Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:02, курсовая работа
Цель курсовой работы выявить проблемы банкротства.
Задачи:
1. рассмотреть понятие и признаки банкротства;
2. выявить причины банкротства предприятий;
3. изучить законодательство о банкротстве;
4. проанализировать диагностику финансового состояния;
5. рассмотреть понятия и специфику антикризисного управления;
6. анализ формирования антикризисных стратегий.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава I. Понятие банкротства и его причины…………………………………...5
1.1. Понятие и признаки банкротства………………………………………….5
1.2. Причины банкротства предприятий……………………………………11
1.3. Законодательство о банкротстве…………………………………………14
Глава II. Основные методы предупреждения банкротства…………………...21
2.1. Диагностика финансового состояния…………………………………….21
2.2. Понятие и специфика антикризисного управления…………………….31
2.3. Формирование антикризисных стратегий…………………………..……34
Заключение…………………………………………………………….…………38
Список литературы ………………………………………………………...……40
Финансовое оздоровление - новая процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона).
Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
Финансовое оздоровление вводится в следующих случаях (ст. 75 Закона):
- сли собрание кредиторов приняло соответствующее решение, - по е руководителя должника, который обязан предложить ввести эту процедуру;
- если первое собрание не приняло никакого решения относительно следующих процедур и если имеется ходатайство учредителей (участников), собственника имущества должника или третьих лиц, - при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
- если имеется ходатайство указанных выше субъектов и банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику.
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено: залогом (ипотекой); банковской гарантией; государственной или муниципальной гарантией; поручительством; иными способами, не противоречащими Закону.
Ходатайство не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.
В случае если лица, предоставившие
обеспечение исполнения должником
обязательств, не исполнили свои обязательства
в пятидневный срок со дня обращения
к ним административного
Если же такие лица обеспечили исполнение должником обязательств перед кредиторами, то они получают право регрессного требования к должнику после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди (п. 4 ст. 89 Закона).
Для проведения финансового оздоровления арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий (который на данном этапе называется административным управляющим), права и обязанности которого определены в ст. 83 Закона.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд принимает одно из следующих решений:
- определение о прекращении
производства по делу о
- определение о введении
внешнего управления при
- решение о признании
должника банкротом и об
Срок внешнего управления увеличен Законом с двенадцати до восемнадцати месяцев, причем, как и ранее, он может быть продлен еще на шесть месяцев (ст. 93 Закона, ст. 68 Закона N 6-ФЗ).
Следует отметить, что, как и раньше, кредитор вправе предъявить свои требования в любой момент внешнего управления. Но такие требования должны быть обязательно подтверждены судебным актом, а также должны направляться не только должнику (как было раньше, см. ст. 75 Закона N 6-ФЗ), а в арбитражный суд и внешнему управляющему (п. 1 ст. 100 Закона).
Одной из важных мер восстановления платежеспособности должника является также продажа предприятия.
Теперь продажа предприятия осуществляется путем открытых торгов в форме аукциона, за исключением случая, когда в состав имущества входит ограниченно оборотоспособное имущество. То есть положение Закона N 6-ФЗ о том, что закрытые торги могут вводиться планом внешнего управления, исключено, что позволит исключить процедуру банкротства как способ передела собственности.
Закон также подробным
образом регламентировал
Как и прежде, на любой стадии банкротства должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Более подробно в Законе раскрывается понятие о содержании мирового соглашения, определяется порядок обжалования и пересмотра определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения, порядок расторжения мирового соглашения.
Глава II. Основные методы предупреждения банкротства
2.1. Диагностика финансового состояния предприятия
Финансовое состояние
предприятия рассматривается
Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных процедур, наиболее важным представляется деление факторов на внешние и внутренние.
Предлагаемый подход к
диагностике финансового
Диагностика финансового состояния осуществляется в следующей логической последовательности:
1. Состояние реализации и производства продукции.
2. Состав и структура выпускаемой продукции.
3. Конкурентоспособность продукции.
4. Наличие и эффективность
использования
5. Финансовое состояние предприятия и его финансовая устойчивость.
6. Оценка финансового результата деятельности.
7. Эффективность управления финансовыми ресурсами.
Такой методологический подход
к диагностике
1. В анализ состояния
производства и реализации
Состояние производства и реализации продукции, структура и динамика выпускаемой продукции являются главными факторами, определяющими экономическую устойчивость предприятия.
Диагностика финансово-экономического состояния должна начинаться с анализа производства и реализации продукции, определяющих стабильность получения выручки - основного источника платежа по обязательствам предприятия.
Наличие производства и реализации
продукции свидетельствует о
жизнеспособности предприятия. Сохраняя
производство, предприятие поддерживает
в рабочем состоянии
Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия включает изучение:
- динамики производства
и реализации продукции;
- расчетов с потребителями
продукции; состава и
- конкурентоспособности.
Динамика изменения объемов производства и реализации продукции оценивается на основе индексов изменения объемных показателей. Базой для сравнения являются показатели объема и реализации продукции аналогичного периода прошлого года.
На основе анализа индексов изменения объема производства (Jтп) и реализации продукции (Jрп) и сравнения их с индексом инфляции (J инфл) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года можно сделать выводы:
- о динамичном состоянии производства, если Jтп >Jинфл (Jрп> Jинфл);
- о стабильном состоянии производства, если Jтп = Jинфл (Jрп =Jинфл);
- о состоянии спада производства, если Jтп < Jинфл (Jрп <Jинфл).
Устойчивое состояние
производства и реализации продукции
характеризуется одинаковыми
Состояние расчетов с потребителями продукции на анализируемом предприятии характеризует уровень оплаты реализованной продукции (Копл.),который рассчитывается как отношение оплаченной потребителями продукции к отгруженной продукции.
Копл. = 1 свидетельствует о полной оплате отгруженной продукции.
Копл < 1 свидетельствует о непоступлении платежей за отгруженную продукцию.
Задолженность по оплате отгруженной
продукции образует основную сумму
дебиторской задолженности. Рост дебиторской
задолженности характеризует
Оценка состава выпускаемой
продукции проводится на основе формы
№ 1-п статистической отчетности по следующим
направлениям:
1) определяется удельный
вес продукции, выпускаемой по
государственному или
2) анализируется структура выпускаемой продукции.
2. Анализ состава и
структуры выпускаемой
Структура продукции отражает
удельный вес отдельных видов
продукции в общем объеме. Сохранение
пропорций между отдельными видами
продукции характеризует
3. Анализ конкурентоспособности
продукции. Резкое снижение
Конкурентоспособность выпускаемой
продукции характеризуется
Выпуск неконкурентоспособной
продукции часто становится главной
причиной остановки предприятий
и появления цепочек
Оценка конкурентоспособности
и рыночной привлекательности выпускаемой
продукции основывается на анализе:
емкости рынка выпускаемой
Оценка емкости рынка
выпускаемой продукции
При проведении анализа рынка (маркетинговых исследований) общая емкость рынка по конкретному товару может быть оценена:
Ci = Pi + Ri + Ii –Ei + (-) Mi –Eoi + Ioi, (3.1),где
Сi - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.);
Р - национальное производство i-го товара (нат. ед.);
Ri- остаток i-го товара на складах (нат. ед.);
Еi - экспорт i-го товара (нат. ед.);
Ii- импорт i-го товара (нат. ед.);
Mi - изменение остатков i-го товара на складах (нат. ед.);
Еoi - косвенный экспорт i-го товара (нат. ед.);
Ioi - косвенный импорт i-ro товара (нат. ед.).
Доля предприятия на рынке i-ro товара, которая характеризует социально-экономическую значимость продукции предприятия, может быть определена как:
Dji = Cji/Ci x 100%, где
Dji - доля j-го предприятия на национальном (региональном) рынке i-ro товара в (%);
Ci - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.);
Cji - среднегодовой объем производства (мощность) i-ro товара Ha j-м предприятии (нат. ед.).
Анализ конкурентоспособности продукции основывается на понимании конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик данного изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов по степени удовлетворения аналогичных потребностей покупателя и по уровню затрат на его покупку и последующую эксплуатацию.