Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:09, контрольная работа
Предмет оценки предприятия (бизнеса) понимается двояко: во-первых, оценка предприятия как оценка имущества, во-вторых, оценка живого действующего предприятия как совокупности бизнес-линий, первое и второе альтернативны и взаимно дополняемы. В связи с этим существует два направления процесса оценки бизнеса:
- оценка предприятия, которая основывается на оценке активов;
- оценка бизнеса как оценка совокупности прав собственности, технологий, необходимых активов, коммерческих секретов, связей с контрагентами и клиентурой, обеспечивающих с некоторой вероятностью получение будущих доходов.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика).
Области применения разных подходов к оценке бизнеса……………….5
2.Доходный подход………………………………………………………...12
3.Сравнительный подход…………………………………………………..16
4.Затратный подход………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………...27
Список используемой литературы……………………………………………..28
Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике.
Во-первых, базой
для расчета являются достигнутые
в прошлом
финансовые результаты. Следовательно,
метод игнорирует перспективы
развития предприятия в будущем.
Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и дорогостоящим процессом.
В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.
Возможность применения сравнительного подхода в первую очередь зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие — это открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.
Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки.
1. Метод компании-аналога.
2. Метод сделок.
3. Метод отраслевых коэффициентов.
Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком.
Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций. Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций. Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оценки и имеющаяся у оценщика достоверная исходная информация не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам представлена только фактически проданными миноритарными пакетами. Следовательно, в данном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и увеличить предварительно рассчитанную стоимость на величину премии за контроль. |
||||
Сравнительный подход к оценке
бизнеса во многом схож с методом капитализации
доходов. В обоих случаях оценщик определяет
стоимость компании, опираясь на величину
дохода кампании. Основное отличие заключается
в способе преобразования величины дохода
в стоимость компании. Метод капитализации
предполагает конвертацию годового дохода
в стоимость при помощи коэффициента
капитализации. Коэффициент капитализации,
построенный на основе рыночных данных,
используется как делитель. Сравнительный
подход также оперирует рыночной ценовой
информацией и величиной дохода, достигнутого
сходной фирмой. Однако в данном случае
доход умножается на величину соотношения
между ценой и доходом.
Основные этапы
оценки предприятия методом компании-
I этап. Сбор необходимой информации.
II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
III этап. Финансовый анализ.
IV этап. Расчет ценовых мультипликаторов.
V этап. Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании.
VI этап. Определение итоговой величины стоимости методом взвешивания промежуточных результатов.
VII этап. Внесение итоговых корректировок
Сравнительный подход является одним из трех подходов, используемых в оценочной практике. Оценщик использует в качестве ориентира реально сложившиеся на рынке цены на сходные предприятия (акции). Важнейшим условием применения сравнительного подхода является наличие развитого фондового рынка, а также доступность и достоверность рыночной информации.
Сравнительный подход в зависимости от целей, объекта оценки и источников информации включает три метода:
• метод компании-аналога (метод рынка капитала);
• метод сделок;
• метод отраслевых коэффициентов.
Для оценки компании
сравнительным подходом используется
ценовая и финансовая информация по предприятиям-аналогам.
Список критериев сходства начинается
с отраслевой принадлежности и зависит
от конкретных условий оценки, однако
окончательное решение об аналогичности
принимается по результатам
финансового анализа. Сравнительный подход
применим, если список содержит не менее
трех компаний-аналогов.
Оценка рыночной стоимости методами сравнительного подхода основана на использовании ценовых мультипликаторов, отражающих соотношение рыночной цены и какого-либо показателя, отражающего доходность предприятия. Ценовой мультипликатор рассчитывается по аналогам и используется как множитель к адекватному показателю оцениваемой компании.
В оценочной практике наиболее часто используются следующие виды ценовых мультипликаторов:
• «Цена / Прибыль»;
• «Цена / Денежный поток»;
• «Цена / Дивиденды»»;
• «Цена / Выручка от реализации»;
• «Цена/Физический объем»;
• «Цена / Балансовая стоимость».
Выведение итоговой
величины стоимости предприятия
осуществляется
в три этапа:
- Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемому объекту.
- Согласование предварительных результатов.
- Корректировка итоговой величины стоимости.
Величина ценового
мультипликатора, рассчитанная по каждому
из аналогов, может существенно различаться,
поэтому оценщик должен принять
решение о том, какое значение следует
применить к оцениваемой фирме, используя
результаты
финансового анализа.
Предварительные результаты рыночной
стоимости, полученные на основе
использования различных видов ценовых
мультипликаторов, подвергаются
процедуре согласования на основе экспертного
взвешивания.
Удельный вес,
придаваемый каждому
Итоговые корректировки обеспечивают большую объективность результатов оценки. Применение системы премий и скидок позволяет учесть влияние существенных дополнительных факторов, таких как достаточность вложенного капитала, наличие нефункционирующих активов, ликвидность. Возможность включения премии за контроль делает метод компании-аналога более универсальным и применимым для оценки контрольной доли собственного капитала фирмы.
Сравнительный подход и его основные методы базируется на использовании большого объема ценовой и финансовой информации по значительному кругу предприятий. Необходимость обработки большого информационного массива в целях выявления зависимости величины рыночной стоимости собственного капитала фирмы от различных ценообразующих факторов требует применения математических методов на различных этапах оценки.
Регрессионная модель позволяет на основе открытых рыночных данных построить формализованную зависимость рыночной стоимости компании от одного или нескольких ценообразующих параметров.
Метод главных
компонент обеспечивает более глубокий
анализ за счет использования значительного
числа ценообразующих факторов, к которым
относят показатели финасово-производственной деятельности
предприятия. Основное
достоинство данного метода заключается
в решении проблемы взаимозависимости
(мультикол-линеарности) исходных данных,
которая обычно осложняет
использование многофакторных моделей.
4.Затратный подход
Затратный подход в процессе оценки стоимости компании представлен двумя методами: метод стоимости чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Метод стоимости чистых активов основан на анализе активов компании. Использование данного метода дает лучшие результаты при оценке действующей компании, обладающей значительными материальными и финансовыми активами.
При этом в рамках метода стоимости чистых активов, используемого при оценке бизнеса компании в процессе реструктуризации, отдельные объекты (нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, здания, машины, оборудование) могут оцениваться с использованием доходного и сравнительного подхода.
Процедура оценки предусматривает следующую последовательность шагов:
• определение рыночной стоимости всех активов компании;
• определение величины обязательств компании;
• расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств.
К числу активов компании относятся следующие группы активов:
• Нематериальные активы.
• Долгосрочные финансовые вложения.
• Здания, сооружения.
• Машины оборудования.
• Запасы.
• Дебиторская задолженность.
• Прочее.
Рассмотрим оценку отдельных видов активов в рамках затратного подхода.
При проведении оценки зданий, сооружений, передаточных устройств используются:
1. Затратный подход.
2. Доходный подход.
3. Сравнительный подход.
Затратный подход в оценке зданий, сооружений, передаточных устройств.
При проведении оценки все объекты недвижимости делятся на следующие группы:
1. Объекты производственного характера (используемыми подходами оценки являются затратный и сравнительный).
2. Объекты непроизводственного характера (магазины, дома культуры и т.п.) (используемыми подходами в оценке являются сравнительный и доходный).
3. Объекты, не завершенные строительством (используемым подходом оценки является затратный).
Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении имущества и исходит из принципа замещения, состоящего в том, что инвестор не заплатит за имущество большую сумму, чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего имущества, аналогичного по назначению и качеству в обозримый период без существенных издержек.
При оценке зданий, сооружений, передаточных устройств применение затратного подхода заключается в расчете затрат на воспроизводство оцениваемых активов за вычетом всех форм износа, обесценивания и устаревания актива.
Данные для оценки:
• Строительно-технические характеристики объектов на основании данных технических паспортов, подготовленных БТИ, а также по данным Отдела капитального строительства оцениваемой компании.
• Справочная информация: требуемые затраты на ремонт, затраты, связанные с восстановлением.
Рыночная стоимость объекта недвижимости может определяться на основании УПВС или УПСС:
Расчет производился в несколько этапов:
1. Расчет полной
стоимости замещения зданий и
сооружений. Производится путем
подбора аналогичного здания, сооружения
по данным сборников укрупненны
в ценах 1969 года, с учетом расположения
оцениваемой объекта (климатический район,
территориальный пояс).
Результатом является удельная стоимость (на 1 м3) строительства нового объекта в ценах 1969 г.
Укрупненные показатели включают восстановительную стоимость всех общестроительных и специальных строительных работ, в том числе:
• санитарно-технических устройств
(центральное отопление, вентиляция,
водопровод, канализация и их вводы в здание,
мусоропровод и другие виды
благоустройства);
• электрических и слаботочных
устройств — освещение, лифт, радио,
телефон, телевидение, а также газоснабжение.
При отсутствии
данных работ оценщик осуществляет
корректировку на
расхождение.
2. Удельная стоимость умножается на строительный объем здания, получается стоимость строительства в ценах 1969 года.
3. Полученная стоимость умножается на индекс перехода от цен 1969 г. к ценам 1984 г. Пересчет стоимости строительства здания, сооружения или передаточного устройства в цены 1984 года в соответствии с постановлением Госстроя СССР № 94 от 11.05.83 «Об утверждении индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ для пересчета сводных сметных расчетов в цены 1984 г.»;
4. Определяется полная стоимость замещения объема в ценах на дату оценки путем умножения на индекс удорожания (источники информации: «Центр по ценообразованию в строительстве» области, в которой расположен оцениваемый объект, распоряжения об утверждении индексов цен по области, индексы удорожания строительных работ для промышленных объектов (сборники КО-ИНВЕСТ).
Информация о работе Подходы к оценке бизнеса (общая сравнительная характеристика)