Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:01, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является анализ эффективности использования основных производственных фондов по данным конкретного автотранспортного участка (АТУ) г. Гусиноозерска (входящая в состав Гуси ноозерской ГРЭС) и разработка предложений по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть состав и структуру основных производственных фондов АТУ и дать их оценку;
2) рассчитать и проанализировать основные показатели технического состояния и движения основных производственных фондов предприятия;
Введение…………………………………………………….…...…....стр.3
1. Основные производственные фонды предприятия………..….стр.5-12
1.1. Состав и особенности ОПФ………………………...…...............стр.5
1.2. Эффективность использования ОПФ……………………......….стр.7
2. Характеристика Автотранспортного участка (АТУ) Гусиноозерской ГРЭС……………………………………..…………….......…….. стр.12-31
2.1. Состав и структура ОФ……….…………………….....….….....стр.12
2.2. Учет и оценка ОПФ на предприятии………………….….…...стр.18
2.3. Показатели эффективности использования ОПФ………..…..стр.20
3. Пути повышения эффективности использования ОПФ……стр.32-33
Заключение……………………………….…………….......………..стр.34
Список использованных источников……………………………....стр.37
Улучшение использования находящихся в эксплуатации основных производственных фондов предприятий транспорта может быть достигнуто и благодаря следующим мерам:
Мероприятия экстенсивного направления повышения эффективности использования основных производственных фондов связаны с привлечением дополнительных производственных ресурсов. К ним относят:
Мероприятия интенсивного направления не требуют дополнительного привлечения ресурсов. Интенсивный путь использования основных производственных фондов транспортных предприятий включает их техническое перевооружение, а также повышение темпов обновления основных производственных фондов. При этом более быстрое техническое переоснащение особенно важно для тех предприятий, где имеет место высокий уровень износа основных производственных фондов. Это в значительной степени относится и к АТУ ГО ГРЭС.
Более экстенсивного использования основных производственных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующих основных производственных фондов в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года), а с другой стороны - увеличение количества и удельного веса действующих основных производственных фондов в составе всех основных производственных фондов, имеющихся на предприятии и в его отдельном производственном звене. Увеличение времени работы основных производственных фондов достигается в частности за счет улучшения ухода за ними, соблюдения предусмотренной технологии производства, совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования, недопущению простоев и аварий, осуществлению своевременного и качественного ремонта, сокращающего простои оборудования в ремонте и увеличивающего межремонтный период; проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени, сокращения сезонности в работе предприятий ряда отраслей промышленности, повышения сменности работы предприятий.
§2 Характеристика Автотранспортного участка Гусиноозерской ГРЭС
2.1 Состав и структура основных фондов предприятия
Гусиноозёрская ГРЭС (Филиал Открытого Акционерного Общества «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» «Гусиноозерская ГРЭС», сокращённо Филиал ОАО «ОГК-3» «ГО ГРЭС») — тепловая электростанция России, расположена в Загустайской долине в городе Гусиноозёрск, на берегу Гусиного озера, Республика Бурятия. Автотранспортный участок входит в состав ОАО «ОГК-3» «ГО ГРЭС» и расположен на территории Гусиноозерской ГРЭС, в республике Бурятия в южной части «Загустайской степи» на северном берегу Гусиного озера, в 4,0 км от г. Гусиноозерска, между речкой Загустай и железнодорожной магистралью Улан-Удэ – Наушки. Основными видами деятельности АТУ являются перевозки грузов автомобильным транспортом, обслуживание Гусиноозерской ГРЭС, ремонт автотранспортных средств и механизмов, ремонт и содержание дорог, производство строительно-монтажных работ.
Приоритетными направлениями деятельности участка являются:
- получение прибыли;
- совершенствование системы корпоративного управления участка;
- внедрение и освоение
механизмов бизнес-
- развитие новых коммерчески
привлекательных видов
Состав и структура основных фондов АТУ представлены ниже в таблицах.
Таблица 2.1 - Состав и структура основных фондов АТУ
(на конец 2011 г.)
Виды фондов тыс. руб. в %
Здания 11 498 20,4%
Сооружения 11 764 20,9%
Машины и оборудование 2 555 4,5%
Транспортные средства 28 278 50,3%
Производств. и хоз. инвентарь 26 0,0%
Другие виды основных фондов 2 127 3,8%
Итого 56 248 100,0%
В т.ч. Производственные 55 418 98,5%
Непроизводственные 833
В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (50,3%), здания (20,4%), сооружения (20,9%).
Рисунок 2 – состав и структура основных фондов предприятия
Таблица 2.2- Состав и структура подвижного состава по типам и маркам
Грузо-подъ-ем-ность |
коли че-ство |
по типам и маркам |
по маркам |
Общая грузоподъем- ность |
по типам и маркам |
% по маркам | ||||||||||
Всего автомобилей |
222 |
100,0% |
|
2 007,2 |
100,0% |
| ||||||||||
Цистерны |
8 |
3,6% |
100,0% |
93,2 |
4,6% |
100,0% | ||||||||||
из них |
Камаз-5410 |
20,6 |
3 |
1,4% |
37,5% |
61,8 |
3,1% |
66,3% | ||||||||
Зил-130 |
6,7 |
4 |
1,8% |
50,0% |
26,8 |
1,3% |
28,8% | |||||||||
Газ-53 |
4,6 |
1 |
0,5% |
12,5% |
4,6 |
0,2% |
4,9% | |||||||||
Бортовые |
87 |
39,2% |
100,0% |
622,1 |
31,0% |
100,0% | ||||||||||
из них |
Камаз-5320 |
8 |
32 |
14,4% |
36,8% |
256,0 |
12,8% |
41,2% | ||||||||
Камаз-53212 |
10 |
3 |
1,4% |
3,4% |
30,0 |
1,5% |
4,8% | |||||||||
Камаз-53208 |
7.5 |
13 |
5,9% |
14,9% |
97,5 |
4,9% |
15,7% | |||||||||
Камаз-53213 |
11 |
4 |
1,8% |
4,6% |
44,0 |
2,2% |
7,1% | |||||||||
Камаз-53202 |
8,2 |
2 |
0,9% |
2,3% |
16,4 |
0,8% |
2,6% | |||||||||
Зил-431610 |
5,4 |
33 |
14,9% |
37,9% |
178,2 |
8,9% |
28,6% | |||||||||
Самосвалы |
98 |
44,1% |
100,0% |
947,3 |
47,2% |
100,0% | ||||||||||
из них |
Краз-256 |
12 |
1 |
0,5% |
1,0% |
12,0 |
0,6% |
1,3% | ||||||||
Камаз-5511 |
10 |
86 |
38,7% |
87,8% |
860,0 |
42,8% |
90,8% | |||||||||
Зил-ММЗ 554 |
5 |
1 |
0,5% |
1,0% |
5,0 |
0,2% |
0,5% | |||||||||
Камаз-55102 |
7 |
4 |
1,8% |
4,1% |
28,0 |
1,4% |
3,0% | |||||||||
Зил-ММЗ 45023 |
5,75 |
3 |
1,4% |
3,1% |
17,3 |
0,9% |
1,8% | |||||||||
Зил-4514 |
10 |
2 |
0,9% |
2,0% |
20,0 |
1,0% |
2,1% | |||||||||
Зил-ММЗ 5054 |
5 |
1 |
0,5% |
1,0% |
5,0 |
0.2% |
0,5% | |||||||||
Фургоны |
3 |
1,4% |
100,0% |
14,8 |
0,7% |
100,0% | ||||||||||
Газ-3307 |
4 |
1 |
0,5% |
33,3% |
4,0 |
0,2% |
27,0% | |||||||||
Зил-138 |
5,4 |
2 |
0,9% |
66,7% |
10,8 |
0,5% |
73,0% | |||||||||
Седельные тягачи с полуприцепами бортовыми |
26 |
11,7% |
100,0% |
329,8 |
16,4% |
100,0% | ||||||||||
из них |
Камаз-5410 |
14,2 |
22 |
9,9% |
84,6% |
312.4 |
15,6% |
94,7% | ||||||||
Камаз-54112 |
1,2 |
2 |
0,9% |
7,7% |
2,4 |
0,1% |
0,7% | |||||||||
Зил-441510 |
7,5 |
2 |
0,9% |
7,7% |
15.0 |
0,7% |
4,5% |
Наибольшую долю занимаю самосвалы (44,1%), состоящие, в основном, из автомобилей КАМАЗ-5511 (87,8%), и бортовые - 39,2% (КАМАЗ-5320 -36,8%, КАМАЗ-53208 - 14,9%, ЗИЛ-431610 - 37,9%).
Структура автомобилей по грузоподъемности, видам топлива и времени пребывания в эксплуатации представлена ниже.
Таблица 2.3 - Структура подвижного состава по грузоподъемности, видам топлива и времени пребывания в эксплуатации
Кол-во %
Структура подвижного состава по грузоподъемности
До 1,5 т 0 0,0%
свыше 1,5 до 5,0 т 2 0,9%
свыше 5,0 до 7,0 т 44 19,8%
свыше 7,0 до 10,0т 53 23,9%
свыше 10,0 до 15,0т 120 54,1%
Более 15,0 т 3 1,4%
Итого 222 100%
Рисунок 4 – структура подвижного состава по грузоподъемности
Структура подвижного состава по видам топлива
Бензиновые 9 4,1%
Дизельные 161 72,5%
Газодизельные 13 5,9%
Газ сжатый 36 16,2%
Газ сжиженный З 1,4%
Итого 222 100%
Структура подвижного состава по времени их пребывания в эксплуатации
До 2-х лет вкл. 0 0,0%
Свыше 2 лет до 5 лет вкл. 8 3,6%
Свыше 5 лет до 8 лет вкл. 23 10,4%
Свыше 8 лет до 10 лет вкл. 81 36,5%
Свыше 10 лет до 13 лет вкл. 51 23,0%
Свыше 13 лет 59 26,6%
Итого 222 100%
Рисунок 5 – структура подвижного состава по времени пребывания в эксплуатации
Из таблицы видно, что парк автомобилей - большегрузный (54,1% имеют грузоподъемность от 10 до 15 т), дизельный (72,5%). Такая структура парка способствует эффективному его использованию. Однако он нуждается в обновлении (86,1% автомобилей служат более 8 лет).
Таблица 2. 4- Состав и структура оборотных фондов
Виды средств |
2009 |
2010 |
2011 | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Производственные запасы |
1 326 |
89,3% |
2 866 |
99,1% |
2 672 |
99,3% |
Сырье, материалы и др. ценности |
1 210 |
81,5% |
2 609 |
90,2% |
2 461 |
91,5% |
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы |
116 |
7,8% |
257 |
8,9% |
211 |
7,8% |
Продолжение таблицы 2.4 | ||||||
Незавершенное производство и расходы будущих периодов |
159 |
10,7% |
26 |
0,9% |
19 |
0,7% |
ИТОГО производственных оборотных фондов |
1 485 |
100,0% 22,8% |
2 892 |
100,0% 26,5% |
2 691 |
100,0% 18,8% |
Готовая продукция |
2 904 |
57,6% |
893 |
11,1% |
1 499 |
12,9% |
Денежные средства |
8 |
0,2% |
1 |
0,0% |
4 |
0,0% |
Средства в расчетах |
2 127 |
42,2% |
7 121 |
88,8% |
10 135 |
87,1% |
ИТОГО фондов обращения |
5 039 |
100,0% 77,2% |
8 015 |
100,0% 73,5% |
11 638 |
100,0% 81,2% |
Всего оборотных средств |
6 524 |
100,0% |
10 907 |
100,0% |
14 329 |
100,0% |
Наибольшую долю в составе оборотных фондов составляют фонды обращения (81,2%), а в них - средства в расчетах (87,1%).
2.2 Учет и оценка основных
производственных фондов
ОФ на предприятий учитываются в натуральном и денежном выражении. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить производственные мощность и возможности предприятия, срок службы подвижного состава, оценить техническое состояние фондов, а также найти пути повышения эффективности их использования. ОФ предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства. Учитывают их по первоначальной (балансовой) стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление, транспортировку, монтаж и другие виды работ, связанные с вводом основных фондов в эксплуатацию.
Первоначальная стоимость основных производственных фондов
Фосн. = Спр. + Стр. + См. + Сдр.,
где Спр. - стоимость приобретенных ОФ, руб.;
Стр. - затраты на транспортировку, руб.;
См. - затраты на монтажные работы,руб.;
Сдр. - другие виды затрат, руб.
Оценка ОФ по первоначальной стоимости проводится с целью определения общей их стоимости по предприятиям. По первоначальной стоимости исчисляют суммы амортизации, платежей в бюджет за пользование ОФ, технике- экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия и уровень использования ОФ. Оценка ОФ может производиться как по полной, так и по остаточной стоимости. Остаточную стоимость ОФ (Фосн.ост.) определяют в результате вычитания из первоначальной стоимости фондов (Фосн.) стоимости их износа (Сизн.)
Фосн.ост = Фосн. - Сизн = Фосн.(1 - Тэкс.На/100)
где Тэкс.- срок, в течение которого эксплуатировались ОФ, год;
На - норма амортизации на восстановление ОФ,
Экономическое значение учета ОФ по остаточной стоимости заключается в том, что она показывает ту часть стоимости, которая сохранилась в действующих ОФ. Техническое состояние ОФ характеризуется коэффициентами износа, годности, обновления и выбытия.
Коэффициент износа показывает, какая часть стоимости ОФ уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень изношенности имеющихся на предприятии ОФ:
Кизн. = Сизм./Фосн.
Коэффициент годности характеризует техническое состояние ОФ
Фосн. - С изн. Фосн.ост.
К = ––––––––––– = ––––––––––,
Фосн.к. Фосн.к.
где Фосн.ост. - остаточная (неизношенная или несамортизированная) стоимость ОФ;
Фосн.к - первоначальная стоимость на конец отчетного года.
Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей:
Кобн. = Фосн.ввод/Фосн.к
где Фосн.ввод - стоимость вводимых ОФ
Коэффициент выбытия характеризует интенсивность выбытия ОФ:
Квыб. = Фосн.выб. / Фосн.к
где Фосн.выб - стоимость выбывших ОФ;
Фосн.н - первоначальная стоимость действующих ОФ на начало расчетного периода (года).
2.3 Показатели эффективности
Т.к. объектом исследования является деятельность АТУ, а целью любого предприятия является извлечение прибыли, то показателем, наиболее полно выражающем в конечном итоге критерий экономической эффективности использования основных производственных фондов АТУ, следует считать размер прибыли на единицу основных фондов - рентабельность основных производственных фондов. Но для целей анализа наиболее эффективного использования основных фондов целесообразно не ограничиваться выбором только критерия, а необходимо иметь систему основных и вспомогательных показателей.
К основным относятся показатели использования подвижного состава и оборудования: коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования основных фондов, коэффициент интегральной загрузки фондов, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда, рентабельность основных производственных фондов и себестоимость транспортной работы.
Коэффициент экстенсивного использования основных фондов характеризует эффективность их использования во времени соответственно календарном, режимном и плановом:
Кэкс.к. = Тф/Тк
Кэкс.р. = Тф./Тр.
Кэкс.пл. = Тф/Тпл
где Тф - фактически отработанное время, час;
Тк, Тр., Тпл - соответственно календарный, режимный и плановый фонды времени, ч.
Календарный фонд времени определяется умножением количества календарных дней в рассматриваемом периоде на 24 часа. Режимный фонд времени зависит от установленного для данного предприятия числа смен. Его определяют умножением числа рабочих дней в рассматриваемом периоде на число смен и их продолжительность. Плановый фонд времени определяется временем в часах, в течение которого подвижной состав или оборудование должны работать по плану. Показатель планового фонда времени меньше режимного на величину плановых простоев основных фондов на техническом обслуживании, ремонте и по другим причинам.
Информация о работе Повышение эффективности использования основных производственных фондов