Повышение эффективности использования основных производственных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является анализ эффективности использования основных производственных фондов по данным конкретного автотранспортного участка (АТУ) г. Гусиноозерска (входящая в состав Гуси ноозерской ГРЭС) и разработка предложений по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть состав и структуру основных производственных фондов АТУ и дать их оценку;
2) рассчитать и проанализировать основные показатели технического состояния и движения основных производственных фондов предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…...…....стр.3
1. Основные производственные фонды предприятия………..….стр.5-12
1.1. Состав и особенности ОПФ………………………...…...............стр.5
1.2. Эффективность использования ОПФ……………………......….стр.7
2. Характеристика Автотранспортного участка (АТУ) Гусиноозерской ГРЭС……………………………………..…………….......…….. стр.12-31
2.1. Состав и структура ОФ……….…………………….....….….....стр.12
2.2. Учет и оценка ОПФ на предприятии………………….….…...стр.18
2.3. Показатели эффективности использования ОПФ………..…..стр.20
3. Пути повышения эффективности использования ОПФ……стр.32-33
Заключение……………………………….…………….......………..стр.34
Список использованных источников……………………………....стр.37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКСИМОВОЙ С.А..docx

— 157.55 Кб (Скачать файл)

Улучшение использования находящихся в эксплуатации основных производственных фондов предприятий транспорта может быть достигнуто и благодаря следующим мерам:

  • повышению интенсивности использования действующих основных производственных фондов;
  • повышению экстенсивности их нагрузки.

Мероприятия экстенсивного направления повышения эффективности использования основных производственных фондов связаны с привлечением дополнительных производственных ресурсов. К ним относят:

  • техническое перевооружение и реконструкция производства, позволяющие сократить трудоемкость продукции;
  • комплексную механизацию и автоматизацию производства, исключающую потери рабочего времени оборудования;
  • рациональную специализацию и кооперирование цехов и участков, обеспечивающую полную загрузку оборудования;
  • модернизацию оборудования;
  • повышение квалификации рабочих;
  • создание благоприятных экологических условий (температура, чистота воздуха, отсутствие сквозняков, нормативный уровень влажности).

Мероприятия интенсивного направления не требуют дополнительного привлечения ресурсов. Интенсивный путь использования основных производственных фондов транспортных предприятий включает их техническое перевооружение, а также повышение темпов обновления основных производственных фондов. При этом более быстрое техническое переоснащение особенно важно для тех предприятий, где имеет место высокий уровень износа основных производственных фондов. Это в значительной степени относится и к АТУ ГО ГРЭС.

Более экстенсивного использования основных производственных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующих основных производственных фондов в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года), а с другой стороны - увеличение количества и удельного веса действующих основных производственных фондов в составе всех основных производственных фондов, имеющихся на предприятии и в его отдельном производственном звене. Увеличение времени работы основных производственных фондов достигается в частности за счет улучшения ухода за ними, соблюдения предусмотренной технологии производства, совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования, недопущению простоев и аварий, осуществлению своевременного и качественного ремонта, сокращающего простои оборудования в ремонте и увеличивающего межремонтный период; проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени, сокращения сезонности в работе предприятий ряда отраслей промышленности, повышения сменности работы предприятий.

 

 

 

 

 

 

§2 Характеристика Автотранспортного участка Гусиноозерской ГРЭС

2.1 Состав и структура основных фондов предприятия

Гусиноозёрская ГРЭС (Филиал Открытого Акционерного Общества «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» «Гусиноозерская ГРЭС», сокращённо Филиал ОАО «ОГК-3» «ГО ГРЭС») — тепловая электростанция России, расположена в Загустайской долине в городе Гусиноозёрск, на берегу Гусиного озера, Республика Бурятия. Автотранспортный участок входит в  состав ОАО «ОГК-3» «ГО ГРЭС» и расположен на территории Гусиноозерской ГРЭС, в республике Бурятия в южной части «Загустайской степи» на северном берегу Гусиного озера, в 4,0 км от г. Гусиноозерска, между речкой Загустай и железнодорожной магистралью Улан-Удэ – Наушки. Основными видами деятельности АТУ являются перевозки грузов автомобильным транспортом, обслуживание Гусиноозерской ГРЭС, ремонт автотранспортных средств и механизмов, ремонт и содержание дорог, производство строительно-монтажных работ.

 

Приоритетными направлениями деятельности участка являются:

- получение прибыли;

- совершенствование системы  корпоративного управления участка;

- внедрение и освоение  механизмов бизнес-планирования  и бюджетирования;

- развитие новых коммерчески  привлекательных видов деятельности.

Состав и структура основных фондов АТУ представлены ниже в таблицах.

 

 

 

Таблица 2.1 - Состав и структура основных фондов АТУ

(на конец 2011 г.)

Виды фондов      тыс. руб.  в %


Здания       11 498  20,4%

Сооружения      11 764  20,9%

Машины и оборудование    2 555   4,5%

Транспортные средства     28 278  50,3%

Производств. и хоз. инвентарь   26   0,0%

Другие виды основных фондов   2 127   3,8%


Итого        56 248  100,0%


В т.ч.  Производственные   55 418  98,5%

  Непроизводственные   833   1,5%


 

 

 

В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (50,3%), здания (20,4%), сооружения (20,9%).

Рисунок 2 – состав и структура основных фондов предприятия

 

Таблица 2.2- Состав и структура подвижного состава по типам и маркам

 

Грузо-подъ-ем-ность

коли че-ство

по типам и маркам

по маркам

Общая грузоподъем-

ность

по типам и маркам

% по маркам

Всего автомобилей

222

100,0%

 

2 007,2

100,0%

 

 

Цистерны

8

3,6%

100,0%

93,2

4,6%

100,0%

  из них

Камаз-5410

20,6

3

1,4%

37,5%

61,8

3,1%

66,3%

Зил-130

6,7

4

1,8%

50,0%

26,8

1,3%

28,8%

Газ-53

4,6

1

0,5%

12,5%

4,6

0,2%

4,9%

Бортовые

87

39,2%

100,0%

622,1

31,0%

100,0%

из них

Камаз-5320

8

32

14,4%

36,8%

256,0

12,8%

41,2%

Камаз-53212

10

3

1,4%

3,4%

30,0

1,5%

4,8%

Камаз-53208

7.5

13

5,9%

14,9%

97,5

4,9%

15,7%

Камаз-53213

11

4

1,8%

4,6%

44,0

2,2%

7,1%

Камаз-53202

8,2

2

0,9%

2,3%

16,4

0,8%

2,6%

Зил-431610

5,4

33

14,9%

37,9%

178,2

8,9%

28,6%

Самосвалы

98

44,1%

100,0%

947,3

47,2%

100,0%

из них

Краз-256

12

1

0,5%

1,0%

12,0

0,6%

1,3%

Камаз-5511

10

86

38,7%

87,8%

860,0

42,8%

90,8%

Зил-ММЗ 554

5

1

0,5%

1,0%

5,0

0,2%

0,5%

Камаз-55102

7

4

1,8%

4,1%

28,0

1,4%

3,0%

Зил-ММЗ 45023

5,75

3

1,4%

3,1%

17,3

0,9%

1,8%

Зил-4514

10

2

0,9%

2,0%

20,0

1,0%

2,1%

Зил-ММЗ 5054

5

1

0,5%

1,0%

5,0

0.2%

0,5%

Фургоны

3

1,4%

100,0%

14,8

0,7%

100,0%

 

Газ-3307

4

1

0,5%

33,3%

4,0

0,2%

27,0%

Зил-138

5,4

2

0,9%

66,7%

10,8

0,5%

73,0%

Седельные тягачи с полуприцепами бортовыми

26

11,7%

100,0%

329,8

16,4%

100,0%

  из них

Камаз-5410

14,2

22

9,9%

84,6%

312.4

15,6%

94,7%

Камаз-54112

1,2

2

0,9%

7,7%

2,4

0,1%

0,7%

Зил-441510

7,5

2

0,9%

7,7%

15.0

0,7%

4,5%


 

Наибольшую долю занимаю самосвалы (44,1%), состоящие, в основном, из автомобилей КАМАЗ-5511 (87,8%), и бортовые - 39,2% (КАМАЗ-5320 -36,8%, КАМАЗ-53208 - 14,9%, ЗИЛ-431610 - 37,9%).

Структура автомобилей по грузоподъемности, видам топлива и времени пребывания в эксплуатации представлена ниже.

 

Таблица 2.3 - Структура подвижного состава по грузоподъемности, видам топлива и времени пребывания в эксплуатации


 Кол-во %


Структура подвижного состава по грузоподъемности


До 1,5 т 0 0,0%

свыше 1,5 до 5,0 т 2 0,9%

свыше 5,0 до 7,0 т 44 19,8%

свыше 7,0 до 10,0т 53 23,9%

свыше 10,0 до 15,0т 120 54,1%

Более 15,0 т 3 1,4%

Итого 222 100%


 

 

 

 

 

Рисунок 4 – структура подвижного состава по грузоподъемности

 

Структура подвижного состава по видам топлива


Бензиновые 9 4,1%

Дизельные 161 72,5%

Газодизельные 13 5,9%

Газ сжатый 36 16,2%

Газ сжиженный З 1,4%

Итого 222 100%

 

Структура подвижного состава по времени их пребывания в эксплуатации


До 2-х лет вкл. 0 0,0%

Свыше 2 лет до 5 лет вкл. 8 3,6%

Свыше 5 лет до 8 лет вкл. 23 10,4%

Свыше 8 лет до 10 лет вкл. 81 36,5%

Свыше 10 лет до 13 лет вкл. 51 23,0%

Свыше 13 лет 59 26,6%

Итого 222 100%


 

Рисунок 5 – структура подвижного состава по времени пребывания в эксплуатации

 

Из таблицы видно, что парк автомобилей - большегрузный (54,1% имеют грузоподъемность от 10 до 15 т), дизельный (72,5%). Такая структура парка способствует эффективному его использованию. Однако он нуждается в обновлении (86,1% автомобилей служат более 8 лет).

 

 

Таблица 2. 4- Состав и структура оборотных фондов

Виды средств

2009

2010

2011

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Производственные запасы

1 326

89,3%

2 866

99,1%

2 672

99,3%

Сырье, материалы и др. ценности

1 210

81,5%

2 609

90,2%

2 461

91,5%

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

116

7,8%

257

8,9%

211

7,8%

Продолжение таблицы 2.4

Незавершенное производство и расходы будущих периодов

159

10,7%

26

0,9%

19

0,7%

ИТОГО производственных оборотных фондов

1 485

100,0%

22,8%

2 892

100,0%

26,5%

2 691

100,0%

18,8%

Готовая продукция

2 904

57,6%

893

11,1%

1 499

12,9%

Денежные средства

8

0,2%

1

0,0%

4

0,0%

Средства в расчетах

2 127

42,2%

7 121

88,8%

10 135

87,1%

ИТОГО фондов обращения

5 039

100,0%

77,2%

8 015

100,0%

73,5%

11 638

100,0%

81,2%

Всего оборотных средств

6 524

100,0%

10 907

100,0%

14 329

100,0%


 

Наибольшую долю в составе оборотных фондов составляют фонды обращения (81,2%), а в них - средства в расчетах (87,1%).

 

2.2 Учет и оценка основных  производственных фондов предприятия

ОФ на предприятий учитываются в натуральном и денежном выражении. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить производственные мощность и возможности предприятия, срок службы подвижного состава, оценить техническое состояние фондов, а также найти пути повышения эффективности их использования. ОФ предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства. Учитывают их по первоначальной (балансовой) стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление, транспортировку, монтаж и другие виды работ, связанные с вводом основных фондов в эксплуатацию.

Первоначальная стоимость основных производственных фондов

Фосн. = Спр. + Стр. + См. + Сдр.,

где  Спр. - стоимость приобретенных ОФ, руб.;

Стр. - затраты на транспортировку, руб.;

См. - затраты на монтажные работы,руб.;

Сдр. - другие виды затрат, руб.

Оценка ОФ по первоначальной стоимости проводится с целью определения общей их стоимости по предприятиям. По первоначальной стоимости исчисляют суммы амортизации, платежей в бюджет за пользование ОФ, технике- экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия и уровень использования ОФ. Оценка ОФ может производиться как по полной, так и по остаточной стоимости. Остаточную стоимость ОФ (Фосн.ост.) определяют в результате вычитания из первоначальной стоимости фондов (Фосн.) стоимости их износа (Сизн.)

Фосн.ост = Фосн. - Сизн = Фосн.(1 - Тэкс.На/100)

где Тэкс.- срок, в течение которого эксплуатировались ОФ, год;

На - норма амортизации на восстановление ОФ,

Экономическое значение учета ОФ по остаточной стоимости заключается в том, что она показывает ту часть стоимости, которая сохранилась в действующих ОФ. Техническое состояние ОФ характеризуется коэффициентами износа, годности, обновления и выбытия.

Коэффициент износа показывает, какая часть стоимости ОФ уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень изношенности имеющихся на предприятии ОФ:

Кизн. = Сизм./Фосн.

Коэффициент годности характеризует техническое состояние ОФ

Фосн. - С изн.  Фосн.ост.

К = –––––––––––  =  ––––––––––,

Фосн.к.   Фосн.к.

где Фосн.ост. - остаточная (неизношенная или несамортизированная) стоимость ОФ;

Фосн.к - первоначальная стоимость на конец отчетного года.

Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей:

Кобн. =  Фосн.ввод/Фосн.к

где Фосн.ввод - стоимость вводимых ОФ

Коэффициент выбытия характеризует интенсивность выбытия ОФ:

Квыб. = Фосн.выб. / Фосн.к

где   Фосн.выб - стоимость выбывших ОФ;

Фосн.н - первоначальная стоимость действующих ОФ на начало расчетного периода (года).

 

2.3 Показатели эффективности использования  основных производственных фондов  АТУ ГО ГРЭС

Т.к. объектом исследования является деятельность АТУ, а целью любого предприятия является извлечение прибыли, то показателем, наиболее полно выражающем в конечном итоге критерий экономической эффективности использования основных производственных фондов АТУ, следует считать размер прибыли на единицу основных фондов - рентабельность основных производственных фондов. Но для целей анализа наиболее эффективного использования основных фондов целесообразно не ограничиваться выбором только критерия, а необходимо иметь систему основных и вспомогательных показателей.

 

К основным относятся показатели использования подвижного состава и оборудования: коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования основных фондов, коэффициент интегральной загрузки фондов, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда, рентабельность основных производственных фондов и себестоимость транспортной работы.

Коэффициент экстенсивного использования основных фондов характеризует эффективность их использования во времени соответственно календарном, режимном и плановом:

Кэкс.к. = Тф/Тк

Кэкс.р. = Тф./Тр.

Кэкс.пл. = Тф/Тпл

где Тф - фактически отработанное время, час;

Тк, Тр., Тпл - соответственно календарный, режимный и плановый фонды времени, ч.

Календарный фонд времени определяется умножением количества календарных дней в рассматриваемом периоде на 24 часа. Режимный фонд времени зависит от установленного для данного предприятия числа смен. Его определяют умножением числа рабочих дней в рассматриваемом периоде на число смен и их продолжительность. Плановый фонд времени определяется временем в часах, в течение которого подвижной состав или оборудование должны работать по плану. Показатель планового фонда времени меньше режимного на величину плановых простоев основных фондов на техническом обслуживании, ремонте и по другим причинам.

Информация о работе Повышение эффективности использования основных производственных фондов