Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:53, курсовая работа
Цель работы – проанализировать современные методы оценки конкурентоспособности продукции и разработать пути её повышения.
Задачи данной работы:
– определить понятие конкурентоспособности товаров,
– выяснить основные показатели конкурентоспособности продукции и подходы к оценке конкурентоспособности продукции,
– обосновать пути повышения конкурентоспособности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Повышение конкурентоспособности продукции предприятия 6
1.1. Конкурентоспособность как экономическая категория 6
1.2. Понятие конкурентоспособности продукта 7
1.3. Роль товара в обеспечении общей конкурентоспособности предприятия 8
1.4. Методы оценки конкурентоспособности продукции 9
1.5. Основные направления конкурентной политики предприятия 10
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 12
2.1 Расчет инвестиций в основной капитал 12
2.2 Расчет себестоимости и отпускной цены единицы продукции 16
2.3 Расчет товарной, реализованной продукции и доходов от реализации 25
2.4 Расчет потребности в оборотном капитале 27
2.5 Расчет показателей эффективности использования основного и оборотного капитала 31
2.6 Анализ безубыточности 32
2.7 Оценка окупаемости капитальных вложений 34
2.8 Оценка окупаемости кредита 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
В статье «Износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы» отражается доля стоимости специальных инструментов и приспособлений, включая расходы по их ремонту и поддержанию в исправном состоянии, а также прочих специальных расходов, переносимых на единицу продукции.
Эти затраты в упрощенном виде можно определить по отношению к основной заработной плате производственных рабочих:
где Низ – процент расходов по износу специального инструмента и приспособлений.
Статья «Общепроизводственные затраты» включает следующие виды затрат: расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; расходы по организации, обслуживанию и управлению производством.
Общепроизводственные расходы можно отнести на себестоимость отдельных видов продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих:
где Нобп – процент общепроизводственных расходов по отношению к основной заработной плате производственных рабочих.
По аналогии с предыдущей статьей по общехозяйственным расходам составляется смета, на основании которой определяется процент, в соответствии с которым будут распределяться затраты, по отношению к основной заработной плате производственных рабочих:
где Нобх – установленный на основании сметы процент общехозяйственных расходов.
Статья «Прочие производственные расходы» может быть определена также по отношению к основной заработной плате производственных рабочих:
где Нпр – процент прочих расходов, установленный по отношению к основной зарплате производственных рабочих.
Производственная себестоимость (Спр) находим как сумму всех калькуляционных статей (кроме коммерческих расходов):
В статье «Коммерческие расходы» планируются и учитываются расходы, связанные со сбытом и реализацией продукции.
Коммерческие расходы распределяются между отдельными видами продукции пропорционально производственной себестоимости.
Производственная себестоимость (Спр) – это сумма затрат на производство продукции (сумма всех калькуляционных статей, кроме коммерческих расходов). Коммерческие расходы на единицу определяются следующим образом:
где Спр – производственная себестоимость единицы продукции j-го вида, руб.; Hком – установленный по смете процент коммерческих расходов.
Полная себестоимость единицы продукции j-го вида включает производственную себестоимость и коммерческие расходы:
После расчета полной себестоимости единицы продукции можно определить оптовую цену предприятия и свободную отпускную цену изготавливаемого вида продукции.
Оптовая цена предприятия состоит из полной себестоимости и плановой прибыли единицы продукции:
где Пед – нормативная прибыль на единицу продукции, которая устанавливается в процентах от полной себестоимости единицы продукции:
где Нре – норматив рентабельности единицы продукции, %.
В курсовой работе Нре можно принять равным 15-40%.
Оптовая цена предприятия используется для оценки товарного выпуска продукции. Для расчета объемов реализации рассчитывается свободная (договорная) отпускная цена.
Свободная (договорная) цена – цена, по которой реализуется продукция, включает, кроме полной себестоимости и прибыли, налоги и отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.
1. Единый
платеж в местные и
где Нц – ставка единого платежа в местные и республиканские целевые фонды (3,9%).
2. Цена без учета налога на
добавленную стоимость
3. Налог на добавленную
где Ндс – установленный законодательством процент налога на добавленную стоимость (Ндс=18%).
4. Цена с учетом налога на добавленную стоимость определяется по формуле (Ц):
Расчет себестоимости и цены свести в таблицу 3.
Таблица 3 – Расчет себестоимости и отпускной цены единицы продукции
Наименование статей затрат |
Условное обозначение |
Значение, руб. |
Примечание | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов) |
Рм |
376000 |
355000 |
См. п. 4.1. (Рм* =Рм -1%Рм) |
2. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты |
Рк |
30100 |
28400 |
См. п. 4.2. |
3. Основная заработная плата производственных рабочих |
Зо |
109200 |
126000 |
См. п. 4.3. |
4. Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
Зд |
16400 |
18900 |
|
5. Отчисление в бюджет и |
Рсоц |
49000 |
56900 |
|
6. Износ инструментов и приспособлений целевого назначения |
Риз |
21800 |
25200 |
|
7. Общепроизводственные расходы |
Робп |
76400 |
88200 |
|
8. Общехозяйственные расходы |
Робх |
87400 |
100800 |
|
9. Прочие производственные расходы |
Рпр |
1100 |
1300 |
|
Производственная себестоимость |
Спр |
771200 |
804300 |
|
10. Коммерческие расходы |
Рком |
15400 |
16100 |
|
Полная себестоимость |
Сп |
786600 |
820400 |
|
11. Плановая прибыль на единицу продукции |
Пед |
236000 |
246100 |
|
Оптовая цена предприятия |
Цопт |
1022600 |
1066500 |
|
12. Единый платеж в местные и республиканские целевые фонды (Оц) |
Оц |
41500 |
43300 |
|
Итого Ц* |
Ц* |
1064100 |
1109800 |
|
14. Налог на добавленную стоимость (Ндс=18%) |
НДС |
191500 |
199800 |
|
Отпускная (свободная) цена |
Цотп |
1255600 |
1309600 |
По результатам расчета себестоимости продукции строим круговую диаграмму, характеризующая структуру себестоимости продукции.
Рисунок 1 – Структура себестоимости продукции
Затраты предприятия в качестве отпускной цены продукции никакого участия в рыночном ценообразовании не принимают. Они определяются предприятием, принимаются им как ориентир для сопоставления с действующей на рынке ценой и используются для расчета эффективности производства новой продукции.
Главное в рыночном ценообразовании – соотношение спроса и предложения товаров. Здесь необходимо правильно оценить рыночную ситуацию, спрогнозировать будущую цену товара и сопоставить ее с затратами на его производство. Воспользуемся формулой для определения коэффициента изменения цены товара, которая имеет следующий вид:
где Кэц – коэффициент эластичности спроса от его цены; Рф – значение комплексного показателя, учитывающего действие всех неценовых факторов; а – коэффициент изменения предложения конкурентными фирмами в анализируемом периоде по сравнению с базовым; аф – доля предприятия, входящего в отрасль со своей продукцией в анализируемом периоде, по отношению к величине базового совокупного предложения. В нашем случае, d=1,06.
Цена под влиянием действия всех факторов определяется следующим образом:
где Ц – цена за единицу продукции.
Далее необходимо определить прибыль на единицу продукции:
Товарная продукции – это стоимость продукции, отвечающей требованиям технических условий, договоров, стандартов, оформленной сдаточными документами, принятой ОТК и переданной на склад для реализации ее потребителям (готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера).
В курсовой работе оценивается только стоимость готовой продукции:
где Nj – годовой выпуск продукции j-го вида, шт.; Цоптj – оптовая цена j-й продукции предприятия, руб.
Реализованная продукция (РП), или объем реализации, – это стоимость полностью изготовленной, отгруженной и оплаченной потребителем продукции. Она отличается от товарной продукции на величину изменения остатков готовой продукции на складе.
В данной курсовой работе остатки готовой продукции на складе на начало и конец планового периода можно принять равными, т. е. РП=ТП.
Разница будет заключаться только в стоимостной оценке: товарная продукция оценивается по действующим ценам предприятия, реализованная – по свободным оптовым отпускным ценам.
где Цотпj – свободная отпускная цена j-й продукции, руб.
Балансовая прибыль (БП) определяется по результатам всей производственно-хозяйственной деятельности и представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыли от прочей реализации (основных фондов, подсобного сельского хозяйства, автохозяйства и др.) доходов и убытков от внереализационных операций (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях, штрафы, пени, неустойки и др.).
В данной курсовой работе балансовая прибыль будет равна
где Пбдj – прибыль на единицу j-й продукции, руб.; Nг – годовой выпуск продукции, шт.
Налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению по установленной ставке. Для получения налогооблагаемой прибыли необходимо определить налог на недвижимость, который предприятия уплачивают из балансовой прибыли:
где ОСОПФ – остаточная стоимость основных производственных фондов (в нашем случае равна первоначальной), руб.; Ннд – ставка налога на недвижимость (1%) от остаточной стоимости основных производственных фондов.
Налогооблагаемая прибыль будет равна
После этого определяют налог на прибыль:
где Нп – ставка налога на прибыль (Нп = 24%).
Далее исчисляется транспортный сбор:
где Нтс – ставка транспортного сбора (Нтс = 4%).
Чистая прибыль представляет собой разность между налогооблагаемой прибылью и суммой внесенных в бюджет налогов и отчислений, определяется следующим образом:
За счет чистой прибыли могут быть сделаны следующие платежи: оплата штрафов, пени, неустоек; оплата в бюджет дополнительного экологического налога за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ и стоков, сверхлимитное использование природных ресурсов и пр.
Оборотные средства предприятия представляют совокупность денежных средств, предназначенных для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения.
Потребность в оборотных средствах для создания производственных запасов по материалам определяется следующим образом:
где Нзi – норма запаса i-го вида материала, в днях; Смi – стоимость годовой потребности i-го вида материала, руб.; Т – продолжительность планируемого периода, в днях (год – 360).
Норма запаса в днях (Нзi) состоит из нормы текущего, страхового, транспортного и технологического запасов:
В некоторых случаях может создаваться сезонный запас. Все эти величины для различных видов продукции задаются руководителем.
Стоимость годовой потребности материалов можно укрупнено определить на основании расчета себестоимости единицы продукции. Для этого необходимо материальные затраты на единицу продукции умножить на годовой выпуск продукции:
где Nj – количество продукции j-го вида, шт.; Рм – материальные затраты на единицу продукции, руб.
Аналогичным образом определяется годовая сумма необходимых комплектующих изделий и полуфабрикатов:
Исходя из годовой потребности в материальных ресурсах и нормы запаса в днях определяют норматив оборотных средств по материалам и комплектующим:
где Рм(к)дн – дневной расход материальных ресурсов в рублях.
Норматив оборотных средств по таре, малоценным и быстроиз-нашивающимся предметам (МБП) определяется следующим образом:
где Нзт – норма запаса в рублях на 1 тыс. руб. товарной продукции (по таре и МБП – 5-6 руб. на 1 тыс. руб. – данные условные); ТП – товарная продукция в руб.
Норматив оборотных средств по малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) определяем по формуле:
где Нзмп – норма запаса малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Норматив оборотных средств для образования незавершенного производства определяется следующим образом:
где ТПj – стоимость товарной продукции по j-му изделию за год; Тцj –длительности производственного цикла изготовления продукции, дн.; Kизj – коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве по j-му виду продукции; Спрj – производственная себестоимость j-й продукции, руб.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции предприятия