Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Предмет оценки предприятия (бизнеса) понимается двояко: во-первых, оценка предприятия как оценка имущества, во-вторых, оценка живого действующего предприятия как совокупности бизнес-линий, первое и второе альтернативны и взаимно дополняемы. В связи с этим существует два направления процесса оценки бизнеса:
- оценка предприятия, которая основывается на оценке активов;
- оценка бизнеса как оценка совокупности прав собственности, технологий, необходимых активов, коммерческих секретов, связей с контрагентами и клиентурой, обеспечивающих с некоторой вероятностью получение будущих доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика).
Области применения разных подходов к оценке бизнеса……………….5
2.Доходный подход………………………………………………………...12
3.Сравнительный подход…………………………………………………..16
4.Затратный подход………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление Оценка бизнеса необходимость оценки, ее цели, задачи и подход1.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

•   Ожидается, что компания по-прежнему будет действующим предприятием.

Показатель  стоимости чистых активов введен первой частью Гражданского кодекса РФ для оценки степени ликвидности организаций.

 

 

Чистые активы — это величина, определяемая путем  вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых  к расчету.

Проведение  оценки с помощью методики чистых активов основывается на анализе финансовой отчетности. Она является индикатором финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.

Основные документы  финансовой отчетности, анализируемые  в процессе оценки:

•   бухгалтерский баланс;

•   отчет о финансовых результатах;

•   отчет о движении денежных средств;

•   приложения к ним и расшифровки.

Кроме того, могут  использоваться и другие официальные формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия.

Предварительно  оценщик проводит инфляционную корректировку, цель которой - приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду; учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта.

Простейшим  способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению  курса рубля относительно курса  более стабильной валюты, например, американского доллара.

Отличительной особенностью затратного подхода при  оценке стоимости предприятия является то, что для целей оценки активы предприятия разбивают на группы, оценивают каждую часть, затем суммируют  полученные стоимости.

Алгоритм данного  подхода следующий:

- На первом этапе производят анализ активов предприятия и выделяют составные части, оценка стоимости которых будет производиться. Например, при оценке стоимости предприятия могут быть выделены следующие составные части: земля, здания, коммуникации, нематериальные активы, финансовые активы, сырье, материалы, машины и оборудование и т.п. В каждой группе активов можно выделить подгруппы.

- На втором этапе оценщик выбирает наиболее приемлемый метод оценки для каждой группы (подгруппы) активов, выполняет необходимые расчеты.

- Определяется итоговая величина стоимости предприятия.

Ликвидационная  стоимость предприятия представляет собой разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию.

 

Рис. 3. Методы сравнительного подхода

 

Метод рынка  капитала основан на рыночных ценах  акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании.

Метод сделок основан  на анализе цен приобретения контрольных  пакетов  
акций сходных компаний.

Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.

 

 

 

                                          

 

 

 

                                             2.Доходный подход.

         Основными этапами оценки компании методом дисконтированных денежных потоков являются:

1. Сбор требуемой информации.

2. Выбор модели (типа) денежного потока.

3. Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения.

4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от реализации и ее прогноз.

5. Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза расходов.

6. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.

7. Расчет величины денежного потока для каждого года.

8. Определение ставки дисконтирования.

9. Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период;

10. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости компании в постпрогнозный период, а также их суммарного значения;

11. Внесение итоговых поправок.

12. Согласование полученных результатов. Выбор модели (типа) денежного потока.

Основным показателем, используемым в рамках Метода дисконтирования денежного потока, является денежный поток, рассчитываемый как разница между притоком и оттоком денежных средств за определенный период.

Различают следующие  основные виды денежного потока:

1. Номинальный или реальный.

2. Приносимый собственным капиталом, приносимый всем инвестированным капиталом.

В практике наиболее часто применяемым является использование модели денежного потока собственного капитала.

 

Использование модели денежного потока для инвестированного капитала (бездолгового денежного потока) в российских условиях в текущей ситуации малоприменимо и может быть использовано для крупных холдинговых компаний, в связи с крайне ограниченным использованием основной массой российских компаний схем привлечения финансовых ресурсов, аналогичных западным.

В общем виде схема расчета денежного потока для собственного капитала выглядит следующим образом:

1.  Расчет показателя прибыли используемого в модели денежного потока.

Выручка от реализации минус

•   себестоимость продукции;

•   амортизационные отчисления;

•   налог на прибыль.

Итого: Чистая прибыль, налоги, относимые на финансовый результат;

•   отвлеченные средства (затраты на социальную сферу и т.п.)

2.  Расчет денежного потока. Скорректированная чистая прибыль плюс

амортизационные отчисления

плюс (минус)

– увеличение собственного оборотного капитала; + уменьшение собственного оборотного капитала; – капитальные вложения; + увеличение долгосрочной задолженности; – уменьшение долгосрочной задолженности.

Итого: Денежный поток

   

При оценке бизнеса методом дисконтированных денежных потоков ожидаемый срок деятельности компании разделяется на два периода: прогнозный и постпрогнозньй (остаточный). На прогнозный период составляется детальный прогноз денежных потоков. Как правило, такой прогноз составляется на достаточно долгий период до того момента, когда компания выйдет на стабильные темпы роста денежного потока до момента выхода компании на постоянные темпы роста.

Определение адекватной продолжительности прогнозного  периода в практике представляется достаточно сложной задачей. С одной стороны, при продолжительном прогнозном периоде предполагается проведение большего числа наблюдений, соответственно, полученная итоговая величина стоимости может являться более обоснованной с математической точки зрения. С другой стороны, при увеличении продолжительности периода возникает сложность в прогнозировании конкретных показателей объемов производства, выручки, расходов, темпов инфляции и т.д., соответственно, возникает субъективность в прогнозе потоков денежных средств.

Западные консультанты предполагают использование прогнозного периода для оценки компании, в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации, от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой, где велик элемент нестабильности и адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны, допускается  
сокращение прогнозного периода до 3 лет.

В практической деятельности критериями выбора прогнозного  периода могут являться: принадлежность компании к той или иной отрасли (для добывающих отраслей прогнозный период длительнее, при этом стоимость  бизнеса ограничена величиной имеющегося к добыче ресурса), стадии жизненного цикла компании.

Единица измерения  прогнозного периода определяется исходя из ритмичности производства, как правило, в качестве стандартной  единицы принимается год.

Единица измерения  элементов денежного потока определяется исходя из специфики деятельности компании, если присутствует значительная доля экспорта при реализации производимой продукции, в качестве единицы измерения может быть принят доллар США. При этом, показатели затрат, имеющие преимущественно  
рублевое исчисление (заработная плата, амортизационные отчисления, частично — налоговые платежи и т.д.), могут прогнозироваться в рублях с последующим  
пересчетом по прогнозному курсу.

При проведении оценки бизнеса компании доходным подходом важно не допустить следующие  ошибки:

•   прогнозируемый рост выручки не может превышать производственные возможности компании; также прогнозируемый рост выручки должен отражать перспективы развития отрасли и ретроспективных тенденций развития компании;

•   сумма затрат должна корректироваться на нетипичные, либо не стандартные затраты, фактически необоснованно завышающие себестоимость и не отражающие реальную ситуацию, сложившуюся на предприятии;

•   при прогнозировании величины износа обязательно требуется учитывать план капитальных вложений, при этом необходимо помнить, что начисление износа начинается с момента ввода объекта капитальных вложений в действие;

•   полученная чистая прибыль компании должна корректироваться на величину расходов, связанных с содержанием объектов социальной сферы, также при прогнозировании должна учитываться действующая система налогообложения;

•   при осуществлении приведения планируемых денежных потоков к текущей стоимости коэффициент текущей стоимости должен рассчитываться на основании ставки дисконта для середины года, в случае приведения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде к текущей стоимости коэффициент текущей стоимости должен определяться для конца года;

•   при расчете стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде с помощью модели Гордона величина износа должна быть равна величине капитальных вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

                                     3.Сравнительный подход.

           Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.

Оценка имущества  предприятия базируется на использовании  трех основных подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый из этих подходов отражает разные стороны оцениваемой  компании, опирается на специфическую  информацию, вместе с тем применение того или иного подхода возможно лишь при наличии необходимых условий.

Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либо текущее положение фирмы, либо прошлые достижения, либо ожидаемые в будущем доходы.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной  
фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а  также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения.

Во-первых, оценщик  использует в качестве ориентира  реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и т.д.

Во-вторых, сравнительный  подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего,  
будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения  
дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при  
адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает  
выравнивание рыночных цен.

В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно,  
в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и  
важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные  
выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Сравнительный подход обладает рядом преимуществ  и недостатков, которые должен учитывать профессиональный оценщик.

Основным преимуществом  сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи  сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т.к. оценщик  ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных расчетов.

Сравнительный подход базируется на ретроинформации  и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.

Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения  на данный объект инвестирования.

 
     
     

Информация о работе Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика)