Повышение конкурентоспособности продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является разработка проекта мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия в условиях рынка.
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
─ рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности продукции предприятия;
─ проанализированы существующие конкуренты на данном рынке, а также выявлены сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы на рынке.
─ разработаны направления по повышению конкурентоспособности продукции предприятия;
─ разработан проект по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В АПК…………………………………………………...………..5
1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий.………………………………………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции……………………………………………….8
1.3 Пути и направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной организации……………………………………………12
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СПК «РОССИЯ» …...15
2.1 Организационно-экономическая оценка предприятия……………………15
2.2 Сложившийся уровень конкурентоспособности организации…………...18
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………25 3.1 Разработка направлений по повышению конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...25
3.2 Проект внедрения……………………………………………………………27
3.3 Ожидаемый результат от предложенных мероприятий…………………..29
Выводы и предложения…………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Повышение конкурентоспособности продукции предприятия.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные выше методики до сих пор используют на предприятиях, но все большее и большее распространение в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение – это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило, эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.

Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности товара. Обобщённый алгоритм, принятый большинством российских ученых, предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Это узкий подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише.

Оценка конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции.

Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:

  • дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.
  • маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.[9,с.68]

С точки зрения ведущих экономистов, методика оценки конкурентоспособности определяется выбором объекта исследования и уровня, на котором будет проводиться анализ, а также подходом исследователя к трактовке понятия конкурентоспособности.

Исходя из закономерностей, присущих трактовке понятия конкурентоспособности, можно выделить следующие основные принципы оценки конкурентоспособности.

Во-первых, необходимо четко представлять объект исследования, иными словами конкурентоспособность какого объекта будет изучаться. Во-вторых, следует выбрать уровень, на котором будет проводиться исследование. Например, можно оценивать конкурентоспособность производства товара на конкретном предприятии по сравнению с другими предприятиями региона, либо оценивать конкурентоспособность производства товара в данном регионе/стране по сравнению с производством аналогичных товаров в других регионах/странах. В зависимости от уровня исследования будет определен тот набор инструментов, который позволит провести количественную оценку конкурентоспособности данного объекта.

Следует отметить, что в целом всем методикам количественного измерения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции сопутствуют следующие основные проблемы:

- наличие большого количества  объектов, к которым можно было  бы применить понятие конкурентоспособности  и их существенное отличие друг от друга;

- сложность учета различных  ограничений в международной  торговле сельскохозяйственной  продукцией и широкого перечня  мер поддержки внутренних производителей;

- доступность необходимой  статистической информации.[14,с.215]

При исследовании рынка сельскохозяйственной продукции необходимо учитывать такую его особенность, как повышенное по сравнению с рынками других видов продукции регулирование со стороны государства. В этих условиях анализ изначально искаженной ситуации приводит к результатам, достоверность которых можно поставить под сомнение: конкурентоспособность продукции из стран, оказывающих активную поддержку своим производителям, будет завышена. Несомненно, это одна из причин неполноты количественных методов оценки конкурентоспособности на уровне страны.

Необходимо выделить пути и направления повышения конкурентоспособности предприятий.

 

1.3 Пути и направления  повышения конкурентоспособности  сельскохозяйственной организации

 

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в агропромышленном производстве, требует выработки четких мер, направленных на повышение его конкурентоспособности, включая демонополизацию промышленных перерабатывающих предприятий.

Среди этих мер особую актуальность приобретают задачи, связанные с созданием и функционированием многоукладной экономики, ориентированной на рынок коллективных и частных производителей с развитой сетью кооперации и агросервиса. В отношении ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом должен быть аграрный протекционизм, обеспечивающий эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, конкурентоспособность национальных производителей на мировом рынке и социальную защиту работников сельского хозяйства. [17,с.54]

В настоящее время такого эквивалентного обмена нет, цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы их роста значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги. Значительно ниже мировых и средние цены реализации сельхозпродукции. Так, цена реализации зерна составляет не больше 35 % от мирового уровня, цены реализации скота не достигают и 40 % от мировых цен. Конечно уровень себестоимости продукции животноводства не позволяет отечественным предприятиям конкурировать на мировом рынке, но производство зерна вполне конкурентоспособно.

При осуществлении ценовой политики в АПК в ближайшее время необходимо обеспечить государственную поддержку сельхозпроизводства, сохранить и увеличить дотации. Но вместе с тем требуют серьезного реформирования формы и методы контроля за ценами.

Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение на уровне российских регионов, т.к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. На коротком отрезке времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы сельское хозяйство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран. Наряду с поддержкой отечественных производителей конкурентной продукции, надо совершенствовать рыночную инфраструктуру на товарном и потребительском рынках, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Необходимо упростить доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок.

Реализация подобных мер усилит позиции российских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной продукции и насыщении товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией.

Условием формирования конкуренции в АПК является развитие инфраструктуры - производственной, социальной и рыночной. Производственная инфраструктура должна обеспечить сохранность и наращивание производства с.-х. продукции. Для этого требуется улучшить обеспеченность предприятий и фермерских хозяйств техникой, производственными помещениями, энергетическими мощностями, газом ,дорогами.[5,с.34]

Развитие инфраструктуры в агропромышленном комплексе должно осуществляться за счет расширения фирменной торговли. Необходимо формировать региональные продовольственные оптовые рынки по основной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Для этого нужны товарные биржи сельскохозяйственного сырья, обеспечение сельхозпроизводителей беспрепятственным входом на рынок, со здание альтернативных рыночных каналов реализации продукции. Для развития рыночной инфраструктуры требуется подготовка кадров, владеющих практикой маркетинга, создание автоматизированных информационных систем. Осуществлении предложенных мер может обеспечить более высокую конкурентоспособность сельскохозяйственного производства региона, что в конечном итоге будет способствовать повышению его эффективности и устойчивости.

 

2. Современное состояние деятельности предприятия СПК «Россия»

 

2.1 Организационно-экономическая оценка предприятия

Наименование предприятия- сельскохозяйственный производственный кооператив «Россия», сокращено СПК «Россия». Место расположения предприятия: 619001, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Братчикова, д. 17.  

 СПК «Россия» сформировался в 1977 году. 
       Центр хозяйства – село Пешнигорт. Районный центр город Кудымкар, находится в середине землепользования. Расстояние до пунктов сдачи зерна, картофеля, овощей, молока и мяса в город Кудымкар 3 километра, до областного центра города Перми 201 километр, до пристани поселка Пожвы 98 километров, до железнодорожной станции Менделеево 102 километра

СПК «Россия» является сельскохозяйственным  предприятием. Основная производственно-финансовая деятельность - производство продукции: молока, мяса и зерна.  Основу планов составляют договора, заключенные с заготовительными организациями, поставщиками и подрядчиками. 
      Главной задачей СПК «Россия»  является производство продукции и ее реализация на основе рационального использования земли и получение прибыли.    На территории данного хозяйства имеются внутрихозяйственные подразделения:8 комплексных бригад  (Лопатинская,  Плотниковская, 
 Б-Сервинская, Таровская, Степановская, Пешнигорская, Ивуковская, Выровская), а также автогараж, Л.М.О., А.Д.У).

Рельеф территории СПК «Россия» представляет собой среднерасчленённую волнистую эрозионную равнину. Наиболее широко распространены дерново-подзолистые почвы, которые занимают 63% от всей площади; дерново-среднеподзолистые – 14%, встречаются небольшими участками по всему землепользованию и среднесуглинистые, светло-серые, лесные – 10%.

Территория хозяйства расположена в лесной зоне, для которой характерно присутствие смешанных лесов. Из лесной растительности широко представлены – дуб, берёза, осина и сосна. Из луговой растительности имеются различные злаки и разнотравье: мятлик, клевер, тимофеевка, различные виды овсяницы.

 

Размер и структура сельскохозяйственной продукции характеризует специализацию и размер выручки.

   Таблица 1 - Размер предприятия

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013г.

По району за 2013 г.

Валовая продукция тыс. руб.

36269.4

37370.92

32266.39

69480.62

Денежная выручка, тыс. руб.

17381

19384

29709

92676

Прибыль, убыток (–) от реализации, тыс. руб.

-929

-2062

-4063

8754

Общая земельная площадь, га

3953

3953

3953

1957

в т.ч. площадь с.-х. угодий

3625

3625

3625

1441

из них пашня

2987

2987

2987

1103

Среднегодовая стоимость производственных основных средств, тыс. руб.

57609

58400

61564

79038

в т.ч. основной деятельности

46087

46720

49251

63231

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

27169

27501

24057

44320

Среднегодовая численность работников, чел.

103

109

82

116

в т.ч. занятых в с.-х. производстве

99

105

79

100

Крупный рогатый скот, всего, голов

663

635

623

506

в т.ч. коровы

330

330

330

196


 

Анализируя данную таблицу можно сказать, что размер валовой продукции в 2012 году вырос, а в 2013 снова уменьшился. Денежная выручка по годам увеличивается, размер убытка, получаемого предприятием также возрастает. Поголовье КРС сокращается, но численность коров остается та же. К положительным моментам можно отнести то, что стоимость основных производственных средств постепенно возрастает. В изменении стоимости оборотных средств и численности работников нельзя выявить какую-либо закономерность. В 2012 году данные показатели выше чем, и в 2011 г., и в 2013 г. Сравнивая показатели по предприятию со средне районными, можно увидеть, что валовая продукция в предприятиях района в среднем в два раза выше, чем в СПК «Россия». Денежная выручка на средне районном предприятии в 3 раза выше. Показатели размеров земельной площади в СПК «Россия» в 2 раза выше, чем по району. Показатели численности работников, поголовья крупного рогатого скота, коров в предприятии различаются не очень сильно.

Рассмотрим структуру денежной выручки предприятия.

 

Таблица 2 Структура денежной выручки

Продукция, услуги

2011 г.

2012 г.

2013 г.

В среднем за 3 года

тыс. руб.

тыс. руб.

%

Зерно

2051

2773

4677

3167

15.6

Картофель

1409

665

522

865

4.3

Прочая продукция растениеводства

183

204

522

303

1.5

Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

7

20

24

17

0.08

Итого по растениеводству

3809

3958

5745

4504

23.2

Скот и птица в живой массе:

2843

2060

2599

2501

12.4

– крупный рогатый скот

2843

2060

2599

2501

12.4

Молоко цельное

10441

12921

14656

12673

62.6

Прочая продукция животноводства

28

37

64

43

0.2

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде:

260

408

248

305

1,5

– мясо и мясопродукция, всего:

260

408

248

305

1.5

в т.ч.

– крупный рогатый скот

260

408

248

305

1.5

Итого по животноводству

13572

15426

17567

15522

76.8

Всего по с.-х. производству

17381

19384

23964

20243

100

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции предприятия