Повышение конкурентоспособности продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать современные методы оценки конкурентоспособности продукции и разработать пути её повышения.
Задачи данной работы:
– определить понятие конкурентоспособности товаров,
– выяснить основные показатели конкурентоспособности продукции и подходы к оценке конкурентоспособности продукции,
– обосновать пути повышения конкурентоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Повышение конкурентоспособности продукции предприятия 6
1.1. Конкурентоспособность как экономическая категория 6
1.2. Понятие конкурентоспособности продукта 7
1.3. Роль товара в обеспечении общей конкурентоспособности предприятия 8
1.4. Методы оценки конкурентоспособности продукции 9
1.5. Основные направления конкурентной политики предприятия 10
2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 12
2.1 Расчет инвестиций в основной капитал 12
2.2 Расчет себестоимости и отпускной цены единицы продукции 16
2.3 Расчет товарной, реализованной продукции и доходов от реализации 25
2.4 Расчет потребности в оборотном капитале 27
2.5 Расчет показателей эффективности использования основного и оборотного капитала 31
2.6 Анализ безубыточности 32
2.7 Оценка окупаемости капитальных вложений 34
2.8 Оценка окупаемости кредита 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Экономика Лущик.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

Для курсовой работы можно принять равномерное нарастание затрат.

где Рмj – материальные затраты на единицу j-й продукции, руб.

Норматив оборотных средств для образования незавершенного производства определяем по формуле:

млн. руб.

млн. руб.

Норматив оборотных средств для создания запаса готовой продукции на складе предприятия определяется по следующей формуле:

где Nгj – годовая программа выпуска j-й продукции, шт.; Спрj – производственная себестоимость j-й продукции, руб.; Тпод – время на подготовку к отправке продукции и оформление документов (в исходных данных), дн.

млн. руб.

млн. руб.

Общая потребность в оборотных средствах (оборотном капитале) (ОС) в стоимостном выражении составит:

млн. руб.

млн. руб.

Результаты расчетов потребности в оборотных средствах могут быть представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Расчет потребности в оборотном капитале

Элементы оборотных средств

Объем, млн. руб.

1. Производственные  запасы, в т. ч.

4,8

3,7

1.1. Основные  и вспомогательные материалы

3,1

2,3

1.2. Комплектующие  изделия и полуфабрикаты

1.3. Тара

0,8

0,6

1.4. Малоценные  предметы

0,9

0,8

2. Незавершенное  производство

1,6

1,1

3. Готовая  продукция на складе предприятия

0,6

0,5

Итого полная потребность в оборотном капитале

84

63,6


 

 Гарнитур N1  Гарнитур N2

Рисунок 2 – Объем потребности в оборотном капитале

Вывод: Как видно из диаграмм, объем потребности в оборотном капитале для гарнитуры N2 превышает потребность в оборотном капитале для гарнитуры N1 на 20,4 млн. руб. (на 32,1%). Составляющие оборотных средств для гарнитуры N1 по всем показателям превышают средства гарнитуры N2.

2.5 Расчет  показателей эффективности использования  основного и оборотного капитала

Для характеристики эффективности использования оборотных средств рассчитываются следующие показатели:

а) коэффициент оборачиваемости

б) длительность одного оборота в днях

где РП – сумма реализованной продукции, руб.; ОСсг – среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.

дней

дней

Для характеристики эффективности использования основных фондов рассчитывают по годам выпуска продукции коэффициенты:

а) фондоотдачи

млн. руб. / млн. руб.

млн. руб. / млн. руб.

б) фондоемкости

или

где РП – сумма реализованной продукции за год, руб.; ТП – сумма товарной продукции за год, руб.; ПСсг – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

 млн. руб. / млн. руб.

 млн. руб. / млн. руб.

Показатели фондоотдачи из года в год должны увеличиваться, а фондоемкости – наоборот. В этом случае можно говорить об эффективности использования предприятием основного капитала. Что и наблюдается в нашем случае. Следовательно, предприятием эффективно используется основной капитал.

2.6 Анализ  безубыточности

Для расчета оптимального объема выпуска продукции, а также уровня рентабельности (и цен) предприятия могут использовать график безубыточности, определяющий точку безубыточности. Эта точка на графике определяет тот объем производства продукции, при котором предприятие полностью покрывает свои расходы без получения прибыли. На основании графика безубыточности можно определить зоны высокой рентабельности выпуска.

График определения точки безубыточности представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Графическое определение точки безубыточности

 

В точке А, соответствующей количеству изделий NA, прямые РП (объема реализации) и ВИ (валовых издержек) пересекаются, следовательно, в этой точке РП = ВИ, а так как

, то 
,

где С – постоянные издержки на год, руб.; Vуд – удельные переменные издержки на единицу, руб.

Исходя из равенства , находим

шт.

шт.

Исходя из данных расчетов, можно сделать вывод, что гарнитуры N2 было произведено меньше, чем гарнитуры N1.

2.7 Оценка окупаемости капитальных  вложений

В основе оценки эффективности капитальных вложений лежат уже определенные показатели: величина балансовой прибыли; величина капитальных вложений; совокупный налог от балансовой прибыли, включающий в себя все отчисления предприятия, которые уменьшают долю прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия.

Используя эти показатели, можно определить срок окупаемости вложений по следующей формуле:

Однако это не окончательная величина срока окупаемости вложений. Надо еще учесть период разработки, реализации проекта и освоения производственной мощности. С учетом данной поправки формула примет вид

где ∆T – период времени от начала реализации проекта до освоения производственной мощности, годы.

года

Чтобы ответить на вопрос, насколько эффективен проект, надо величину эффективности сравнить с нормативом, т. е. выдержать следующее условие:

где Еи – норматив эффективности капитальных вложений, который каждое предприятие устанавливает для себя самостоятельно.

Однако этот вывод будет еще не окончательным, ибо если вложения средств в высоконадежный банк практически лишены риска, то о проекте производства продукции этого не скажешь. В окончательном виде условие выгодности вложений в проект можно представить таким образом:

где Е – коэффициент эффективности капитальных вложений в новый проект; Eр – дополнительная норма эффективности капитальных вложений с учетом риска данного проекта (рекомендации о величине этой нормы приведены в таблице 6).

Данное условие соблюдается, т.е. можно сделать вывод, что проект экономически целесообразен.

2.8 Оценка окупаемости кредита

Важно уметь с научно-обоснованных позиций определять эффективность кредита, установить экономические границы, в пределах которых его использование будет оправданным. Для этого нужно определить срок окупаемости кредита:

где V – величина денежных средств, взятых предприятием в качестве кредита; f0 – совокупные платежи за банковский кредит и налоговые платежи в долях от дохода; Кт – коэффициент корректировки срока окупаемости кредита, учитывающий временные поправки в начальном производственном цикле:

года.

Занесем экономические результаты предприятия в таблицу 5.

Таблица 5 – Экономические результаты работы предприятия

Наименование показателей

Условные обозначения

Значение показателя N1

Значение показателя N2

1

2

3

4

1. Выпуск продукции, шт.

N

150

120

2. Отпускная цена единицы продукции, руб.

Цотп

1330,9

1388,2

3. Полная себестоимость единицы  продукции, руб.

Сп

786,6

820,4

4. Реализованная продукция, тыс. руб.

РП

366,2

5. Прибыль на единицу продукции, руб.

Пед

297,3

310,1

6. Общая сумма балансовой прибыли, тыс. руб. (п.1·п.5)

ПБ

44595

37212

7. Первоначальная стоимость основного  капитала, тыс. руб.

ПС

849,4

8. Налог на недвижимость, тыс. руб.

ННД

8,5

9. Налогооблагаемая прибыль (п.6-п.8), тыс. руб.

Пно

73,3

10. Налог на прибыль, тыс. руб.

НП

17,6

11. Чистая прибыль, тыс. руб.

Пч

53,5

12. Годовая сумма амортизации, тыс. руб.

АГ

51,5

13. Рентабельность продукции, %

Рпрод

30

40

14. Рентабельность производства, %

Ро

23,5

19,6

15. Рентабельность оборота капитала, %

Рок

16,3

15,8

16. Маржинальный доход (МД=(Цотп-Спер)·N), тыс. руб.

МД

81645

68136

17. Вновь созданная стоимость (ДС=(ПБ+30+Зд)·N), тыс. руб.

ДС

25530

21852

18. Удельный вес вновь созданной стоимости в выручке предприятия, тыс. руб.

Уде

0,38

0,36

19. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коб

2,4

2,6

20. Длительность одного оборота, дни

Доб

150

138

21. Фондоотдача, руб./руб.

ФО

0,23

0,2

22. Фондоемкость, руб./руб.

ФЕ

4,3

5,0

23. Производительность труда, тыс. руб./чел.

ПТ

12477

15144

24. Срок окупаемости капитальных вложений, годы

Т

1,65

25. Коэффициент эффективности капитальных вложений с учетом риска

Е

0,6


Из показателей видно, что предприятие собирается достаточно успешно функционировать на рынке, получая высокую прибыль и обеспечивая достаточно высокую рентабельность производства. Большое количество продукции было реализовано, что означает, что данный вид продукции пользуется спросом на рынке и цена соответствует качеству продукции. Хорошим показателем также является производительность труда, которая показывает на правильное использование труда и оборудования. Причем, срок окупаемости капитальных вложений достаточно низкий, что также говорит о правильной работе предприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев ряд вопросов связанных с конкурентоспособностью товара, можно сделать вывод, что конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Таким образом, конкурентоспособность продукта определяется наличием у него потребительских характеристик (одной или нескольких) – лучших, чем у конкурирующих продуктов на данном сегменте. Отсюда следует важный вывод: конкурентоспособность продукта может меняться на одном рынке от сегмента к сегменту. А поскольку предпочтения потребителей могут меняться по времени, то конкурентоспособность продукта на одном сегменте также меняется по времени. Единственно верный показатель конкурентоспособности продукта – предпочтения потребителей.

Экономическая практика показывает, что потребители на рынке не выступают единым целым – они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами и это свойство необходимо учитывать в теоретических разработках, посвященных конкурентоспособности. Значит, для того, чтобы определить конкурентоспособность товара, мало просто сравнить его свойства со свойствами конкурентов. Необходимо изучить поведение потребителей и их реакцию на товар.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д Теория экономического анализа: Учебник для экономических специальностей вузов. – 4–е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 416 с.
  2. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. – 1999. - №2. – с.56 – 64.
  3. Гончарук В.А. Развитие предприятия. – М.: Дело, 2000. – 208 с.
  4. Игнатова Е.А., Пушкареьва Г.М. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 96 с.
  5. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям/ Под общ. ред. Хруцкого В.Е. – М.: Политиздат, 1991. – 510с.
  6. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560с.
  7. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий// Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №2. – с.44 – 57.
  8. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 1999. - №1. – с.41 – 45.
  9. Раитский К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2–е изд. – М., 2000. – 696 с.
  10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. – 4–е изд. перераб и доп. – Минск., 2000. – 688 с.
  11. Уруков В. Правовая основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий// Хозяйство и право. – 1999. - №8. – с.86–91.
  12. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность России и подготовка кадров// Общество и экономика. – 1998. - №10 – 11. – с.104 – 116.
  13. Экономика предприятия/ Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – 584с.

 


 



Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции предприятия