Понятие банкротства и его причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выявить проблемы банкротства.
Задачи:
1. рассмотреть понятие и признаки банкротства;
2. выявить причины банкротства предприятий;
3. изучить законодательство о банкротстве;
4. проанализировать диагностику финансового состояния;
5. рассмотреть понятия и специфику антикризисного управления;
6. анализ формирования антикризисных стратегий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава I. Понятие банкротства и его причины…………………………………...5
1.1. Понятие и признаки банкротства………………………………………….5
1.2. Причины банкротства предприятий……………………………………11
1.3. Законодательство о банкротстве…………………………………………14
Глава II. Основные методы предупреждения банкротства…………………...21
2.1. Диагностика финансового состояния…………………………………….21
2.2. Понятие и специфика антикризисного управления…………………….31
2.3. Формирование антикризисных стратегий…………………………..……34
Заключение…………………………………………………………….…………38
Список литературы ………………………………………………………...……40

Файлы: 1 файл

Курсовая на сдачу - копия.docx

— 78.90 Кб (Скачать файл)

Анализ конкурентоспособности  продукции включает следующие этапы:

а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной  продукции в качестве базы для  сравнения. Сравнивать конкурентоспособность  можно по изделиям, входящим в один и тот же класс по техническим  параметрам;

б) определение перечня  групп сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;

в) определение значимости (удельного веса) каждого параметра;

г) определение сводного параметрического индекса;

д) определение интегрального  показателя конкурентоспособности.

Сравниваемые параметры  товаров-конкурентов классифицируются по трем группам: технические, экономические, маркетинговые.

К техническим параметрам относятся:

1) показатели, характеризующие  качество товара: назначение; надежность; производительность; безопасность; ремонтопригодность и т. д.;

2) нормативные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.

К экономическим параметрам относятся: отпускная цена; себестоимость продукции; затраты на эксплуатацию; затраты на установку, консультирование и т.д.

К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка),реклама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия платежа, сроки поставки и т. д.

В сегодняшних условиях маркетинговые  характеристики играют особую роль. Они  отражают рыночную привлекательность  продаваемой продукции, которая  характеризуется: организацией фирменной  торговой сети; стимулированием продаж путем создания системы скидок; организацией службы сервиса; эффективностью рекламной  компании и т. д.

Для определения значимости выбранных для выпускаемых изделий  параметров используются экспертные методы. По каждой группе рассматривается параметрический  индекс:

n

J = Σ ajПj, где

j =1

aj - значимость параметра;

Пj - значение параметра;

n - число параметров данной  группы.

Интегральный показатель конкурентоспособности может рассматриваться  как:

K = (JТ +Jm) / Jэ, где

Jт - сводный параметрический индекс по техническим показателям;

Jm - сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;

Jэ - сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.

4. Оценка производственного  потенциала предприятия является следующим логическим этапом диагностики экономического состояния является оценка соответствия потребляемых производственных ресурсов объемам выпускаемой продукции. Оцениваются производственный потенциал предприятия, эффективность и возможность его использования в целях финансового оздоровления предприятия.

В составе производственных ресурсов учитываются: персонал, внеоборотные активы, оборотные активы.

Оценка обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и их использования  должна осуществляться в целях диагностики  социального банкротства, которое  выражается снижением численности, уровнем квалификации работников, заработной платы.

Оценка обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами включает:

- анализ динамики численности  и структуры персонала;

- оценку соотношения темпов изменения производительности труда и средней заработной платы.

Снижение численности  персонала - один из индикаторов финансового  кризиса на предприятии.

В процессе оценки необходимо сделать заключение о способности  персонала участвовать в финансовом оздоровлении предприятия.

Для проведения оценки обеспеченности трудовыми ресурсами и их использования  рассчитываются следующие показатели:

- средняя выработка на  одного работника основной деятельности;

- средняя заработная плата  работников основной деятельности;

- уровень задолженности  по заработной плате (Кзад):

Кзад = (ФЗП начисл – ФЗП выпл ) / ФЗП начисл , где

Кзад – уровень задолженности перед работниками по выплате заработной платы, %;

ФЗП выпл – выплаченная заработная плата, руб.;

ФЗП начисл – начисленная заработная плата работников списочного и несписочного состава, руб.

Приведенные показатели оцениваются  в динамике.

5. Важнейшим фактором  финансовой устойчивости предприятия, являются состав и структура активов, а также выбор стратегии управления ими.

Оценка состояния и  использования внеоборотных активов производится с целью определения:

- стоимости и структуры  внеоборотных активов;

- финансовой нагрузки  в виде незавершенного капитального  строительства;

- стоимости и структуры  основных средств предприятия и их динамики;

- доли неиспользуемых  основных средств в сопоставлении с затратами на их содержание;

- показателей эффективности  использования основных средств.

В процессе оценки стоимости  и структуры внеоборотных активов необходимо определить удельный вес внеоборотных активов в стоимости имущества; структуру внеоборотных активов по следующим видам:

а) нематериальные активы;

б) основные средства;

в) незавершенное строительство;

г) долгосрочные финансовые вложения

Анализ финансового состояния  неплатежеспособных предприятий показывает, что долгосрочные финансовые вложения, как правило, практически неликвидны. Однако дочерние фирмы предприятия, акциями которых владеет предприятие-должник, могут рассматриваться как источник дополнительного финансирования при реализации мероприятий по восстановлению платежеспособности.

Состояние и движение основных средств предприятия характеризуют следующие показатели:

а) коэффициент износа основных средств – отношение начисленного износа к первоначальной

стоимости основных средств;

б) коэффициент обновления основных средств;

в) коэффициент выбытия  основных средств.

Основным показателям  эффективности использования средств  является показатель фондоотдачи, который  характеризует объем продукции, полученный с одного рубля основных средств.

Показатель фондоотдачи  часто характеризуют как коэффициент  оборачиваемости основных средств.

На каждом конкретном предприятии  величина оборотных активов, их состав и структура зависят от характера  и сложности производства, длительности производственного цикла, стоимости  сырья и условий его поставки, принятого порядка расчетов и  т. д. В различных отраслях удельный вес оборотных активов в стоимости  имущества неодинаков: на машиностроительных предприятиях он объективно ниже, чем  на предприятиях легкой промышленности.

Анализ стоимости оборотных  активов включает изучение структуры  оборотных активов и ее изменения  с целью оценки их ликвидности. Анализ структуры оборотных активов  осуществляется по следующим видам: производственные запасы; незавершенное  производство; готовая продукция  и товары для перепродажи; товары отгруженные; расходы будущих периодов; дебиторская задолженность; денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Обеспеченность производственного  процесса определенным видом оборотных  активов характеризует отношение  этого вида активов к среднемесячному  выпуску продукции. Это отношение  показывает длительность периода (в  месяцах), в течение которого выпуск продукции обеспечен определенным видом оборотных активов:

O i = ai / C мес РП, где

ai - остаток оборотных активов i-го вида по балансу;

С мес РП - среднемесячный выпуск продукции по себестоимости.

Эффективность управления запасами характеризуется показателями оборачиваемости  запасов:

Коб з = Врп / 3 , где

3 – средняя величина  запасов (определяется как среднеарифметическая  величина итогов баланса предприятия  на начало и конец отчетного  периода), тыс.руб.

Оценка оборачиваемости  товарно-материальных запасов должна производиться по каждому их виду (производственные запасы, готовая  продукция, товары отгруженные).

Таким образом, устойчивый выпуск продукции, обеспеченность производственными  ресурсами, наличие внутренних резервов повышения эффективности использования производственных ресурсов свидетельствуют о возможности применения методов финансового оздоровления.

Спад производства, признаки социального банкротства (низкий уровень  заработной платы, снижение численности, в том числе квалифицированного персонала), высокая степень износа основных средств, низкая ликвидность  оборотных средств - любой из этих взаимосвязанных факторов может  стать причиной неплатежеспособности предприятия.

Повышение оборачиваемости  запасов свидетельствует о повышении  эффективности управления запасами, подъеме производственной активности предприятия. Снижение оборачиваемости запасов позволяет сделать вывод о накоплении запасов предприятия. Необходимо сравнить длительность оборота (срок хранения)производственных запасов и готовой продукции.

Снижение оборачиваемости  производственных запасов может  свидетельствовать как о "затухании" производства, так и о "замораживании" части средств в производственных запасах ради спасения производства от инфляционных процессов, снижения риска не поставки сырья, материалов, комплектующих изделий.

Снижение оборачиваемости  готовой продукции свидетельствует  о проблемах предприятия со сбытом продукции, неэффективности или  отсутствии маркетинговой политики.

Комплексная диагностика  экономического состояния предприятия, проводимая на основе предложенных показателей и методов, позволит оценить производственный потенциал предприятия.

2.2. Понятие и специфика  антикризисного управления

Термин “антикризисное управление”, как отмечается в работах некоторых  отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических  разночтений является отсутствие прочных  научных традиций и практического  опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических  систем и существованием опасности  возникновения кризиса. Однако неоднозначность  и многообразие содержания кризиса  дают в науке разные основания  для классификации экономических  кризисов и циклов. Категория антикризисного управления устанавливает понятийную демаркацию одного типа управления от другого. Многозначность экономического, особенно управленческого понимания  этой категории, по мнению автора, обусловливается  двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и  разрушает, т.е. формирует предпосылки  и подготавливает условия для дальнейшего развития и освобождает от прежней стратегии бизнеса.

В соответствии с этим, теории, акцентирующие внимание на разрушительной функции кризиса, предлагают воспринимать кризис как ситуацию, остро угрожающую существованию предприятия. Кризисная  ситуация в таком случае требует  немедленного преодоления, локализации  последствий методами антикризисного управления, чтобы сохранить прежде всего материальную основу для продолжения  хозяйственно-экономической деятельности при остром дефиците оборотных средств.

Теории, рассматривающие  кризис как явление, ориентированное  на ломку старого и развитие нового, воспринимают его позитивно. Поэтому  в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая  новым отношениям.

Таким образом, устранение с  рынка обанкротившихся предпринимательских  структур непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание  этих структур - задача значительно  более важная.

Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая  антикризисным управлением. Часто  под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод  предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка  сущности антикризисного управления ослабляет  его предотвращающую, опережающую  направленность. Поэтому стратегически  антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий  периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы  деятельности, чем анализ только финансового  состояния фирмы.

Таким образом, антикризисное  управление - это анализ состояния  макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;- познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;- стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;- оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);- разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;- постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Информация о работе Понятие банкротства и его причины