Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:53, курсовая работа
Цель работы – проанализировать современные методы оценки конкурентоспособности продукции и разработать пути её повышения.
Задачи данной работы:
– определить понятие конкурентоспособности товаров,
– выяснить основные показатели конкурентоспособности продукции и подходы к оценке конкурентоспособности продукции,
– обосновать пути повышения конкурентоспособности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Повышение конкурентоспособности продукции предприятия 6
1.1. Конкурентоспособность как экономическая категория 6
1.2. Понятие конкурентоспособности продукта 7
1.3. Роль товара в обеспечении общей конкурентоспособности предприятия 8
1.4. Методы оценки конкурентоспособности продукции 9
1.5. Основные направления конкурентной политики предприятия 10
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 12
2.1 Расчет инвестиций в основной капитал 12
2.2 Расчет себестоимости и отпускной цены единицы продукции 16
2.3 Расчет товарной, реализованной продукции и доходов от реализации 25
2.4 Расчет потребности в оборотном капитале 27
2.5 Расчет показателей эффективности использования основного и оборотного капитала 31
2.6 Анализ безубыточности 32
2.7 Оценка окупаемости капитальных вложений 34
2.8 Оценка окупаемости кредита 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
”БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра экономики и управления на предприятиях
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Повышение конкурентоспособности продукции предприятия»
Выполнила:
студента ЗФ
1 к. 4 гр. ЭУПлк
Лущик Д.Н.
Проверил:
Коновальчик Г.О.
Минск 2012
Пояснительная записка содержит 38 страниц, 5 таблиц, 3 рисунка, 13 литературных источника.
БРЕНД, БРЕНДИНГ, КАЧЕСТВО, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КОНКУРЕНЦИЯ, МАРКА, ПОЗИЦИОНИРОНИЕ, ПРОДУКЦИЯ, СТРАТЕГИЯ, УЗНАВАЕМОСЬ БРЕНДА
Объект исследования – конкурентоспособность продукции на предприятии КУП «Калинковичский мебельный комбинат».
Предмет исследования – методы оценки конкурентоспособности.
Цель работы – проанализировать современные методы оценки конкурентоспособности продукции и разработать пути её повышения.
Задачи данной работы:
В данной курсовой работе раскрыта сущность конкурентоспособности предприятия и проблемы эффективного управления конкурентоспособностью организации; посредством изучения современных методов отечественного и зарубежного опыта развития прибыли предложены пути повышения конкурентоспособности на предприятии.
Для того, чтобы оценить работу данного предприятия, необходимо рассчитать такие показатели, как инвестиции в основной капитал, расчет себестоимости и отпускной цены единицы продукции, товарной, реализованной продукции и доходов от реализации, потребность в оборотном капитале, показатели эффективности использования основного и оборотного капитала. Также следует провести анализ безубыточности и оценку окупаемости капитальных вложений и кредита.
СОДЕРЖАНИЕ
В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия является его конкурентоспособность, которая, в свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, т.е. от того, насколько она лучше аналогов — продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.
В современном мире господствуют рыночные отношения. Предприятий, выпускающих однородную продукцию, на сегодняшний день огромное количество и между ними существует жесткая конкуренция. Выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции является актуальной проблемой не только для отдельно взятого предприятия, но и для национальной экономики в целом. Именно от выпуска качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.
Объектом исследования в дипломной работе является КУП «Калинковичский мебельный комбинат».
Предмет исследования – конкурентоспособность продукции на примере КУП «Калинковичский мебельный комбинат» и пути ее повышения.
Целью данной работы является анализ современных методов оценки конкурентоспособности продукции и разработка путей её повышения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Для достижения поставленных целей и задач использовались следующие методы:
Информационную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, а также отчетные материалы предприятия.
Существует большое множество методик, различных по параметрам, включенным в оценку, так и по подходу к оценке. Однако оценка конкурентоспособности выступает лишь первым шагом на пути управления конкурентоспособностью для обеспечения эффективной работы и повышению конкурентных позиций предприятия.
В связи с этим целью данной работы и является рассмотрение основных путей и предпосылок повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
Конкуренция и конкурентоспособность являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями. Без конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность защиты интересов потребителей.
Конкуренция (лат. сoncurrentia; concurrere – сталкиваться) – это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
В условиях рынка конкурентоспособность существует постоянно, обеспечивает наилучшие возможности удовлетворить разнообразные потребности покупателей товаров (услуг), стимулирует товаропроизводителей к поискам новых способов совершенствования их производства, повышения качества товаров (услуг), снижения затрат и цен на продукцию, на создание и укрепление прочной предпринимательской репутации у потребителей.
Конкуренция является сложным понятием, и в экономической литературе выделяют три подхода к ее определению.
Первый подход основывается на понимании конкуренции как особой формы честной экономической борьбы, в которой при наличии равных условий у конкурентов, побеждает более умелая, более способная и предприимчивая сторона. Цель у конкурентов единая – получить наиболее высокий результат для себя и оттеснить соперников. Такой подход характерен для нашей отечественной
литературы.
Второй подход присущ классической экономической теории, в которой конкуренция рассматривается как естественный неотъемлемый элемент рыночного механизма, координирующий деятельность его участников во взаимоотношениях. Этот механизм является силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая, так называемая равновесная цена на одноименные (однотипные) товары, и в теории выражается точкой пересечения конкретных кривых спроса и предложения, зависящих от количества предложенного товара.
Третий подход к определению конкуренции возник в связи с развитием теории рынка, и под конкуренцией здесь понимается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Конкуренция является критерием, по которому определяется тип рынка.
Любой товар, вынесенный на рынок, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности, а масса покупателей – тот, который более полно соответствует общественным потребностям, нежели товары-конкуренты. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи. Это связано с тем, что у каждого покупателя имеется свой критерий оценки удовлетворения своих потребностей, конкуренция приобретает еще и индивидуальный оттенок.
Чтобы удовлетворить свою потребность, покупатель должен приобрести товар, а затем, если это достаточно сложное изделие, нести расходы на эксплуатацию – покупать топливо, смазочные масла, запасные части, платить за профилактические осмотры и восстановительные ремонты, оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Да и сам товар после покупки во многих случаях нет возможности начать немедленно эксплуатировать. Как правило, его нужно доставить покупателю, установить, проверить и т.д. Таким образом, затраты покупателя складываются из двух частей – расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, что вместе называется «ценой потребления».
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.
Словари дают следующие толкования этого слова:
1) «...конкурентоспособность
товара — совокупность
2) «...конкурентоспособность
товара — способность
Конкурентоспособность — более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции предприятия