Повышение эффективности использования основных производственных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является анализ эффективности использования основных производственных фондов по данным конкретного автотранспортного участка (АТУ) г. Гусиноозерска (входящая в состав Гуси ноозерской ГРЭС) и разработка предложений по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть состав и структуру основных производственных фондов АТУ и дать их оценку;
2) рассчитать и проанализировать основные показатели технического состояния и движения основных производственных фондов предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…...…....стр.3
1. Основные производственные фонды предприятия………..….стр.5-12
1.1. Состав и особенности ОПФ………………………...…...............стр.5
1.2. Эффективность использования ОПФ……………………......….стр.7
2. Характеристика Автотранспортного участка (АТУ) Гусиноозерской ГРЭС……………………………………..…………….......…….. стр.12-31
2.1. Состав и структура ОФ……….…………………….....….….....стр.12
2.2. Учет и оценка ОПФ на предприятии………………….….…...стр.18
2.3. Показатели эффективности использования ОПФ………..…..стр.20
3. Пути повышения эффективности использования ОПФ……стр.32-33
Заключение……………………………….…………….......………..стр.34
Список использованных источников……………………………....стр.37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКСИМОВОЙ С.А..docx

— 157.55 Кб (Скачать файл)

Коэффициент интенсивного использования фондов характеризует степень их использования за 1 час работы:

по плановой выработке

Кинт.пл. = Рф / Рпл'

по максимально возможной выработке

Кинт.мах = Рф / Рмах

где Рф - фактически выполненная работа за 1 ч.;

Рпл - плановая выработка за 1 ч.,

Рмах - максимально возможная выработка за 1 ч.,

Коэффициент интегральной загрузки фондов характеризует степень использования основных фондов во времени с учетом выработки:

Кинтегр = КэксКинт

Фондоотдача основных фондов в рублях на 1 р. стоимости основных фондов характеризует эффективность их использования и указывает, сколько предприятием получено доходов на каждый рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов:

Фотд =D/Фосн

где D - балансовая сумма доходов;

Фосн - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Фондоемкость Фемк является обратной величиной фондоотдачи. Она показывает, какой размер основных фондов приходится на каждый рубль полученного дохода.

Фемк.= Фосн /D

При увеличении фондоотдачи соответственно снижается фондоемкость.

Фондовооруженность труда Фвооруж характеризует степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами:

Фвооруж =Фосн /N

где N - среднесписочная численность работающих на предприятии в рассматриваемом периоде.

Производительность труда Wтр. = D/N

Показатели производительности труда, фондовооруженности и фондоотдачи взаимосвязаны: производительность труда является функцией его фондовооруженности, фондоотдача - функцией производительности труда. Отношение производительности труда к фондовооруженности составляет фон-доотдачу:

D/N

Фотд = Wтр / Фвоор = ––––––––––– = D/Фосн

Фосн/N

Общие показатели эффективности использования основных производственных фондов АТУ и их динамика представлены в таблице 2. 5.

Таблица 2.5 – Обеспеченность Автотранспортного участка основными производственными фондами и эффективность их использования

Показатели

2009

2010

2011

Среднегодовая стоимость основных произ

водственных фондов, тыс.руб.

66310

56187

58995

 

 

 

в т.ч. транспортные средства

28933

29196

28278

Среднесписочное количество автомобилей

323,1

280,1

232,8

Мощность автопарка, л.с.

56240

49820

43640

Общая грузоподъемность

2601,7

2376,7

2097,5

Среднегодовая численность работников, чел.

516

541

541

Выручка от реализации, тыс. руб.

12587

21170

36186

Себестоимость продукции

11527

18959

32533

Балансовая прибыль

2228

3455

1560

Показатели обеспеченности

 

 

 

Фондовооруженность (стоимость основных

производственных фондов на 1 работника)

128,5

103,9

109,0

Фондообеспеченность (стоимость основных

производственных фондов (без стоимости

115,7

96,4

131,9

транспортных средств) на 1 автомобиль)

 

 

 

Показатели эффективности

 

 

 

Фондоотдача

0,19

0,38

0,61

Прожолжение таблицы 2.5

     

Фондоемкость

5,27

2,65

1,63

Производительность труда

24,39

39,13

66,89

Капиталоемкость

11,14

12,28

13,48

Рентабельность основных фондов

3,36%

6,12%

2,6%

Коэффициент расходов

0,92

0,90

0,90


 

За последние 3 года фондоотдача выросла в 3,2 раза, производительность труда - в 2,7 раза, фондовооруженность упала на 15%, фондообеспеченность на 12%.

Рентабельность основных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости основных фондов:

Rосн = Пбал/Фосн,

где Пбал - балансовая прибыль предприятия, руб.

Рентабельность основных фондов является синтетическим показателем, который характеризует в общем виде фактическую эффективность использования основных фондов, не раскрывая резервов улучшения их использования, и не определяя путей их реализации.

При оценке эффективности использования основных фондов определяют также показатели капиталоемкости единицы мощности подвижного состава (1 т грузоподъемности) в стоимостном выражении:

где Фп.с. - стоимость подвижного состава, руб.,

Nai - число автомобилей i-й марки,

qi - грузоподъемность i-й марки автомобилей, т.

Себестоимость перевозок - суммарные затраты, приходящиеся на единицу транспортной работы. Себестоимость является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов предприятия. В этой связи применяется коэффициент расходов как отношение расходов по предприятию к его доходам:

 

На себестоимость перевозок, производительность одной списочной автомобиле - тонны, фондоотдачу и рентабельность основных фондов оказывают влияние технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава.

Производительность одной списочной автомобиле - тонны в стоимостном выражении, р.:

 

 

где vt-средняя техническая скорость движения, км/час,

Тн - время пребывания автомобиля в наряде, ч,

b - коэффициент использования пробега,

q - средняя грузоподъемность

g - коэффициент использования грузоподъемности,

l - средняя дальность перевозок, км,

aв - коэффициент использования парка автомобилей,

Аcп - среднесписочное количество автомобилей,

Дк - календарное число дней в году,

tп-р - время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, ч.,

Фосн - стоимость основных производственных фондов, руб.,

d - среднее значение доходной ставки в рублях на 10 ткм.,

Sl - себестоимость 10 ткм, руб.

К технико-эксплуатационным показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относятся показатели, входящие в вышеприведенные формулы, а также такой показатель как коэффициент технической готовности подвижного состава.

Под коэффициентом технической готовности подвижного состава понимают отношение технически исправных и годных для перевозочной работы автомобилей (прицепов) к их списочному количеству за данный период времени:

где АДТ – автомобиле - дни нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии,

АДх – автомобиле - дни в хозяйстве.

Возможность автомобилей и прицепов совершать полезную работу не всегда реализуется, так как технически исправный подвижной состав может простаивать по организационно-техническим причинам. Отношение числа дней работы подвижного состава к календарному числу дней пребывания его в хозяйстве за данный период времени называется коэффициентом выпуска.

Применительно ко всему парку этот коэффициент называют еще коэффициентом использования парка и определяют делением числа автомобиле - дней нахождения подвижного состава в эксплуатации (Адэ) на общее число автомобиле-дней пребывания его в хозяйстве (Адх):

Поскольку подвижной состав совершает полезную работу лишь на линии, повышение коэффициента выпуска имеет огромное значение для обеспечения более эффективного использования подвижного состава.

Продолжительность работы подвижного состава (в часах) на линии определяют с момента выхода автомобиля из гаража до момента возвращения в гараж. Время нахождения автомобиля в наряде слагается из времени движения и времени планируемых простоев - для погрузки-выгрузки грузов, а также по техническим надобностям:

Тн = Тдв. + Тпр.,

где Тдв - время движения, ч,

Тпр - время планируемых простоев на линии, ч.

Увеличение продолжительности работы автомобилей на линии при правильной организации труда водителей и ликвидации обезлички - одна из важнейших задач хозяйства, решение ее - необходимое условие для дальнейшего повышения производительности подвижного состава и снижение себестоимости перевозок.

Техническая скорость также является показателем эффективности работы автомобилей на линии. Она измеряется количеством километров проходимых автомобилем в среднем за час движения. Она определяется динамическими (тяговыми) качествами автомобиля, максимальной скоростью, которую он может развить в различных дорожных условиях, и приемистостью, т.е. временем разгона до установленной скорости. Техническая скорость зависит от условий, в которых работает автомобиль (тип покрытия, ширина проезжей части, частота пересечений, интенсивность движения, время суток и пр.).

Техническая скорость - это средняя скорость за час движения автомобиля определяемая по формуле:

где L - величина пробега за данный период, км,

Тдв - время движения, ч.

При анализе эффективности работы автомобиля на линии определяют не только техническую, но и эксплуатационную скорость. При расчете ее учитывают все время нахождения в наряде, т.е. и время движения, и время простоя. Эксплуатационная скорость - это условная средняя скорость за время пребывания подвижного состава в наряде с учетом всех простоев на линии (под погрузкой и разгрузкой и т.д.):

 L       L

Vэ = –––––– = ––––––––––––

Tн  Tдв + Тпр

 

Отношение эксплуатационной скорости к технической определяет коэффициент использования времени для движения:

d = –––––––

Vt

 

Чем большую часть общего времени пребывания автомобиля в наряде будет составлять время движения, а меньшую - время простоя, тем производительнее будет работа автомобиля на линии.

Эффективность работы подвижного состава на линии характеризуется также коэффициентами использования пробега и использования грузоподъемности.

Общий пробег автомобиля слагается из:

- производительного пробега, т.е. пробега с грузом;

- непроизводительного  пробега, т.е. пробега без груза.

Отношение производительного пробега к общему пробегу автомобиля за данный период времени называется коэффициентом использования пробега b и выражается формулой:

Lпр   Lпр

b = –––––––––– =   –––––––––,

Lпр + Lн  Lоб

 

где Lпр - производительный пробег;

Lн - непроизводительный пробег;

Lобр - общий пробег.

Повышение коэффициента использования пробега увеличивает полезную работу и снижает расходы на перевозки.

Под коэффициентом использования грузоподъемности подвижного состава понимается отношение его загрузки в тоннах к номинальной грузоподъемности (по заводской характеристике).

На величину коэффициента использования грузоподъемности влияют:

=> род перевозимого  груза (объемный вес, габаритные  размеры);

=> размер отдельных  партий груза, отправляемых в  один адрес;

=> тип подвижного состава.

При данном объемном весе груза коэффициент использования грузоподъемности зависит от габаритных размеров платформы автомобиля, вида тары и формы груза, а также от его физических свойств (малая механическая прочность, взрыво- и пожароопасность и т.д.).

Shs

g = –––––––––,

q

 

где S - площадь платформы, м2;

h - высота укладки груза, м;

g - объемный вес груза, т/м3;

q - грузоподъемность автомобиля.

К вспомогательным показателям, характеризующим эффективность использования основных фондов относятся: эффективность использования производственных площадей, коэффициент застройки, коэффициент использования территории.

В таблице 2.6 представлены технико-эксплуатационные показатели работы АТУ за 3 года.

 

 

 

Таблица 2.6 - Технико-эксплуатационные показатели работы АТУ


№ Показатели    Ед. изм. 2009 2010 2011 2011 /

стр.           2009


1     Среднесписочное  кол-во  ед.  323,1 280,1 232,8 72,1%

2    Автомобиле-дни  в хоз-ве  ед.         118244  102237  84974   71,9%

3    Автомобиле-дни  в работе  ед.          32301    38189    31309  96,9%

4    Автомобиле-дни  в ремонте  ед.  9067 9603 11604 128,0%

5    Автомобиле-дни  простоя  ед.           76876   54445    42061   54,7%

6    Общая грузоподъемность  тн.          2601,8   2376,7   2097,5  80,6%

7    Средняя грузоподъемность  тн.  8,1 8,5 9,0 111,1%

8    Авто-тонно-дни  в хоз-ве  тыс. тн 952 868 766 80,4%

9    Объем перевозок   тыс. тн 639 658 555 86,9%

10   Грузооборот    тыс.ткм       31355   51553    47521   151,6%

11   в т.ч. сдельных  а/м   тыс.ткм       29936   50054    46409   155,0%

12   Возможный грузооборот  тыс.ткм       24394   35615    30770   126,1%

Продолжение таблицы 2.6.

13   Авто-часы в наряде   тыс. час  275 339 277 100,7%

14   в т.ч. в движении   тыс. час 134 183 159 117,9%

15   Общий пробег    тыс. км 6435 8435 7323 113,8%

16   в т.ч. сдельных  а/м   тыс. км 4089 6067 5428 132,8%

17   Пробег с грузом    тыс. км 2504 3614 3140 125,4%

18   Количество ездок    тыс. езд. 51,4 49,3 41,4 80,5%

  1. Коэф. технической готовности                                   0,923    0,906   0,863     93,5%

20   Коэф. выпуска                                          0,273   0,374   0,368     134,9%

21   Коэф. использования  грузоподъемности                 1,227   1,405    1,508    122,9%

22   Коэф. использования  пробега                        0,612   0,596    0,578     94,4%

23   Время в наряде             (*1000)              час  8,5 8,9 8,9 103,8%

Информация о работе Повышение эффективности использования основных производственных фондов