Повышение конкурентоспособности продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является разработка проекта мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия в условиях рынка.
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
─ рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия;
─ проанализированы существующие конкуренты на данном рынке, а также выявлены сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы на рынке.
─ разработаны направления по повышению конкурентоспособности продукции предприятия;
─ разработан проект по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В АПК…………………………………………………...………..5
1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий.………………………………………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции……………………………………………….8
1.3 Пути и направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной организации……………………………………………12
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СПК «РОССИЯ» …...15
2.1 Организационно-экономическая оценка предприятия……………………15
2.2 Сложившийся уровень конкурентоспособности организации…………...18
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………25 3.1 Разработка направлений по повышению конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...25
3.2 Проект внедрения……………………………………………………………27
3.3 Ожидаемый результат от предложенных мероприятий…………………..29
Выводы и предложения…………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Повышение конкурентоспособности продукции предприятия.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»

     

 

 

Кафедра отраслевой и территориальной экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

       На тему: «Повышение конкурентоспособности продукции предприятия

СПК «Россия», Пермский край, с.Пешнигорт

 

 

 

Работу выполнил

Студент 2 курса

Специальности 080100.62

«Экономика»

Группы Эбэк-25

Тотьмянин Александр Николаевич

Научный руководитель:

Исаева Т.В.

Пермь 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В АПК…………………………………………………...………..5  1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий.………………………………………….5 1.2 Методы оценки конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции……………………………………………….8 1.3 Пути и направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной организации……………………………………………12 2.   СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СПК «РОССИЯ» …...15          2.1 Организационно-экономическая оценка предприятия……………………15 2.2 Сложившийся уровень конкурентоспособности организации…………...18 3.   ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………25 3.1 Разработка направлений по повышению конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...253.2 Проект внедрения……………………………………………………………27 3.3 Ожидаемый результат от предложенных мероприятий…………………..29 Выводы и предложения…………………………………………………………32 Список использованных источников…………………………………………..34

 

              

 

 

 

 

Введение

 

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров условиям рынка. По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходит насыщение рынка товарами, вследствие чего усиливается соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсы. Успех сопутствует производителям, способным предложить товары, наиболее соответствующие нуждам потребителя.

В настоящее время популярной становится теория освоения рынков завтрашнего дня, то есть задача компании - целенаправленно формировать потребности потребителя. Борьба за потребителя идет не на уровне качества или цены товара, а на уровне возможностей компании предложить воплощенное в товаре новое потребительское свойство. Мировая экономика привела к тому, что в настоящее время практически каждая компания встречается с появлением на занимаемом ею рынке товаров и услуг иностранных конкурентов. В этих условиях для любого производителя главным фактором успеха становится конкурентоспособность компании, способность противостоять сопернику и опережать в своем бизнесе.

Конкурентоспособность следует исследовать с позиции общей теории управления, то есть рассматривать конкурентоспособность в качестве управляющего объекта, воздействующего на внутреннее состояние предприятия. Рассмотрение данной категории под таким углом зрения позволит превратить ее из зависимого объекта в управляющий, что в свою очередь обеспечит основу для создания методов и инструментальных средств для оперативной адаптации предприятия к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции для любой компании очень актуальным является ее конкурентоспособность. Ведь конкурентоспособность организации - это показатель, который характеризует ее успешность на рынке и дает фирме очень много преимуществ. В настоящее время на рынке жесткая конкуренция и выжить сможет только та компания, которая обладает отличительными конкурентными преимуществами. В свою очередь конкурентоспособная компания стабильна, устойчива, прибыльна, и с легкостью участвует в конкурентной борьбе.

Конкурентоспособность приобретает особенный статус сейчас, когда на отечественном рынке появилась зарубежная продукция, как правило, превосходящая по качеству отечественную. Исходя из выше изложенного, можно судить о том, что конкурентоспособность является очень актуальной темой для предприятия, и именно это послужило основанием для проведения исследования.

Целью данного исследования является разработка проекта мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия в условиях рынка.

Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:

    • рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия;
    • проанализированы существующие конкуренты на данном рынке, а также выявлены сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы на рынке.
    • разработаны направления по повышению конкурентоспособности продукции предприятия;
    • разработан проект по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Предмет исследования – конкурентоспособность организации в условиях рынка.

Объект исследования — СПК «Россия»,Кудымкарского района

          1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции в АПК

 

1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий

 

В условиях рыночной экономики выживаемость любого предприятия, его устойчивое положение на рынке товаров определяется уровнем его конкурентоспособности, то есть способности производить и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Она характеризует возможности и динамику приспособления фирмы к условиям рыночной конкуренции.

Важный аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются:

1.Финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика государства;

2. Степень конкурентоспособности  рынка;

3. Величина платежеспособного  спроса;

4. Инфраструктура рынка;

5. Протекционистская политика  по отношению к отечественным  производителям;

6. Стандартизация и сертификация  продукции;

7. Уровень информированности  о рыночной конъюнктуре;

8. Природно-климатические  условия.

Внутренние факторы конкурентоспособности:

1. Конкурентоспособность  продукции;

2. Финансовое состояние  предприятия;

3. Маркетинговая деятельность;

4. Организация и управление  производством;

5. Инновационная деятельность  и технологии;

6. Размер предприятия. [15,с.53]

Конкурентоспособная продукция - это продукция, обладающая более высокими свойствами по сравнению с аналогами и пользующаяся в результате повышенным спросом. Конкурентоспособность продукции - понятие относительное, четко привязанное к определенному рынку и времени сбыта, что особенно характерно для с.-х. товаров. Конкурентоспособность продукции определяется показателями ее качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. Важным фактором конкурентоспособности товара, также как и фирмы в целом, является ее маркетинговая деятельность. Она предполагает решение не только относительно пассивной задачи - тщательного изучения требований покупателей и адаптации к ним выпускаемой продукции, Но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товары фирмы в целях повышения их конкурентоспособности и увеличения продаж. Именно этой цели в первую очередь призвана служить реклама.[16,с.35]

В законе РФ «О рекламе» она трактуется как « распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для непосредственного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний ».

Конкурентоспособность продукции также определяется ценой товара. Политика цен зависит от задач, которые она призвана решать: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли и т.д.

Конкуренция в сельском хозяйстве формируется одновременно по двум направлениям: между хозяйствами с различными формами собственности и хозяйствования и между всеми товаропроизводителями за наиболее выгодные экономические условия деятельности и финансовые результаты. Конкуренция между хозяйствами с различными формами собственности пока проявляется незначительно.

Повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства региона будут способствовать интеграция сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, создание инфраструктуры рынка продукции (хранилища, холодильные хозяйства, транспортное обслуживание); совершенствование региональной структуры производства (в том числе определение оптимальных зон и концентрации производства сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока для удовлетворения потребностей области); государственная поддержка развития социальной сферы на селе.

Особое влияние на формирование конкуренции в сельском хозяйстве оказывает взаимоотношения между хозяйствами-производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями переработки. Конкуренция между ними проявляется на рынке сбыта продукции, в установлении цены на продукцию сельского хозяйства, которая для перерабатывающего предприятия является сырьем. Судить об этом можно по величине доли закупочной цены в розничной цене продукта.

По всем видам сельскохозяйственной продукции, кроме мяса, доля цены продаж в розничной цене не превышает 40%. Доля цены сельскохозяйственных предприятий в розничных ценах на мясо составляла 25-33%, что обусловило убыточность его производства. Доля закупочной цены молока в розничной цене составляет примерно 33%. Конечно такой уровень цен на сельскохозяйственную продукцию не позволяет сельскохозяйственным предприятиям окупать затраты на ее производство, и они вынуждены его сокращать, особенно производство продукции животноводства.

Такие условия не способствуют повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, так как они негативно сказываются на развитии производства.

 

1.2 Методы оценки конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции

 

При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы: дифференциальный; комплексный; смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности.

Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В связи с этим, широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей.

Для определения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции может быть использован и смешанный метод оценки.

Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей.

При этом методе проводятся следующие мероприятия:

  1. наиболее важные показатели используются как единичные;
  2. остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели;
  3. на основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом.

Данный метод имеет ряд недостатков:

  1. во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия. то есть по всем параметрам спроса равна 1;
  2. не учитывается то, что для нескольких критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;
  3. при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчётов для каждой пары в отдельности;
  4. сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого количества критериев;
  5. невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность продукции факторов, не поддающихся количественной оценке;
  6. данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;
  7. существует определённая сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих образцов. [2,с.115]

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции предприятия