Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Предмет оценки предприятия (бизнеса) понимается двояко: во-первых, оценка предприятия как оценка имущества, во-вторых, оценка живого действующего предприятия как совокупности бизнес-линий, первое и второе альтернативны и взаимно дополняемы. В связи с этим существует два направления процесса оценки бизнеса:
- оценка предприятия, которая основывается на оценке активов;
- оценка бизнеса как оценка совокупности прав собственности, технологий, необходимых активов, коммерческих секретов, связей с контрагентами и клиентурой, обеспечивающих с некоторой вероятностью получение будущих доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика).
Области применения разных подходов к оценке бизнеса……………….5
2.Доходный подход………………………………………………………...12
3.Сравнительный подход…………………………………………………..16
4.Затратный подход………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление Оценка бизнеса необходимость оценки, ее цели, задачи и подход1.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

                                 СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1.Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика).

Области применения разных подходов к оценке бизнеса……………….5   

         2.Доходный подход………………………………………………………...12

        3.Сравнительный подход…………………………………………………..16

         4.Затратный подход………………………………………………………...23

 Заключение………………………………………………………………...27                             

    Список используемой литературы……………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     ВВЕДЕНИЕ 

Предмет оценки предприятия (бизнеса) понимается двояко: во-первых, оценка предприятия как  оценка имущества, во-вторых, оценка живого действующего предприятия как совокупности бизнес-линий, первое и второе альтернативны и взаимно дополняемы. В связи с этим существует два направления процесса оценки бизнеса:

- оценка предприятия,  которая основывается на оценке  активов;

- оценка бизнеса  как оценка совокупности прав собственности, технологий, необходимых активов, коммерческих секретов, связей с контрагентами и клиентурой, обеспечивающих с некоторой вероятностью получение будущих доходов.

Оценка бизнеса или  оценка стоимости действующего предприятия  – это одно из направлений оценочной деятельности.

Цели оценки бизнеса:

- по заказу продавца  перед продажей;

- по заказу потенциального  покупателя-инвестора;

- при сдаче предприятия  в аренду для обоснования размеров  арендной платы;

- при страховании;

- по заказу собственника при выявлении максимально эффективного использования предприятия и повышения эффективности текущего управления;

- при оценке эффективности  инвестиционных проектов;

- при оценке вклада;

- при получении кредита  под залог;

- при разделе имущества;

- при определении налогооблагаемой базы;

- при оценке ущерба, убытка;

- при подготовке к продаже  обанкротившегося предприятия;

- при обосновании вариантов  санации предприятий-банкротов;

- при выходе учредителя  и выкупе пая;

- при реструктуризации  предприятия и др.

Факторы, влияющие на стоимость бизнеса: спрос на данный бизнес, доход от него, момент времени, с которого начинается получение  дохода, риски и неопределенность, степень контроля, степень ликвидности, ограничения, уровень квалификации управленческого персонала.

Принципы оценки бизнеса могут быть объединены в  следующие группы:

  1. Принципы, основанные на представлениях пользователя.
  2. Принципы, связанные с землей, зданиями и сооружениями и другим имуществом, составляющим единый имущественный комплекс.
  3. Принципы, связанные с внешней рыночной средой.
  4. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования собственности.

Процесс оценки бизнеса предусматривает:

  1. Определение объекта, предмета, цели и функции оценки;
  2. Разработку плана оценки;
  3. Определение наилучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого предприятия;
  4. Сбор и анализ необходимой информации;
  5. Оценку стоимости предприятия с использованием разных методик;
  6. Сопоставление стоимостей, полученных разными методами, установление наиболее вероятной стоимости оцениваемого предприятия;
  7. Составление отчета и заключение об оценке стоимости предприятия.

Стандарты оценочной  стоимости бизнеса. В связи с  адаптацией стоимостных стандартов к мировым разделяют стандарты  стоимости и виды стоимости бизнеса. В российской практике стандарты стоимости лежат в основе определения цены предприятия, но не обязательны к применению. Стандарты стоимости используются для оценки контрольного и миноритарного пакетов акций.

 

 

 

 

1.Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика).

Области применения разных подходов к оценке бизнеса                                    

Для определения  рыночной или другого вида стоимости  оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов  
оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы  
являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру,  
рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках  
купли-продажи с оцениваемым объектом.

Как мы уже выяснили, «оцениваемая стоимость» — понятие  многократное,  
ее величина зависит от множества различных факторов. Все факторы невозможно одновременно учесть в рамках одного расчетного алгоритма. Поэтому при  
построении той или иной модели определения стоимости бизнеса ряд факторов принимается за постоянную величину, в то время как другие — за переменную.  
Величина стоимости бизнеса одним из методов рассчитывается с учетом влияния не только нескольких основных факторов. Методы оценки различаются также временными аспектами исследования. Одни методы ориентированы в основном на  
ретроспективную информацию, другие — на перспективную, третьи — на текущую информацию фондового рынка.

В зависимости  от факторов стоимости, являющихся основными  переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей  
процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый  
из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости,  
полученной другими подходами.

Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в неустойчивом состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей.

 Сравнительный  подход основан на применении  принципа замещения.  
Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо  
провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения  
поправок положен принцип вклада.

Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.

Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической  
величины и экономического разделения.

В целом, все  три подхода связаны между  собой. Каждый из них предлагает использование  различных видов информации, получаемой на рынке.  
Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих  
рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также  
рассчитываются по данным рынка.

Каждый из трех подходов открывает перед оценщиком  различную перспективу. Хотя эти  подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Каждый из трех рассмотренных подходов предопределяет использование при оценке внутренне присущих ему методов.

 

 

Рис. 1. Методы доходного  подхода

 

Согласно методу капитализации дохода рыночная стоимость  бизнеса определяется по формуле:

V = D/R,

где D — чистый доход бизнеса за год;

R — коэффициент капитализации.

Метод дисконтирования  денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

 

 

Рис. 2. Методы затратного подхода

 


Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает  
стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной  
стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения  
корректировки баланса предприятия.

Для осуществления  этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого  актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Собственный капитал = активы — обязательства.

Базовой формулой в имущественном (затратном) подходе  является: Собственный капитал = Активы — Обязательства.

Данный поход  представлен двумя основными  методами:

•   методом стоимости чистых активов;

•   методом ликвидационной стоимости.

Метод стоимости  чистых активов включает несколько  этапов:

1. Оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости.

2.  Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования.

3.  Выявляются и оцениваются нематериальные активы.

4.  Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных.

5. Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.

6. Оценивается дебиторская задолженность.

7.  Оцениваются расходы будущих периодов.

8.  Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.

9. Определяется  стоимость собственного капитала, путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

Применяется метод  стоимости чистых активов в случае, если:

•   Компания обладает значительными материальными активами;

Информация о работе Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика)