Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности строительных предприятий и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий.
Для достижения поставленной цели работы необходимость решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- определить направления совершенствования конкурентоспособности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время проблема повышения
конкурентоспособности
На
повышение
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности строительных предприятий и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий.
Для достижения поставленной цели работы необходимость решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- определить направления совершенствования конкурентоспособности.
Предметом
данной курсовой работы является разработка
рекомендаций по повышению конкурентоспособности
предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Конкурентоспособность
На
рынке товаров коммерческое предприятие,
как правило, встречается с соперничеством
других участников рынка, выпускающих
и продающих аналогичные
Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) представляет собой механизм соперничества на рынке товаров, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить желаемую прибыль.
Конкуренция должна быть упорядоченной, введенной в определенные рамки, исключающей недобросовестные приемы конкурентной борьбы. Это требование закона.
Конкурентная борьба — составная часть рыночной деятельности. Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным приверженцем. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей проводить активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция.
Рыночная ситуация во многом определяется состоянием и результатами конкурентной борьбы. Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, от степени его насыщенности, от числа и мощности конкурирующих фирм, от технологических, финансовых и торгово-организационных возможностей, как самой фирмы, так и ее конкурентов.
Конкурентная борьба — совокупность действий предприятия, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и на вытеснение конкурента с рынка.
Конкурентная борьба развертывается между предприятиями, выпускающими или продающими аналогичную продукцию, а также продукцию с близкими свойствами одним и тем же группам покупателей. Каждое предприятие стремится создать товар с лучшими свойствами, чем у конкурента. В известном смысле конкурентная борьба это элемент научно-технического прогресса, своего рода война технологий.
Формы конкурентной борьбы зависят от многих условий, но ее суть проявляется в стремлении продать товаров больше чем конкурент, и по более привлекательной цене, переманить у конкурента часть или всех потенциальных клиентов и в конечном счете получить ту прибыль (или часть ее), на которую рассчитывал конкурент. Иначе говоря, захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка.
Цель конкурентной борьбы — достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Считается, что когда доля, занимаемая предприятием на рынке, равна или превышает 65%, то его позиция однозначно признается доминирующей. Однако, если его доля колеблется между 35% и 65%, то доминирующее положение предприятия должно быть доказано антимонопольными службами.
Конкурентное преимущество — позиция, которая позволяет предприятию занять доминирующую или, во всяком случае, наиболее выгодную позицию на рынке.
Предприятие, которое выступает на рынке, пребывает, как правило, в конкурентной среде, которая характеризуется рыночной деятельностью некоторого числа независимых покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать на рынке и покидать его. Конкуренты-продавцы соперничают между собой за право и возможность продать свой товар. Покупатели тоже могут вести между собой спор за право и возможность купить товар. Обычно, чем больше участников рынка при данной емкости рынка, тем острее соперничество между ними. Конкурентная борьба может вестись между отдельными предприятиями, целыми отраслями (совокупностями предприятий) и, наконец, между странами.
Конкурентной средой — называется рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю.
На рынке товаров единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель, который, по словам П.Самуэльсона, голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. То место, которое занимает конкурент, те показатели, которых ему удалось достичь в ходе конкурентной борьбы, определяет его конкурентную позицию.
Конкурентная позиция — сравнительная характеристика основных рыночных параметров предприятия и его товара относительно конкурента.
Конкурентная
позиция — сравнительная
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.
Конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность
объекта определяется по отношению
к конкретному рынку либо к
конкретной группе потребителей, формируемой
по соответствующим признакам
Особенности понятия "конкурентоспособность" применительно к разным объектам приведены в таблце 1.1.
Таблица 1.1.
Особенности понятия "конкурентоспособность" применительно к разным объектам
Объект | Что характеризует его конкурентоспособность | Основные требования к объекту |
1 | 2 | 3 |
Нормативные
акты |
Степень удовлетворения потребностей в данном виде нормативного акта, возможность его использования в теории и на практике | Соответствие международным нормам, применение при разработке системного и комплексного подходов, обоснованность и перспективность требований |
Научно-
методические документы |
Степень удовлетворения потребностей в данном виде документа, возможность его использования в теории и на практике | Соответствие международным требованиям по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности применения объекта, использование мировых достижений, применение современных подходов, методов исследований и разработок |
Проектно-
конструктор-ская документация |
Степень соответствия
в документации показателей качества
и экономичности объекта |
Применение
современных методов |
Технология | Возможность
по данной технологии изготовить качественную
и экономичную продукцию в
соответствии с
конструкторско- |
Обеспечение мобильности технологии, оптимальности уровня автоматизации и механизации процессов, минимальных потерь ресурсов |
Производство
|
Способность
производства
как сложной открытой организационно-экономической системы прогнозировать свое будущее, выпускать конкурентоспособную
продукцию и обеспечивать за счет
этого достаточную для |
Использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов и устойчивости функционирования фирмы |
Выпускаемая
продукция (выполняемая услуга) |
Степень
удовлетворения конкретной потребности
по сравнению с лучшей аналогичной
продукцией, используемой на данном рынке.
Наличие сертификата качества |
Обеспечение качества и экономичности продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции у потребителей |
Рабочий | Умение выполнять требования технологии по всем параметрам (качество, количество, затраты, сроки) | Знание квалификационных требований в соответствии с имеющимся разрядом, ведение нормального образа жизни |
Специалист | Умение разработать
конкурентоспособную |
Знание и применение современных методов исследований и разработок |
Менеджер | Умение разработать
систему обеспечения |
Знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда, укрепление здоровья, повышение уровня культуры |
Ценные
бумаги |
Обеспечение ликвидности соответствующих бумаг на рынке ценных бумаг | Возможность покрытия рыночной стоимости ценных бумаг соответствующим активом, обеспечение устойчивости финансового учреждения, комплексная защита ценных бумаг, их страхование |
Инфраструктура (внешняя среда) | Степень соответствия инфраструктуры данного производителя международным нормативам (достижениям) по экологии, удовлетворению физиологических, духовных и социальных потребностей человека, качеству работы объектов производственной инфраструктуры | Обеспечение (в перспективе) качественных и количественных нормативов социальной и производственной инфраструктуры страны, региона, фирмы международным нормативам (достижениям) |
Информация | Повторяемость конкретной информации на фирме, в регионе, стране, за рубежом | Обеспечение достоверности, обоснованности, новизны, конкретности, системности информации |
Фирма
(организация, учреждение) |
Выпуск конкурентоспособного объекта и устойчивая финансовая деятельность фирмы | Обеспечение удельного
веса конкурентоспособного объекта
на внешнем рынке не менее 20%, на внутреннем
не менее 60%, устойчивости, надежности,
перспективности и |
Любому предприятию для получения устойчивой конкурентной позиции на рынке необходимо производить конкурентную продукцию. Конкурентная позиция фирмы позволит разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности. Таким образом, при формировании конкурентоспособности экономических субъектов, необходимо опираться на достоверную оценку ее реального уровня, а для повышения конкурентоспособности предприятий – разработать новые методологические подходы (методы):
1.
по сравнительным
2.
по теории равновесия фирмы
и отрасли (по факторам
3. по рыночным позициям фирмы;
3.1. структурный;
3.2. функциональный;
4.
по методу “профилей” и
Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозможно, поэтому предложено несколько косвенных методов. Одним из наиболее часто используемых методов является метод, построенный на предложении: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими преимуществами обладает отрасль по отношению конкурентам.
Используя
методику сравнительных преимуществ,
дать оценку конкурентоспособности
фирмы в общем виде затруднительно,
поскольку имеющиеся
Оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства) заключается в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке. В этих условиях каждый из факторов производства используется с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у организаций отрасли отсутствует и сверхприбыль, обусловленная действием какого-либо из факторов производства, и, следовательно, у сторонних фирм нет стимулов для вступления в отрасль.
Структурный метод по рыночным позициям организации исходит из знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся: экономичность крупномасштабного производства, степень дифференциации продукции, абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм, размер капитала, необходимый для организации эффективного производства.