Понятие банкротства и его причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выявить проблемы банкротства.
Задачи:
1. рассмотреть понятие и признаки банкротства;
2. выявить причины банкротства предприятий;
3. изучить законодательство о банкротстве;
4. проанализировать диагностику финансового состояния;
5. рассмотреть понятия и специфику антикризисного управления;
6. анализ формирования антикризисных стратегий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава I. Понятие банкротства и его причины…………………………………...5
1.1. Понятие и признаки банкротства………………………………………….5
1.2. Причины банкротства предприятий……………………………………11
1.3. Законодательство о банкротстве…………………………………………14
Глава II. Основные методы предупреждения банкротства…………………...21
2.1. Диагностика финансового состояния…………………………………….21
2.2. Понятие и специфика антикризисного управления…………………….31
2.3. Формирование антикризисных стратегий…………………………..……34
Заключение…………………………………………………………….…………38
Список литературы ………………………………………………………...……40

Файлы: 1 файл

Курсовая на сдачу - копия.docx

— 78.90 Кб (Скачать файл)

Вторая группа содержит признаки, которые не подлежат подобной оценке.Признаки предбанкротного состояния предприятия, не нашедшие свое отражение в финансовых документах, составляют вторую группу. Они являются более ранними по времени, а реагирование на них — более эффективным для предупреждения кризисных ситуаций.

Более скрупулезный анализ может выявить изменения в  практике управления, не выявленные при  поверхностной оценке положения  предприятия:

  1. администрация вводит излишнюю фрагментацию функций, или наоборот;
  2. усиливает их концентрацию у узкого круга лиц;
  3. неоднократно решает проблемы, решение которых было заявлено ранее;
  4. медленно реагирует на изменения на рынке.
  5. установление предприятием нереальных цен на свои товары и услуги,
  6. рискованные внедрения новшеств,
  7. выход на новые рынки или присоединение новых фирм,
  8. нетрадиционная закупка сырья и материалов,
  9. усиление деятельности на спекулятивных рынках.

Следует особо отметить опасность  резкого изменения в стратегии  предприятия. Для клиентов фирмы, если они заранее не поставлены в известность, такого рода изменения могут сыграть  главную роль в потере интереса к  данному предприятию.

1.2 Причины банкротства  предприятий.

         К объективным причинам банкротства, не зависящим от воли и действий отдельных людей, компаний и правительств, относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также такие закономерности экономического развития, как цикличность и кризисы. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим компании к банкротству. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности фирмы во многом зависит от эффективности организации ее деятельности, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.

К субъективным причинам банкротства  следует отнести ошибочные, исходящие  из неправильной оценки ситуации действия менеджмента компании. Если рассматривать  людей, их группы и организации (в  том числе и государство) как  субъекты экономических отношений, то к субъективным причинам несостоятельности  отдельных компаний можно отнести  и такие действия, например, правительств, которые направлены на достижение общественного  блага, но могут стать причиной банкротства  отдельных субъектов предпринимательской  деятельности.

Под общими причинами банкротства  следует понимать те из них, которые  действуют в отношении всех субъектов  предпринимательской деятельности в рыночной экономике, имманентны ей, обусловлены самой природой рынка, его стихийностью и риском предпринимательства.

В то же время, кроме рыночной, преимущественно открытой может  функционировать нерыночная, преимущественно  закрытая социально-экономическая  система, которая в течение длительного  времени господствовала и на территории. Основными характеристиками такой системы стали: огосударствление экономики; высокая степень концентрации производства, милитаризация и монополизация экономики; всеобщий дефицит; подавленная инфляция; скрытая безработица; формирование общинной, патерналистской психологии человека. Эти черты, а также некоторые другие специфические явления, возникающие при трансформации такой системы, обусловливают объективное существование особенных причин, которые могут вызывать банкротство субъектов предпринимательской деятельности. К таким причинам банкротства белорусских предприятий можно отнести: их крупные размеры, сложившиеся в условиях специализации и разделения труда в рамках СССР и СЭВ; технологическая и техническая отсталость и законсервированность многих предприятий страны; значительное сокращение расходов на оборону; негативное отношение государства к предпринимательству, замораживание приватизации и рынка ценных бумаг; управленческие традиции, образование и менталитет не собственника и творца, а наемного работника на службе у государства.

Выделяют также внешние  и внутренние по отношению к субъекту предпринимательской деятельности факторы, оказывающие влияние на его деятельность.

Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что возможности оказания воздействия  на них минимальны, а последствия  их реализации могут быть разрушительными. К основным из них относят:

 экономические факторы  (темпы инфляции, ставки налогов  и банковских кредитов, курсы  валют, уровень доходов населения  и др.);

 политические факторы,  обусловленные действиями и намерениями  центральных и местных властей,  их отношением к различным  секторам экономики, регионам  страны и формам собственности,  наличием различных групп влияния  в органах государственного и  хозяйственного управления;

 рыночные факторы (тенденции  изменения демографической ситуации, жизненные циклы изделий, уровень  конкуренции и др.);

 технологические факторы,  обусловленные воздействием на  экономику научно-технологического  прогресса;

 социокультурные факторы,  охватывающие такие явления и  процессы, как преобладающие в  обществе нравы и традиции, отношение  людей к работе и уровню  благосостояния, уровень образования  населения, отношение к частному  бизнесу и возможности самостоятельной  предпринимательской деятельности;

 международные факторы,  связанные с глобализацией экономики,  деятельностью транснациональных  компаний, экономических и военно-политических  объединений.

Внутренние факторы риска  наступления банкротства, обусловленные  ошибочными действиями менеджмента, как  показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами  до 80 процентов случаев экономической  несостоятельности компаний. К основным внутренним факторами относят организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности; чрезмерно быстрое расширение бизнеса; самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития; низкую квалификация управленческого персонала; недостаток собственного капитала; неэффективную производственно-коммерческую и инвестиционную деятельность; низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства; неэффективное использование ресурсов; нерациональное распределение прибыли.

Обычно экономическая  несостоятельность наступает вследствие постепенного, достаточно длительного  процесса их взаимодействия в условиях отсутствия или недостаточности  уделяемого высшим менеджментом внимания угрозам внешней среды и слабым сторонам деятельности компании.

Таким образом, основными  причинами банкротства являются: низкая эффективность механизмов адаптации  субъектов предпринимательской  деятельности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, системы  и методов управления финансово-хозяйственной  деятельностью; шоки внешней среды  и специфические условия хозяйствования в трансформируемой экономике.

1.3.Законодательство о банкротстве.

Институт банкротства  во всем мире считается одной из важнейших юридических процедур, регулирующих отношения хозяйствующих  субъектов на рынке, поэтому вполне понятно стремление российского  законодателя разработать такой  закон о банкротстве, который  бы позволил установить стабильную, надежную систему правоотношений, прав и обязанностей субъектов в ситуации несостоятельности.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) является уже третьим Законом о банкротстве  за десять лет с того момента, когда  этот институт появился в российском правовом пространстве. Первый Закон  был принят в 1992 г., второй - в 1998 г., а 3 декабря 2002 г. введен в действие новый  Закон, за исключением:

- положений, регулирующих  деятельность арбитражных управляющих,  не являющихся членами саморегулируемых  организаций (вступили в силу  со дня официального опубликования  - 2 ноября 2002 г.);

- положений, регулирующих  банкротство субъектов естественных  монополий ( вводятся в действие с 1 января 2005 г.).

Кроме того, положения Закона, относящиеся к банкротству граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу лишь с момента  внесения соответствующих изменений  и дополнений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Закона).

Закон распространяется на правоотношения, возникшие после  его вступления в законную силу. В отношении дел о банкротстве, которые были возбуждены в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) и производство по которым велось в момент вступления Закона в силу, применяются положения Закона N 6-ФЗ до окончания конкретной процедуры (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство). А с момента введения следующей процедуры правоотношения будут регулироваться согласно положениям нового Закона (ст. 233 Закона).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона несостоятельными (банкротами) могут быть признаны все юридические  лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и  религиозных организаций (п. 2 ст. 1 Закона), в то время как согласно положениям Закона N 6-ФЗ в отношении некоммерческих организаций, действующих в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, банкротство не могло быть возбуждено.

Статьей 34 Закона установлен закрытый перечень лиц, участвующих  в деле о банкротстве, к которым  относятся:

- должник;

- арбитражный управляющий;

- конкурсные кредиторы;

- уполномоченные органы;

- федеральные органы исполнительной  власти РФ, органы исполнительной  власти субъектов, муниципальные  органы;

- лица, предоставившие обеспечение  для проведения финансового оздоровления.

В статье 7 Закона по сравнению с Законом N 6-ФЗ расширен круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если раньше таким правом обладали должник, кредитор и прокурор, то теперь к ним добавлены еще и уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые представляют в деле о банкротстве интересы государства.

Основным действующим  лицом при проведении всех процедур банкротства является арбитражный  управляющий.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона арбитражный управляющий должен:

- быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

- обязательно иметь высшее  образование;

- иметь стаж руководящей  работы не менее чем два  года в совокупности;

- сдать теоретический  экзамен по программе подготовки  арбитражных управляющих;

- пройти стажировку сроком  не менее шести месяцев в  качестве помощника арбитражного  управляющего;

- являться членом саморегулируемой  организации.

Арбитражный управляющий  не должен иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также  за преступление средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

При рассмотрении дела о  банкротстве должника - юридического лица в настоящее время применяются  следующие процедуры:

    • наблюдение;
    • финансовое оздоровление;
    • внешнее управление;
    • конкурсное производство;
    • мировое соглашение.

 

Процедура наблюдения подверглась  определенным изменениям.

Теперь процедура наблюдения вводится не сразу после принятия заявления (ст. 56 Закона N 6-ФЗ), а по результатам  рассмотрения арбитражным судом  обоснованности требований заявителя (ст. 62 Закона). Наблюдение вводится сразу  лишь по заявлению самого должника.

Как и ранее, с момента  введения наблюдения органы управления должника (руководитель) не отстраняются от руководства. Однако новый Закон (ст. 69) предусмотрел возможность замены руководителя должника арбитражным  судом по ходатайству временного управляющего на иное лицо.

Кроме того, также по заявлению  временного управляющего арбитражный  суд вправе вынести решение в  отношении руководителя о запрете  совершать какие-либо сделки или  действия либо совершать их только с согласия управляющего.

Наблюдение оканчивается с момента вынесения арбитражным  судом определения о введении следующей процедуры банкротства, утвержденной первым собранием кредиторов.

Так, возможно введение финансового  оздоровления, внешнего управления, конкурсного  производства либо вообще прекращение  дела и утверждение мирового соглашения (ст. 75 Закона).

Информация о работе Понятие банкротства и его причины