Планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности.
Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений.
Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Планирование деятельности предприятия ..................................4
1.1.Признаки планирования .........................................................................4
1.2. Типы планирования ...............................................................................5
1.3. Задачи планирования ............................................................................6
2. Сущность и методы планирования .........................................................7
2.1. Применение планирование в фирме ....................................................8
3. Методы планирования .............................................................................8
3.1. Норма и система плановых показателей ...........................................10
4. Стратегическое планирование фирмы .................................................11
4.1. Начало стратегического планирования .............................................12
4.2. Формировании целей и задач каждого уровня управления ………12
4.3. Стратегия роста предприятия .............................................................13
4.4. Система сетевое планирование и управление...................................15
5.Бизнес-план ..............................................................................................17
5.1.Разделы бизнес –плана .........................................................................17
Заключение .................................................................................................19
Глава 2. Практическая часть
Задание №1 ..................................................................................................20
Задание №2 ..................................................................................................24
Задание №3 ..................................................................................................29
Задание №4 ..................................................................................................32
Заключение .................................................................................................34
Список литературы ....................................................................................35

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования 

«Нижегородский коммерческий институт»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И КОММЕРЦИИ

 

Кафедра экономики и финансового менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Планирование деятельности предприятия»

 

 

 
Выполнил:
Студент 3 курса,  группы 3—2К                                                                       дневного отделения

Вашурина Оксана Геннадьевна

 

Проверил:

преподаватель кафедры экономики и финансового менеджмента

Тарасова Елена Владимировна

___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Планирование деятельности предприятия ..................................4

         1.1.Признаки планирования .........................................................................4

1.2. Типы планирования ...............................................................................5

1.3. Задачи планирования ............................................................................6

2. Сущность и методы планирования .........................................................7

2.1. Применение планирование в  фирме ....................................................8

3. Методы планирования .............................................................................8

3.1. Норма и система плановых  показателей ...........................................10

4. Стратегическое планирование  фирмы .................................................11

          4.1. Начало стратегического планирования .............................................12

   4.2. Формировании целей и задач каждого уровня управления ………12

    4.3. Стратегия роста предприятия .............................................................13

4.4. Система сетевое планирование и управление...................................15

5.Бизнес-план ..............................................................................................17

5.1.Разделы бизнес –плана .........................................................................17

Заключение .................................................................................................19

Глава 2. Практическая часть

Задание №1 ..................................................................................................20

Задание №2 ..................................................................................................24

Задание №3 ..................................................................................................29

Задание №4 ..................................................................................................32

Заключение .................................................................................................34

Список литературы ....................................................................................35

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности.

Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений.

Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Планирование деятельности предприятия

 

Плановая деятельность фирмы — одна из первоочередных функций ее управления, взаимодействующая с такими функциями, как: организация, координация, контроль, регулирование, стимулирование и анализ.

Для разработки и применения стратегии и тактики предприятия необходима соответствующая организационная структура, обеспечивающая эффективное планирование.

Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей.

В более узком понимании планирование — это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действии хозяйствующего субъекта. 

Планирование на фирме — экономический метод управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения

 

    1. Признаки планирования

В условиях рыночных отношений основным регулятором действий субъектов предпринимательства являются цены на товары и услуги. Предприниматели, как хозяйствующие собственники, вынуждены подчиняться экономическим законам стоимости, спроса и предложения, рыночного ценообразования, в связи с тем, что эти законы действуют объективно, независимо от воли и сознания людей.

С другой стороны, предприниматели не только подчиняются законам рынка, но и стремятся к самостоятельному принятию решения, их поведение в принятии решений является целенаправленным и осознанным. Иначе говоря, предприниматели планируют деятельность предприятия.

Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Инструментом преодоления неопределенности и является планирование. В учебнике «Стратегическое планирование» под ред. Э.А. Уткина планирование деятельности предприятия классифицируется по трем признакам:

1.         Степень неопределенности в планировании.

2.         Временная ориентация идей планирования.

3.         Горизонт планирования.

В зависимости от степени неопределенности системы планирования делят на детерминированные и вероятностные. Детерминированные системы предполагают полностью предсказуемую среду и наличие достоверной информации. Вероятностные системы планирования формируются в условиях неполной информации и неопределенности результатов.

 

1.2. Типы планирования

Временная ориентация позволяет выделить 4 типа планирования:

1. Реактивное планирование, нацеленное  в прошлое. Любая проблема при  этом исследуется с точки зрения  ее прошлого развития. Реактивное  планирование осуществляется снизу  вверх.

2.  Инактивное планирование строится на удовлетворении настоящим. Предприниматели в этом случае не проявляют стремления к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своего предприятия.

3.  Преактивное планирование, ориентированное в основном на будущие изменения и на поиск оптимальных решений, осуществляется сверху вниз.

4.  Интерактивное планирование, построенное на предположении, что будущее предприятия подвластно контролю и в большей части зависит от сознательных действий людей, принимающих управленческие решения

По длительности горизонта планирования выделяют 3 типа:

1. Долгосрочное планирование, охватывающее период от 10 лет

и выше.

2. Среднесрочное планирование на период от 3 до 5 лет.

3. Краткосрочное планирование, обычно на 1 год

1.3. Задачи планирования.

Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование.

Стратегическое планирование — это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов управления в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Тактическое планирование — это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических целей.

Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей.

Задачи планирования:

- заключаются в выявление перспектив  изменения внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение первоочередных задач и действий для их решения.

- определение необходимых затрат  и результатов, проектирование изменения  состояния предприятия, согласование  работы всех его подразделений, контроль за выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы, анализ достигнутых плановых результатов.

 

Фирма как участник рыночной системы вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения и т.д. Однако во внутренней среде каждой фирмы, предприятия механизм цен вытеснен сознательными действиями и автономными решениями менеджеров и предпринимателей. Менеджер сознательно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых показателей.

2. Сущность и методы планирования

 

Планирование является естественной частью менеджмента. С этой позиции планирование отвечает на три основных вопроса:

  1. Где находится фирма в настоящее время?

 

 Определяется экономическая позиция фирмы, каковы итоги и условия ее деятельности. Оцениваются сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования, трудовые ресурсы для того, чтобы определить, чего может реально добиться фирма.

  1. Куда мы хотим двигаться?

 

 Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.

  1. Как, при помощи каких ресурсов фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников?

 

Отвечая на эти вопросы, процесс планирования включает в себя три основных этапа:

1.Установление своевременно четких количественных показателей, целей, которые должна достигнуть фирма.

2.Определение основных действий, которые необходимо осуществлять для достижения целей, принимая во внимание воздействие внешних факторов и имеющиеся внутренние возможности фирмы.

3.Разработка гибкой системы  планирования, обеспечивающая достижение поставленных целей.

 

 

 

2.1.  Применение планирование в фирме

 

Применение планирования на фирме позволяет:

  • предвидеть перспективу развития фирмы в будущем;
  • более рационально использовать все ресурсы предприятия;
  • избежать риска банкротства;
  • более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику;
  • улучшать контроль в организации;
  • увеличивать возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.

 

3. Методы планирования

Постоянная неопределенность будущего является одной из причин, по которой планирование должно осуществляться непрерывно. В силу внешних изменений или ошибок управления события могут разворачиваться не так, как предполагало руководство при выработке планов.

Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается. Однако полностью удалить ее не под силу ни одной фирме в силу разнообразия рыночной системы. Но можно осуществлять некоторый контроль над рынком, и такие усилия приносят определенный успех.

На фирмах используются такие методы планирования как:

  1. Балансовый
  2. Расчетно-аналитический,
  3. Графо-аналитический,
  4. Программно-целевой,
  5. Экономико-математический.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. В процессе формирования плана фирмы составляют балансы: производственной мощности, материальный, энергетический, трудовой, финансовый, бухгалтерский.

 

Расчетно-аналитический метод используется при планировании показателей плана, изучении их динамики и количественного размера факторов, на них влияющих. Так, например, планируются по факторам такие обобщающие показатели плана, как производительность труда, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

 

Графо-аналитический метод позволяет графическими способами смоделировать инновационные, производственные и организационные процессы на предприятии. Графики и диаграммы дают возможность наглядно представить взаимосвязь и взаимозависимость различных показателей между собой.

Информация о работе Планирование деятельности предприятия