Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:01, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является анализ эффективности использования основных производственных фондов по данным конкретного автотранспортного участка (АТУ) г. Гусиноозерска (входящая в состав Гуси ноозерской ГРЭС) и разработка предложений по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть состав и структуру основных производственных фондов АТУ и дать их оценку;
2) рассчитать и проанализировать основные показатели технического состояния и движения основных производственных фондов предприятия;
Введение…………………………………………………….…...…....стр.3
1. Основные производственные фонды предприятия………..….стр.5-12
1.1. Состав и особенности ОПФ………………………...…...............стр.5
1.2. Эффективность использования ОПФ……………………......….стр.7
2. Характеристика Автотранспортного участка (АТУ) Гусиноозерской ГРЭС……………………………………..…………….......…….. стр.12-31
2.1. Состав и структура ОФ……….…………………….....….….....стр.12
2.2. Учет и оценка ОПФ на предприятии………………….….…...стр.18
2.3. Показатели эффективности использования ОПФ………..…..стр.20
3. Пути повышения эффективности использования ОПФ……стр.32-33
Заключение……………………………….…………….......………..стр.34
Список использованных источников……………………………....стр.37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Восточно–Сибирский государственный технологический университет
Кафедра: «Экономика, организация и управление производством»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономика фирмы»
на тему: «Повышение эффективности использования основных производственных фондов»
Выполнил: студент(ка) гр. ГЭЗ-12
Максимова С.А.
Проверил(а): к.э.н., доц. Шабыкова Н.Э.
г. Гусиноозерск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………….…
1. Основные производственные фонды предприятия………..….стр.5-12
1.1. Состав и особенности ОПФ………………………...…..............
1.2. Эффективность использования ОПФ……………………......….стр.7
2. Характеристика Автотранспортного
участка (АТУ) Гусиноозерской ГРЭС……………………………………..…………….....
2.1. Состав и структура ОФ……….…………………….....….….....
2.2. Учет и оценка ОПФ на предприятии………………….….…...стр.
2.3. Показатели эффективности использования ОПФ………..…..стр.20
3. Пути повышения эффективности использования ОПФ……стр.32-33
Заключение……………………………….……………..
Список использованных источников……………………………....стр.
Введение
Роль основных фондов (ОФ), эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование ОФ, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования ОФ. Это особенно важно в настоящее время для каждого предприятия, т.к. экономика России «заставляет «желать лучшего», улучшение которой может быть осуществлено только на основе увеличения объемов производства, работ, услуг во всех отраслях народного хозяйства.
Рациональное использование основных производственных фондов предприятия способствует росту фондоотдачи и производительности труда, увеличению выпуска продукции, снижению себестоимости, росту прибыли и повышению финансовой устойчивости.
Целью написания курсовой работы является анализ эффективности использования основных производственных фондов по данным конкретного автотранспортного участка (АТУ) г. Гусиноозерска (входящая в состав Гуси ноозерской ГРЭС) и разработка предложений по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Транспорт, в т.ч. и автомобильный, является одной из важной производственной инфраструктурой, обеспечивающей основное производство. В силу своей специфики большую часть ОФ на автотранспорте составляют автомобили. Главную роль в работе автомобиля играют ГСМ, шины, запчасти и т.д., которые для АТУ являются ОС. Учитывая, что АТУ перевозит в основном строительные грузы (щебень, кирпич), опасные грузы (бензин, дизельное топливо), продукцию Гусиноозерских предприятий (Гусиноозерская ГРЭС, ООО Бурятуголь) можно сделать вывод, что рационально используя автотранспорт, производственная деятельность АТУ влияет на себестоимость вышеуказанной и другой продукции. Это, в свою очередь, сказывается на реализации продукции и в конечном итоге на экономике строительных, промышленных и других предприятий. В этом, как я считаю, заключается актуальность выбранной темы. Анализ эффективности использования ОФ произведен на основе годовых бухгалтерских отчетов, статистических отчетов и сведений о наличии и использовании автотранспорта за три года (2009-2011).Этот период в работе грузового автотранспорта области в целом отмечен снижением объемов перевозок с соответствующим ухудшением различных показателей использования автотранспорта. Руководство АТУ в этот период сумело, используя законы менеджмента и маркетинга, улучшить показатели использования своего подвижного состава, т.е. ОФ и ОС предприятия.
§1 Основные производственные фонды предприятия
§1.1 Состав и особенности основных производственных фондов
Материально-вещественной основой хозяйственной деятельности предприятий автомобильного транспорта являются производственные фонды, которые в зависимости от роли в производственном процессе и способа перенесения стоимости на производимую продукцию или услугу подразделяются на основные и оборотные.
Основные производственные фонды - это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость (в отличие от оборотных фондов, стоимость которых переносится на продукт труда целиком и сразу), переносится на изготовленный продукт постепенно, по частям, по мере износа. Имея ясное представление о каждом элементе основных производственных фондов в производственном процессе, об их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных производственных фондов, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных производственных фондов предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и, рост производительности труда.
Основные производственные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов предприятия. Они являются основой его деятельности, определяют производственную мощность, характеризуют его техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией и автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.
По своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций основные производственные фонды подразделяются на следующие группы:
Специфика работы транспорта по сравнению с другими отраслями производства определяет некоторую особенность в использовании и распределении фондов АТУ. Структура их определяется процентным соотношением между отдельными составляющими (рисунок 1).
Стоимостное соотношение между основными и оборотными фондами составляет органическое строение производственных фондов народного хозяйства и отраслей производства. Для промышленности это соотношение составляет примерно 3:1, а для автомобильного транспорта-9:1. Такое существенное различие в структуре производственных фондов объясняется спецификой автомобильного транспорта, который не производит продукции в материальном виде, а лишь перемещает ее.
Характерной особенностью основных производственных фондов АТУ является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес активной части основных фондов - транспортных средств. Структура ОПФ автотранспорта зависит от многих факторов, в т.ч. от: количественного и качественного состава транспортных средств, уровня организации производства, концентрации и специализации АТУ, климатических условий и ряда других факторов.
Рисунок 1 – состав фондов автотранспортного предприятия
1.2 Эффективность использования основных производственных фондов
Одной из наиболее важных задач развития транспорта является обеспечение производства, прежде всего за счет повышения его эффективности и более полного использования внутрихозяйственных резервов. Для этого необходимо рациональнее использовать имеющиеся основные производственные фонды.
К более рациональному использованию основных производственных фондов побуждает и то обстоятельство, что в современных условиях ограниченные финансовые возможности транспортных предприятий не позволяют им своевременно обновлять свою материально – техническую базу, поэтому особенно актуальным является улучшение использования уже действующих основных производственных фондов.
Необходимость улучшения использования основных производственных фондов определяется и тем, что высокие темпы научно - технического прогресса обуславливают более быстрое старение техники, её моральное снашивание. Для того чтобы избежать отрицательных последствий морального износа и уменьшить потери от вывода из эксплуатации несамортизированных фондов, необходимо более полное и интенсивное её использование.
Поиск направлений повышения эффективного использования основных производственных фондов имеет для предприятия важное значение. Решение этой задачи означает увеличение производства продукции, повышение отдачи имеющегося на предприятии производственного потенциала, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства и накоплений предприятия.
Для определения уровня использования основных производственных фондов наиболее часто применяется показатель фондоотдачи, отражающий связь между количеством произведённой продукции и стоимостью основных производственных фондов. Чем выше данный показатель, тем эффективнее использует предприятие имеющиеся у него фонды.
Повышение эффективности использования, а, следовательно, и фондоотдачи основных производственных фондов достигается за счёт целого ряда факторов, которые можно объединить в следующие группы:
Наиболее часто одной из причин, ухудшающих показатель фондоотдачи, является медленное освоение вводимых в действие основных производственных фондов, поэтому одним из важнейших направлений повышения эффективности их использования является своевременный ввод в эксплуатацию и более быстрое освоение новых основных производственных фондов. Сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых основных производственных фондов позволяет быстрее получить необходимую для народного хозяйства продукцию с технически более совершенных фондов, ускорить их оборот и тем самым замедлить наступление морального износа, повысить эффективность общественного производства в целом.
Информация о работе Повышение эффективности использования основных производственных фондов