Понятие банкротства и его причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выявить проблемы банкротства.
Задачи:
1. рассмотреть понятие и признаки банкротства;
2. выявить причины банкротства предприятий;
3. изучить законодательство о банкротстве;
4. проанализировать диагностику финансового состояния;
5. рассмотреть понятия и специфику антикризисного управления;
6. анализ формирования антикризисных стратегий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава I. Понятие банкротства и его причины…………………………………...5
1.1. Понятие и признаки банкротства………………………………………….5
1.2. Причины банкротства предприятий……………………………………11
1.3. Законодательство о банкротстве…………………………………………14
Глава II. Основные методы предупреждения банкротства…………………...21
2.1. Диагностика финансового состояния…………………………………….21
2.2. Понятие и специфика антикризисного управления…………………….31
2.3. Формирование антикризисных стратегий…………………………..……34
Заключение…………………………………………………………….…………38
Список литературы ………………………………………………………...……40

Файлы: 1 файл

Курсовая на сдачу - копия.docx

— 78.90 Кб (Скачать файл)

Финансовое оздоровление - новая процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии с  графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.

Финансовое оздоровление вводится в следующих случаях (ст. 75 Закона):

- сли собрание кредиторов приняло соответствующее решение, - по е руководителя должника, который обязан предложить ввести эту процедуру;

- если первое собрание не приняло никакого решения относительно следующих процедур и если имеется ходатайство учредителей (участников), собственника имущества должника или третьих лиц, - при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

- если имеется ходатайство указанных выше субъектов и банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику.

Исполнение должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может  быть обеспечено: залогом (ипотекой); банковской гарантией; государственной или  муниципальной гарантией; поручительством; иными способами, не противоречащими  Закону.

Ходатайство не может быть обеспечено удержанием, задатком или  неустойкой.

В случае если лица, предоставившие обеспечение исполнения должником  обязательств, не исполнили свои обязательства  в пятидневный срок со дня обращения  к ним административного управляющего, то тогда к ним применяются  меры гражданской ответственности (ст. 91 Закона).

Если же такие лица обеспечили исполнение должником обязательств перед кредиторами, то они получают право регрессного требования к  должнику после прекращения производства по делу о банкротстве или в  ходе конкурсного производства в  составе требований кредиторов третьей  очереди (п. 4 ст. 89 Закона).

Для проведения финансового  оздоровления арбитражным судом  утверждается арбитражный управляющий (который на данном этапе называется административным управляющим), права и обязанности которого определены в ст. 83 Закона.

По итогам рассмотрения результатов  финансового оздоровления арбитражный  суд принимает одно из следующих  решений:

- определение о прекращении  производства по делу о банкротстве,  если непогашенная задолженность  отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении  внешнего управления при наличии  возможности восстановить платежеспособность  должника;

- решение о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства при  отсутствии оснований для введения  внешнего управления и при  наличии признаков банкротства.

Срок внешнего управления увеличен Законом с двенадцати до восемнадцати месяцев, причем, как и  ранее, он может быть продлен еще  на шесть месяцев (ст. 93 Закона, ст. 68 Закона N 6-ФЗ).

Следует отметить, что, как  и раньше, кредитор вправе предъявить свои требования в любой момент внешнего управления. Но такие требования должны быть обязательно подтверждены судебным актом, а также должны направляться не только должнику (как было раньше, см. ст. 75 Закона N 6-ФЗ), а в арбитражный  суд и внешнему управляющему (п. 1 ст. 100 Закона).

Одной из важных мер восстановления платежеспособности должника является также продажа предприятия.

Теперь продажа предприятия  осуществляется путем открытых торгов в форме аукциона, за исключением  случая, когда в состав имущества  входит ограниченно оборотоспособное имущество. То есть положение Закона N 6-ФЗ о том, что закрытые торги могут вводиться планом внешнего управления, исключено, что позволит исключить процедуру банкротства как способ передела собственности.

Закон также подробным  образом регламентировал типичную ситуацию, когда торги по продаже  предприятия не могут состояться из-за отсутствия заявок на участие. В  таком случае могут предприниматься  еще попытки продажи предприятия, причем цена предприятия может неоднократно снижаться, но не ниже цены, определенной органами управления должника (п. 7 ст. 110 Закона).

Как и прежде, на любой  стадии банкротства должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Более подробно в Законе раскрывается понятие о содержании мирового соглашения, определяется порядок  обжалования и пересмотра определения  арбитражного суда об утверждении мирового соглашения, порядок расторжения  мирового соглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные методы предупреждения банкротства

2.1. Диагностика финансового состояния предприятия

Финансовое состояние  предприятия рассматривается как  результат взаимодействия всех элементов  системы финансовых отношений внутри предприятия и определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных  факторов. Действие каждого из факторов может являться основой для выводов о возможностях финансового оздоровления предприятия.

Учитывая, что предприятие  является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных  процедур, наиболее важным представляется деление факторов на внешние и внутренние.

Предлагаемый подход к  диагностике финансового состояния  основан на последовательной оценке действия внутренних и внешних факторов, определяющих глубину финансового  кризиса, выбор и перспективность  применения методов финансового  оздоровления.

Диагностика финансового  состояния осуществляется в следующей  логической последовательности:

1. Состояние реализации  и производства продукции.

2. Состав и структура  выпускаемой продукции.

3. Конкурентоспособность  продукции.

4. Наличие и эффективность  использования производственных  ресурсов.

5. Финансовое состояние  предприятия и его финансовая  устойчивость.

6. Оценка финансового  результата деятельности.

7. Эффективность управления  финансовыми ресурсами.

Такой методологический подход к диагностике несостоятельности  предприятия позволяет установить причины, степень глубины кризиса  и возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления.

1. В анализ состояния  производства и реализации продукции  определяющей характеристикой состоятельности  предприятия является способность  производить и продавать продукцию.  Эта способность определяется  объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде.

Состояние производства и  реализации продукции, структура и  динамика выпускаемой продукции  являются главными факторами, определяющими  экономическую устойчивость предприятия.

Диагностика финансово-экономического состояния должна начинаться с анализа  производства и реализации продукции, определяющих стабильность получения выручки - основного источника платежа по обязательствам предприятия.

Наличие производства и реализации продукции свидетельствует о  жизнеспособности предприятия. Сохраняя производство, предприятие поддерживает в рабочем состоянии оборудование, технологию, коммуникации. Не рвутся связи  с поставщиками и покупателями. В  условиях кризиса производство может  быть нерентабельным. Но сохранение производства является первой задачей в условиях неплатежеспособности предприятия.

Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия  включает изучение:

- динамики производства  и реализации продукции; устойчивости  ее производства и сбыта состояния

- расчетов с потребителями  продукции; состава и структуры  выпускаемой продукции и ее

- конкурентоспособности.

Динамика изменения объемов  производства и реализации продукции  оценивается на основе индексов изменения  объемных показателей. Базой для  сравнения являются показатели объема и реализации продукции аналогичного периода прошлого года.

На основе анализа индексов изменения объема производства (Jтп) и реализации продукции (Jрп) и сравнения их с индексом инфляции (J инфл) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года можно сделать выводы:

- о динамичном состоянии  производства, если Jтп >Jинфл (Jрп> Jинфл);

- о стабильном состоянии  производства, если Jтп = Jинфл (Jрп =Jинфл);

- о состоянии спада  производства, если Jтп < Jинфл (Jрп <Jинфл).

Устойчивое состояние  производства и реализации продукции  характеризуется одинаковыми темпами  изменения объемов товарной и  реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором  сбоя в производственном процессе или  системе сбыта продукции, что  может являться основной причиной неплатежеспособности.

Состояние расчетов с потребителями  продукции на анализируемом предприятии  характеризует уровень оплаты реализованной  продукции (Копл.),который рассчитывается как отношение оплаченной потребителями продукции к отгруженной продукции.

Копл. = 1 свидетельствует о полной оплате отгруженной продукции.

Копл < 1 свидетельствует о непоступлении платежей за отгруженную продукцию.

Задолженность по оплате отгруженной  продукции образует основную сумму  дебиторской задолженности. Рост дебиторской  задолженности характеризует изъятие  из оборота капитала, для пополнения которого предприятие привлекает заемные  средства, что часто является основной причиной неплатежеспособности.

Оценка состава выпускаемой  продукции проводится на основе формы 
№ 1-п статистической отчетности по следующим направлениям:

1) определяется удельный  вес продукции, выпускаемой по  государственному или муниципальному  заказу;

2) анализируется структура  выпускаемой продукции.

2. Анализ состава и  структуры выпускаемой продукции.  В состав товарной продукции  включаются: основная продукция;  работы промышленного характера;  товары народного потребления;  прочая продукция.

Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов  продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного  веса основных видов продукции является индикатором спада производства.

3. Анализ конкурентоспособности  продукции. Резкое снижение объемов  выпускаемой продукции становится  одной из главных причин неплатежеспособности  российских предприятий.

Конкурентоспособность выпускаемой  продукции характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности  по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке.

Выпуск неконкурентоспособной  продукции часто становится главной  причиной остановки предприятий  и появления цепочек неплатежей.

Оценка конкурентоспособности  и рыночной привлекательности выпускаемой  продукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий: ассортимента выпускаемой продукции; определения соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.

Оценка емкости рынка  выпускаемой продукции характеризуется  двумя показателями: общая емкость  рынка продукции; доля предприятия  на рынке выпускаемой продукции.

При проведении анализа рынка (маркетинговых исследований) общая  емкость рынка по конкретному  товару может быть оценена:

        Ci = Pi + Ri + Ii –Ei + (-) Mi –Eoi + Ioi, (3.1),где

Сi - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.);

Р - национальное производство i-го товара (нат. ед.);

Ri- остаток i-го товара на складах (нат. ед.);

Еi - экспорт i-го товара (нат. ед.);

Ii- импорт i-го товара (нат. ед.);

Mi - изменение остатков i-го товара на складах (нат. ед.);

Еoi - косвенный экспорт i-го товара (нат. ед.);

Ioi - косвенный импорт i-ro товара (нат. ед.).

Доля предприятия на рынке i-ro товара, которая характеризует социально-экономическую значимость продукции предприятия, может быть определена как:

Dji = Cji/Ci x 100%, где

Dji - доля j-го предприятия на национальном (региональном) рынке i-ro товара в (%);

Ci - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.);

Cji - среднегодовой объем производства (мощность) i-ro товара Ha j-м предприятии (нат. ед.).

Анализ конкурентоспособности  продукции основывается на понимании  конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик  данного изделия, отличающих его  от изделий-аналогов предприятий-конкурентов  по степени удовлетворения аналогичных  потребностей покупателя и по уровню затрат на его покупку и последующую  эксплуатацию.

Информация о работе Понятие банкротства и его причины