Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:02, курсовая работа
Цель курсовой работы выявить проблемы банкротства.
Задачи:
1. рассмотреть понятие и признаки банкротства;
2. выявить причины банкротства предприятий;
3. изучить законодательство о банкротстве;
4. проанализировать диагностику финансового состояния;
5. рассмотреть понятия и специфику антикризисного управления;
6. анализ формирования антикризисных стратегий.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава I. Понятие банкротства и его причины…………………………………...5
1.1. Понятие и признаки банкротства………………………………………….5
1.2. Причины банкротства предприятий……………………………………11
1.3. Законодательство о банкротстве…………………………………………14
Глава II. Основные методы предупреждения банкротства…………………...21
2.1. Диагностика финансового состояния…………………………………….21
2.2. Понятие и специфика антикризисного управления…………………….31
2.3. Формирование антикризисных стратегий…………………………..……34
Заключение…………………………………………………………….…………38
Список литературы ………………………………………………………...……40
Вторая группа содержит признаки, которые не подлежат подобной оценке.Признаки предбанкротного состояния предприятия, не нашедшие свое отражение в финансовых документах, составляют вторую группу. Они являются более ранними по времени, а реагирование на них — более эффективным для предупреждения кризисных ситуаций.
Более скрупулезный анализ может выявить изменения в практике управления, не выявленные при поверхностной оценке положения предприятия:
Следует особо отметить опасность резкого изменения в стратегии предприятия. Для клиентов фирмы, если они заранее не поставлены в известность, такого рода изменения могут сыграть главную роль в потере интереса к данному предприятию.
1.2 Причины банкротства предприятий.
К объективным причинам банкротства, не зависящим от воли и действий отдельных людей, компаний и правительств, относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также такие закономерности экономического развития, как цикличность и кризисы. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим компании к банкротству. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности фирмы во многом зависит от эффективности организации ее деятельности, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.
К субъективным причинам банкротства
следует отнести ошибочные, исходящие
из неправильной оценки ситуации действия
менеджмента компании. Если рассматривать
людей, их группы и организации (в
том числе и государство) как
субъекты экономических отношений,
то к субъективным причинам несостоятельности
отдельных компаний можно отнести
и такие действия, например, правительств,
которые направлены на достижение общественного
блага, но могут стать причиной банкротства
отдельных субъектов
Под общими причинами банкротства
следует понимать те из них, которые
действуют в отношении всех субъектов
предпринимательской
В то же время, кроме рыночной, преимущественно открытой может функционировать нерыночная, преимущественно закрытая социально-экономическая система, которая в течение длительного времени господствовала и на территории. Основными характеристиками такой системы стали: огосударствление экономики; высокая степень концентрации производства, милитаризация и монополизация экономики; всеобщий дефицит; подавленная инфляция; скрытая безработица; формирование общинной, патерналистской психологии человека. Эти черты, а также некоторые другие специфические явления, возникающие при трансформации такой системы, обусловливают объективное существование особенных причин, которые могут вызывать банкротство субъектов предпринимательской деятельности. К таким причинам банкротства белорусских предприятий можно отнести: их крупные размеры, сложившиеся в условиях специализации и разделения труда в рамках СССР и СЭВ; технологическая и техническая отсталость и законсервированность многих предприятий страны; значительное сокращение расходов на оборону; негативное отношение государства к предпринимательству, замораживание приватизации и рынка ценных бумаг; управленческие традиции, образование и менталитет не собственника и творца, а наемного работника на службе у государства.
Выделяют также внешние
и внутренние по отношению к субъекту
предпринимательской
Внешние факторы являются наиболее опасными в связи с тем, что возможности оказания воздействия на них минимальны, а последствия их реализации могут быть разрушительными. К основным из них относят:
экономические факторы
(темпы инфляции, ставки налогов
и банковских кредитов, курсы
валют, уровень доходов
политические факторы,
обусловленные действиями и
рыночные факторы (тенденции
изменения демографической
технологические факторы,
обусловленные воздействием на
экономику научно-
социокультурные факторы,
охватывающие такие явления и
процессы, как преобладающие в
обществе нравы и традиции, отношение
людей к работе и уровню
благосостояния, уровень образования
населения, отношение к
международные факторы,
связанные с глобализацией
Внутренние факторы риска
наступления банкротства, обусловленные
ошибочными действиями менеджмента, как
показывает практика стран с развитой
рыночной экономикой, являются причинами
до 80 процентов случаев
Обычно экономическая
несостоятельность наступает
Таким образом, основными
причинами банкротства
1.3.Законодательство о банкротстве.
Институт банкротства
во всем мире считается одной из
важнейших юридических
Федеральный закон от 26 октября
2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон) является
уже третьим Законом о
- положений, регулирующих
деятельность арбитражных
- положений, регулирующих
банкротство субъектов
Кроме того, положения Закона,
относящиеся к банкротству
Закон распространяется на правоотношения, возникшие после его вступления в законную силу. В отношении дел о банкротстве, которые были возбуждены в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) и производство по которым велось в момент вступления Закона в силу, применяются положения Закона N 6-ФЗ до окончания конкретной процедуры (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство). А с момента введения следующей процедуры правоотношения будут регулироваться согласно положениям нового Закона (ст. 233 Закона).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона несостоятельными (банкротами) могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п. 2 ст. 1 Закона), в то время как согласно положениям Закона N 6-ФЗ в отношении некоммерческих организаций, действующих в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, банкротство не могло быть возбуждено.
Статьей 34 Закона установлен закрытый перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, к которым относятся:
- должник;
- арбитражный управляющий;
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченные органы;
- федеральные органы
- лица, предоставившие обеспечение
для проведения финансового
В статье 7 Закона по сравнению с Законом N 6-ФЗ расширен круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если раньше таким правом обладали должник, кредитор и прокурор, то теперь к ним добавлены еще и уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые представляют в деле о банкротстве интересы государства.
Основным действующим лицом при проведении всех процедур банкротства является арбитражный управляющий.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона арбитражный управляющий должен:
- быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
- обязательно иметь высшее образование;
- иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
- сдать теоретический
экзамен по программе
- пройти стажировку сроком
не менее шести месяцев в
качестве помощника
- являться членом
Арбитражный управляющий не должен иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступление средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица в настоящее время применяются следующие процедуры:
Процедура наблюдения подверглась определенным изменениям.
Теперь процедура наблюдения вводится не сразу после принятия заявления (ст. 56 Закона N 6-ФЗ), а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя (ст. 62 Закона). Наблюдение вводится сразу лишь по заявлению самого должника.
Как и ранее, с момента введения наблюдения органы управления должника (руководитель) не отстраняются от руководства. Однако новый Закон (ст. 69) предусмотрел возможность замены руководителя должника арбитражным судом по ходатайству временного управляющего на иное лицо.
Кроме того, также по заявлению временного управляющего арбитражный суд вправе вынести решение в отношении руководителя о запрете совершать какие-либо сделки или действия либо совершать их только с согласия управляющего.
Наблюдение оканчивается
с момента вынесения
Так, возможно введение финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства либо вообще прекращение дела и утверждение мирового соглашения (ст. 75 Закона).