5. темпы его роста,
    6. объемы получаемой прибыли,
    7. интенсивность конкуренции
    8. цикличность и сезонность деловой активности, возможности снижения себестоимости,
    9. конкурентоспособность цен,
    10. свою долю рынка и др.

 

4.3 Стратегия роста предприятия

“Стратегия роста предприятия” оценивает перспективы технического развития фирмы в будущем и обновления ассортимента ее продукции.

При этом стратегия роста анализируется по трем направлениям:

1. Интенсивный рост целесообразен и рекомендуется в тех случаях, когда имеются возможности увеличить сбыт, как правило, уже выпускаемых, т.е. старых товаров на старых, уже освоенных рынках. В этих случаях применяется так называемая методика “сетки развития товара и рынка”, которая включает следующие направления: глубокое внедрение на рынок, т.е. увеличение сбыта продукции на существующих рынках с помощью более активного, агрессивного маркетинга (более интенсивного использования рекламы, расширяющей круг потребителей, возможности сбыта, нового оформления товара, упаковки и др.); расширение границ рынка, т.е. сбыт существующих (старых) товаров на новых рынках путем освоения новых территорий сбыта; совершенствование товара, т.е. увеличение сбыта новых или усовершенствованных товаров на старых, уже освоенных фирмой рынках, освоение новых сегментов рынка.

2. Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда фирма занимает прочные позиции на рынке и может получить дополнительную выгоду за счет перемещения в рамках отрасли. Это достигается с помощью регрессивной интеграции, т.е. изменения своих взаимоотношений с поставщиками (усилить контроль за ними, поставить под жесткий контроль систему распределения); прогрессивной интеграции, предполагающей возможности контроля системы распределения, создания собственных оптовых или розничных служб; горизонтальной интеграции, смысл которой в расширении возможностей владения (контроля) предприятиями-конкурентами, закупить их.

3. Диверсификационный рост используется в тех случаях, когда фирма в существующих рамках отрасли ограничена в развитии или рост возможен за пределами имеющихся связей. При этом существует три разновидности диверсификации: концентрическая, которая предполагает расширение товарного ассортимента и пополнение рынка новыми изделиями, близкими с технической или маркетинговой точки зрения к существующим товарам; горизонтальная, предполагающая выпуск новых изделий, но рассчитанных на своего существующего покупателя; конгломнративная, имеющая в виду создание новых рынков сбыта, не имеющих никакого отношения ни к применяемой технологии, ни к нынешним товарам и рынкам.

Среднесрочный (5-летний) план нацелен на решение отдельных стратегических проблем, сформулированных в стратегическом плане.

Текущий план увязывает все направления деятельности предприятия и работу всех его подразделений на текущий финансовый год.

Основные разделы среднесрочного и текущего планов:

  • производство и сбыт продукции;
  • техническое развитие предприятия;
  • нормы и нормативы;
  • материально-техническое обеспечение;
  • труд и кадры;
  • охрана природы;
  • себестоимость;
  • фонды экономического стимулирования;
  • показатели экономической эффективности производства;
  • финансовый план;
  • план внешнеэкономической деятельности;
  • план социального развития.

 

4.4. Разделы среднесрочного и  текущего планов

Одним из основных методов планирования промышленного предприятия является система сетевого планирования и управления, основанная на графическом изображении определенного комплекса работ в их логической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости с использованием сетевых планов графиков (СПГ).Сетевой график отражает логическую последовательность событий, способствующих достижению поставленной цели. События обычно обозначаются кружками и указанными в них цифрами, а работа — стрелкой, соединяющей последовательно связанные события.   Продолжительность работы обозначается числом единиц времени, которое указывается над стрелкой (дни, месяцы); под стрелкой часто указываются затраты на проведение работ (рубли, человеко-дни). Если для перехода от одного события не требуется затрат средств и времени, а на графике необходимо изобразить взаимосвязь этих событий, то их соединяют без указания затрат или пунктирной линией.       

План цеха включает:

  • производственную программу,
  • план совершенствования техники,
  • технологии и организации производства,
  • труд и кадры,
  • смету затрат (предельную),
  • прибыль (экономию от снижения себестоимости продукции).
  • Планирование базируется на отчетных и перспективных данных. Поэтому надежность планирования в значительной степени зависит от достоверности и полноты отчетных показателей, а также объективности и целесообразности применения тех или иных показателей в перспективе.

Во всех случаях исходными данными являются показатели рынка:

  • оборот продаж (количество);
  • стоимость продаж (оборота);
  • продажные цены собственной и конкурентной продукции;
  • динамика спроса на все поставляемые товары на рынке;
  • динамика покупательной способности;
  • потребление товаров в расчете на душу населения;
  • прогнозы сбыта по группам товаров и др.

 

 

 

5.Бизнес- план предприятия 

Бизнес-план является одним из наиболее распространенных видов плановой деятельности фирмы в рыночных условиях. Бизнес-план является обязательным условием выделения инвестиций для реализации инвестиционных проектов, а также получения кредита в коммерческом банке. По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах фирмы, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий, а также выполнять функции рекламы.

5.1.Разделы бизнес – плана

Примерные разделы бизнес-плана.

  1. Резюме. В сжатой форме изложена суть предлагаемого документа, его преимущества, подведены итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов. Отмечается привлекательность, новизна, выгодность реализации целей бизнес-плана.
  2. Сущность предлагаемого продукта. Приводится описание предлагаемой продукции, ее преимущественные характеристики и прочее.
  3. Оценка рынков сбыта и конкурентов. Дается характеристика рынка, уровни продаж, покупатели.
  4. План маркетинга. Планируются совокупность мероприятий направленных на формирование и завоевание рынка продаж.
  5. План производства. Описываются производственная база, применяемые технологии, трудовые ресурсы, расчет себестоимости, и т.д.
  6. Организационный план. Приводится организационная структура управления.
  7. Финансовый план. Отражаются финансовые результаты и рассчитывается эффективность проекта по общепринятым критериям оценки эффективности.
  8. Оценка и предупреждение риска. Обосновывается мера неопределенности достижения поставленной цели, определяется время и место наступления возможных рисков, разрабатываются мероприятия по их предупреждению и снижению ущерба.
  9. Выводы.
  10. Приложения. Копии контрактов, пояснения к расчетам и т.д.

Информация о работе Планирование деятельности предприятия