Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Основные элементы планирования на предприятии следующие:
прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;
постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;

Содержание работы

Введение. 4
1. Планирование на уровне предприятия. 6
1.1 Социально-трудовое планирование. 6
1.2 Планирование технического развития предприятия. 21
2. Практическая часть. 32
2.1 Характеристика базового предприятия. 32
2.2 Метод валовой маржи. 37
2.3 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ. 43
2.4 Метод линейного программирования. 44
Заключение. 46
Список литературы.. 47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 210.98 Кб (Скачать файл)

Валовая маржа 1 = выручка от реализации без налогов – переменные расходы

Валовая маржа 2 = Валовая маржа 1 –  отдельные постоянные расходы

Прибыль = Валовая маржа 2 – постоянные расходы

Процент валовой маржи к выручке  от реализации = ((выручка от реализации без налогов – переменные затраты) /выручка от реализации без налогов) *100

Порог рентабельности = (постоянные затраты / процент валовой маржи1) *100

Таблица 3. Элементы операционного  рычага предприятия, тыс. руб.

показатель

А

Б

В

итого, тыс.руб.

итого, %

объем реализации

     

71086

 

косвенные налоги

     

17060,6

 

Выручка от реализации (без  косвенных налогов)

16938,2

15924,8

21964,1

54827

100

Переменные расходы

12112,6

11387,9

15706,6

39207

71,5

Валовая маржа 1

4825,62

4536,91

6257,48

15620

28,5

процент к выручке

28,5

28,5

28,5

   

отдельные постоянные расходы (ЗП мастера)

1200

1400

1100

3700

6

Валовая маржа 2

3625,62

3136,91

5157,48

11920

10

постоянные расходы

     

18120

48

результат (убыток)

     

-3301,6

-37


Следовательно, получаем

Процент валовой маржи 1 = (54025,4-39207)/54025,4) *100 = 27,4%

Порог рентабельности = (18120+3700)/0,274 = 79635 (тыс.руб.)

Расчет запаса финансовой прочности  осуществляется по формуле:

Запас финансовой прочности = выручка  от реализации – порог рентабельности

Результатом расчета могут быть два варианта:

1. запас финансовой прочности  – положительное число, что  свидетельствует о результативной  деятельности;

2. запас финансовой прочности  – отрицательное число, что  означает отсутствие у предприятия  запаса финансовой прочности  и нахождение его в зоне  убытков.

Следовательно, получаем

Запас финансовой прочности = 54827- 79635 = - 24808 (тыс. руб.)

Таким образом, расчет подтверждает, что существует отсутствие запаса финансовой прочности в деятельности анализируемого предприятия, поэтому необходимо дальнейшее исследование его деятельности и  нахождение возможных вариантов  выхода из зоны убытков: сокращение расходов; сокращение расходов и увеличение объемов  реализации; изменение ассортимента продукции.

3. Сокращение расходов

Конъюнктурные исследования доказали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 6,2% от оборота, т.е. целью деятельности предприятия является получение  прибыли в размере:

71086 тыс.руб. * 0,062 = 4407,33 тыс.руб.

Если переменные расходы по отношению  к объему реализации остаются на прежнем  уровне (т.е. процент валовой маржи  не изменяется), то объем выручки  от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи должен составить:

Новая выручка = (новая валовая маржа / первоначальный процент ВМ)*100%

Новая валовая маржа должна достичь  такого уровня, чтобы покрыть постоянные расходы и обеспечить получение  рентабельности к обороту 6,2%, т.е.дать прибыль в размере 4407,33 тыс.руб.

Новая валовая маржа = 54025,4+4407,33 = 58432,7 (тыс. руб.)

Тогда новая выручка от реализации составит:

58432,7/ 0,274 = 213258 (тыс.руб.)

4. Сокращение расходов и увеличение  объемов реализации

Сумма, на которую следует сократить  расходы, должна покрыть убытки и  принести прибыль на заданную величину. Сокращение расходов должно составить:

3301,6+4407,33 =7708,93 (тыс.руб.)

Но наиболее эффективный способ повышения рентабельности – это  одновременное увеличение объема реализации продукции и сокращение расходов.

5. Изменение ассортимента продукции

Для определения направления изменения  ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий. Прекратить выпуск нерентабельной продукции и  наращивать объем продаж более рентабельной продукции. С этой целью проведем анализ выпускаемой продукции, при  заданных исходных данных рентабельности продукции: А – 12,6% Б33,2% В – 25%. На основе проведенного анализа руководство  предприятия решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции  и сосредоточить свое внимание на производстве изделия Б и В.

Чтобы определить выручку от реализации оставшейся продукции при условии, что прибыль составит 4500 тыс.руб. и объем реализации изделия С  не изменится, сначала рассчитаем значение валовой маржи 2 всей фирмы:

Валовая маржа 2 = постоянные издержки + прибыль = 18120 + 4500 = 22620 тыс. руб.

Выручка от реализации изделия Б  в новых условиях составит:

(Валовая маржа 2 + Отдельные постоянные  расходы) / процент к выручке = (22620+ 1400)/0,285 = 84280,7 (тыс.руб.)

Тогда выручка от реализации продукции  всего акционерного общества будет  равна:

84280,7 +16938,2 = 101219 (тыс.руб.)

6. Расчет риска по выбранной  стратегии выхода из кризиса

Для оценки совокупного риска деятельности компании при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень  сопряженного эффекта.

С целью выхода из кризисной ситуации руководство предприятия берет  кредит в банке, проценты за которых  составляют 40 тыс. руб.

Сила воздействия финансового  рычага = (балансовая прибыль + проценты за кредит)/ балансовая прибыль =(4407,33 + 40)/ 4407,33= 1,01

Сила операционного рычага = валовая  маржа/прибыль = 24020 / 4407,33= 5,45

Сопряженный экономический эффект = сила операционного рычага *Сила воздействия  финансового рычага = 1,01 * 5,45= 5,5

ВЫВОД:

Уровень сопряженного экономического эффекта дает возможность оценить  совокупный риск на предприятии, который  устанавливается по его предпринимательской  деятельности с учетом обязательств по выплате процентов за взятый в  банке кредит.

Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода предприятия из кризиса, по которой  сопряженный эффект составил5,5. Следовательно, предпочтительнее реализовать вторую стратегию.

Второе направление позволяет  фирме сохранить значительный рыночный сегмент при относительно меньшем  предпринимательском риске.

7. Графическое представление разработанных  вариантов выхода из кризиса  по предприятию.

 

2.3 Метод ранжирования  ассортимента продукции на основе  матрицы БКГ

При разработке производственной программы  необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и  включение в план производства наиболее доходных видов продукции.

Проведем анализ плановых показателей  продукции по доле продаж каждого  вида продукции его рентабельности. Присвоим каждому виду продукции  ранг, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и саму высокую рентабельность, имеет  первый ранг, а вид продукции, имеющий  самую малую долю продаж и самую  низкую рентабельность – последний  ранг (таблица 4).

Таблица 4

изделие

годовой спрос, шт.

доля продаж

рентабельность

%

ранг

%

ранг

А

32529

20

3

14,5

3

Б

48794

30

2

29,2

2

С

81323

50

1

35,8

1


Таким образом, самым высоким рангом обладает продукции С, самым низким А. Проанализировав ранги каждого  вида продукции, целесообразно исключить  из производственной программы вид  продукции, обладающий низким рангом.

Для более точного определения  места каждого вида продукции  построим график эффективности производства продукции в координатах «рентабельность  доля продаж».

Используя матрицу БКГ ЗАО «Балтсервис», можно определить, какие виды продукции  играют ведущую роль по сравнению  с конкурентами, как должно развиваться  производство в данное время и, как  будут расти или сокращаться  объемы выручки и сбыта продукции.

Матрица БКГ строиться на предположении, что чем больше доля продукции  на рынке, тем ниже относительные  издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства. Первое место занимает продукция  С – «звезда»,второе место занимает продукция Б – «дойная корова», а третье место занимает вид продукции  А – «собака».

Вывод:

Чем выше доля продукции на рынке, тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной  экономии от объема производства.

Для компании продукция вида А приносит убытки, поэтому целесообразно от ее выпуска и сосредоточить свое внимание на производстве продукции  В и С.

2.4Метод линейного программирования

В процессе планирования номенклатуры (будущего ассортимента)возникает необходимость  принятия оптимальных плановых решений.

Расход материальных ресурсов на одно изделие 4 и 7 (кг), трудовых10 и 5 чел.-ч. Лимит  соответствующих ресурсов на предприятии  равен 3500 кг, и6000 чел.ч.

Планируемая прибыль от изделия  А составляет 50 руб., В – 30 руб.Для  решения поставленной задачи применяем  метод линейного программирования.

Системы уравнений:

1. по имеющимся ресурсам:

4Х1 + 7Х2 ≤ 3500

10Х1 + 5Х2 ≤ 6000

2. по критерию оптимальности

50Х1 + 30Х2 →мах

3. находим координаты точек

А: Х1 =0, Х2 = 500

В: Х1 = 875, Х2 = 0

С: Х1 = 0, Х2 = 1200

D: Х1=600, Х2 = 0

По полученным координатам точек  А, В. С, D строим график ограничения  ресурсов и находим область свободы  решений, заключенную на рис. 5между  линиями АО (лимит материальных ресурсов) и О D (трудовых). Точки А, О, Dопределяют максимально возможный выпуск соответствующих  товаров. Оптимальный объем выпуска  обычно находится на пересечении  линии АВ и CD в точке О.

Координаты оптимальной точки  О:

Х1+0,57Х2=875

Х1+0,5Х2=600

Х2 = 393

Х1 = 403

Проверка:

50Х1+30Х2 = 30*403+30*393 = 23880 (руб)

Следовательно, при плане выпуска 403 изделий А и 393 Б будет обеспечена наибольшая прибыль, равная 23880, так  как два других возможных вариантах  выпуска этих товаров принесут меньшую  прибыль.

 

Заключение

Любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство — обмен —  распределение потребление), поэтому  выделяют такие виды предпринимательской  деятельности, как производственная, коммерческая, финансовая.

Опыт последних лет показал, что с переходом на новые условия  хозяйствования в России нарастают  позитивные процессы, позволяющие вопрос об эффективном управлении предприятиями  ставить как практическую задачу. Однако каким бы прогрессивным и  передовым ни был зарубежный опыт, ценность его состоит в том, только в том, чтобы служить образцом для подражания, но главным образом  в том, чтобы быть ключом к анализу собственного опыта и практики, уметь в них разобраться, получить материал для сравнений и сопоставлений.

Рынок, как механизм, осуществляющий контакт между покупателями,или  предъявителями спроса, и продавцами, формируется под воздействием множества  факторов. Доминирующим среди них  в условиях рыночного хозяйства  является, на наш взгляд, конкурентоспособность  товара и предприятия.

Конкретные пути выхода предприятия  из кризисной финансовой ситуации зависят  от причин его несостоятельности. Как  правило, большинство предприятий  разоряется по вине неэффективного управления предприятием.

Проведенные расчеты подтвердили  целесообразность планирования ассортимента продукции как способа управления финансовыми результатами предприятия.

 

Список литературы

1. Волков О.И., Поздняков В.Я. Экономика  предприятия (фирмы):Практикум. –  М.: Инфра-М, 2003. – 331 с.

2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика  предприятия: Уч. пособие.М.: Финансы  и статистика, 2003. – 336 с.

3. Горемыкин В.А. Планирование  на предприятии: Учебник. –  М.:Информационно-издательский дом  «Филинъ», 2003. – 520 с.

4. Зарецкий А. Социальный технологии  и повышение производительности  труда // Человек и труд. - №8. –  С. 86-87.

5. Игнатовский П. К развитию  на основе труда // Экономист.  – 2005. -7. – С. 3-9.

6. Кантор Е.Л. Экономика предприятия  – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

7. Сафронов Н.А. Экономика предприятия:  Учебник. – М.: Юристъ, 2002. 608 с.

8. Тютюкина Е.Б. Финансы предприятий:  Учебно-практическое пособие.М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 252 с.

 

[1] Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.

[2] Сафронов Н.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 608 с.

[3]Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.:Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 520 с.

[4] Зарецкий А. Социальный технологии и повышение производительности труда // Человек и труд. - №8. – С. 86-87.

[5] Кантор Е.Л. Экономика предприятия – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

[6] Тютюкина Е.Б. Финансы предприятий: Учебно-практическое пособие. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 252 с.

[7]Игнатовский П. К развитию на основе труда // Экономист. – 2005. - № 7. – С.3-9.

[8] Волков О.И., Поздняков В.Я. Экономика предприятия (фирмы): Практикум. – М.: Инфра-М,2003. – 331 с.

[9] Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика фирмы: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 461 с.

[10]Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.:Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 520 с.

[11]Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.:Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000. – 328 с.


Информация о работе Планирование на предприятии