Правовое регулирование заработной платы в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:13, реферат

Описание работы

В нашей стране обострилась ситуация, связанная с оплатой труда работников сферы культуры. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7) государство гарантирует своим гражданам достойную жизнь, основой которой является достойный уровень заработной платы. Но сегодня основополагающей целью государственной политики в области доходов населения является повышение уровня жизни граждан.

Файлы: 1 файл

Правоведение реферат.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

ФАКУЛЬТЕТ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ

КАФЕДРА ДОКУМЕНОВЕДЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЙ АНАЛИТИКИ

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

ПРАВОВЕДЕНИЕ

на тему: Правовое регулирование заработной платы в сфере культуры

 

Выполнил студент

_5_ курса ____21514____________ группы

Гайнатуллина Диана Ринатовна

                                        (ФИО)

 

_________________________________________________

                                 (подпись, дата)

Направление подготовки (специальность)

  071201 "Библиотечно-информационная деятельность"____________________________________________

(шифр и наименование  направления подготовки (специальности)

Профиль подготовки (специализация )

Информационно-аналитическая деятельность в социально-экономической сфере и бизнесе

Форма обучения

______дневная___________________________________________

Научный руководитель

к.э.н.,доцент Мерзлякова А.В.

 

_________________________________________________

                                (подпись, дата)


 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

       2012

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность. Необходимость в совершенствовании системы оплаты труда работников сферы культуры назрела в связи с падением престижа труда работников  учреждений культуры и искусства из-за ошибочно возникшей негативной тенденции отведения этой сферы второстепенной роли в экономике страны.

Кадровый потенциал сферы культуры должен поддерживаться государством, прежде всего, с помощью создания достойных условий труда. Речь идет о достаточном размере заработной платы для обеспечения самовоспроизводства и развития работника культуры.

Хотелось бы отметить, что средний размер оплаты труда работников учреждений культуры очень низок. Поэтому в отрасли работают в основном те люди, которые руководствуются нематериальными мотивами деятельности , а интересом к работе.

В бюджетной сфере культуры система оплаты традиционно направлена на формирование кадров по принципу "работник-волонтер". На мой взгляд, гораздо эффективнее было бы использовать принцип "работник-профессионал".

Работник-«волонтер» занимается данной работой, так как считает ее интересной (престижной), достаточно свободный график работы. То есть находит нематериальные мотивы, которые, как правило, связаны с его системой внутренних ценностей и удовлетворяются и поддерживаются не конкретным учреждением культуры, а характером культурных благ и особенностями культурной сферы. Таким образом, сама организация не участвует в создании системы мотивации.

Работник-"волонтер" позиционирует себя, в первую очередь, как человек, для которого ценность представляет работа именно в сфере культуры. Но это не характеризует его как непрофессионала.

Работник-«профессионал», в первую очередь, оценивает свои профессиональные умения и готов трудиться только за справедливую зарплату, имея при этом ряд нематериальных мотивов к деятельности. В этом случае учреждение культуры создает как материальные, так и моральные стимулы для работы.

В нашей стране обострилась ситуация, связанная с оплатой труда работников сферы культуры. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7) государство гарантирует своим гражданам достойную жизнь, основой которой является достойный уровень заработной платы. Но сегодня основополагающей целью государственной политики в области доходов населения является повышение уровня жизни граждан.

Уровень заработной платы работников сферы культуры - это вопрос государственных  приоритетов.

Сфера культуры и досуга - это лицо города, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния горожан.

Целью данной работы является изучение процесса регулирования заработной платы в сфере культуры. 
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.

 

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждому гражданину гарантировано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Соответственно развивая положения Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ уделяет значительное внимание правовым нормам, связанным с получением работником вознаграждения за

труд – заработной платы:

1. во-первых, в соответствии  со ст. 2 Трудового кодекса РФ, в качестве одного из принципов  правового регулирования трудовых  отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений  признается: обеспечение права каждого  работника на своевременную и  в полном размере выплату справедливой  заработной платы, обеспечивающей  достойное человека существование  для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера  оплаты труда;

2. во-вторых, в соответствии  со ст. 15 Трудового кодекса РФ, в определении трудового отношения  закреплено, что работник выполняет  трудовую функцию за плату. Кроме  того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными  для включения в трудовой договор  являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной  ставки или оклада (должностного  оклада) работника, доплаты, надбавки  и поощрительные выплаты);

3. в-третьих, правовому регулированию  заработной платы посвящен самостоятельный  раздел VI Трудового кодекса РФ  – оплата и нормирование труда.

Трудовой договор носит возмездный характер. Работник выполняет работу по определенной трудовой функции за плату. Одной из основных обязанностей работодателя, прямо закрепленной в законе, является обязанность своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату (ст. 56 ТК).

Сойфер в своей статье указывал на то, что в самом общем виде заработная плата может быть определена как вознаграждение, выплачиваемое работнику за использование его труда. Оплата труда работника в основе своей является экономической категорией. Для современных экономических теорий характерен взгляд на заработную плату как на цену труда [13].

Для работодателя это плата за ресурс (рабочая сила), издержки, составляющие одну из основных статей расхода в себестоимости производимых товаров и услуг. Раймонд Барр в своей книге "Политическая экономия" отмечал, что расходы на рабочую силу включают:

- прямую заработную плату (заработную  плату в узком смысле слова), которая непосредственно связано  с участием работника в производственном  процессе;

- оплату отпуска, праздничных дней;

- социальные взносы и налоги, связанные  с использованием рабочей силы;

- социальные расходы, добровольно  покрываемые предприятиями [6].

Для работника заработная плата - основная часть его личного дохода, средство воспроизводства и повышения уровня благосостояния самого работника и его семьи. Экономисты различают прямую и социальную заработную плату. Понятие социальной заработной платы охватывает пособия по социальному страхованию (в случае временной нетрудоспособности; по беременности и родам; семьям, имеющим детей, и т.д.); оплату отпусков и так называемую отложенную заработную плату (пенсии) [6].

Такой подход, с одной стороны, четко определяет роль заработной платы в товарном производстве (часть издержек на производство, плата за ресурс), с другой - подчеркивает, что заработная плата является формой существования необходимого продукта, т.е. исторически и экономически обусловленным объемом жизненных средств, необходимых для расширенного воспроизводства рабочей силы.

В учебном пособии преподавателя экономических дисциплин Т. А. Фроловой отмечается, что в экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и  динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы [19].

То есть сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

В отличие от экономики труда трудовое право оперирует понятием заработной платы в узком смысле слова, обозначая им оплату выполнения трудовой функции, т.е. работы по трудовому договору.

Необходимо отметить и то, что право в основном обращается к формальной стороне оплаты труда, не затрагивая ее социально-экономической сущности. В частности, для права безразличны такие проблемы, как соотношение реальной и номинальной заработной платы; корреляция цены труда со стоимостью рабочей силы; действие факторов, определяющих уровень заработной платы и др. Право рассматривает заработную плату как элемент трудового правоотношения [20].

Правовое содержание оплаты труда определяется экономическими факторами и формируется в условиях рынка труда, где функционируют два собственника: работодатель - собственник средств производства, нуждающийся в рабочей силе, и гражданин - собственник рабочей силы, нуждающийся в получении денежной суммы за ее использование. Независимо от того, кто выступает в роли работодателя - организация (юридическое лицо), физическое лицо или государство, возникающие между ними отношения являются отношениями трудового найма и представляют собой предоставление гражданином своей рабочей силы в обмен на определенную денежную сумму (а также иные материальные и социальные блага.) Ее величина определяется стоимостью рабочей силы, которая косвенно связана с результатами труда. Но в дальнейшем в процессе производства на размер оплаты труда, безусловно, влияют и результаты труда [2].

Как правовая категория, заработная плата раскрывает конкретные права и обязанности участников трудового правоотношения по поводу оплаты труда. С этой точки зрения она является прежде всего одним из существенных условий найма, определяемых сторонами трудового договора, и в силу этого обязательна для применения (ст. 56 ТК РФ).

Трудовое законодательство применяет в качестве тожественных понятия "заработная плата" и "оплата труда", хотя чаще пользуется вторым значением. Между тем с правовой точки зрения понятие "заработная плата" более точно, ибо именно с ним связана категория наемного труда. Дело в том, что заработная плата - это плата за работу, которую выполняет работник в соответствии с трудовой функцией, определенной в трудовом договоре (контракте) [12]. Иначе говоря, заработная плата представляет собой заработанную плату, и этим отличается от пособий , доплат, надбавок, гарантийных и компенсационных выплат, а также дохода, получаемого в результате труда.

При этом важно иметь в виду, что заработная плата лишь часть стоимости продукта, заработанного работником. Другими ее частями распоряжается не работник, а работодатель (собственник) в виде дохода (прибыли) и государство путем обложения налогами (подоходным, социальным) работодателя и работника (ст. 224, 241 Налогового кодекса РФ).

Статья 129 ТК РФ дает легальное определение понятию оплаты труда работника.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки  компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, в заработную плату входят:

1. вознаграждение за труд;

2. компенсационные выплаты;

3. стимулирующие выплаты.

В учебнике "Трудовое право России" отмечается, что определение заработной платы, данное в ст. 129 ТК представляется не совсем удачным. Во-первых, экономическое понятие "качество труда" включает в себя характеристику его сложности, тяжести, ответственности, самостоятельности. Таким образом, нет необходимости специально упоминать о сложности труда и квалификации работника, которая характеризует его способность выполнять трудовую функцию определенной сложности. Во-вторых, в данном определении искусственно разделены вознаграждение за труд и компенсационные и стимулирующие выплаты, которые во всем мире, включая нашу страну, являются органичной частью заработной платы. Кроме того, компенсационные выплаты, как правило, устанавливаются в связи с особыми условиями труда (выполняемой работы). Таким образом, специальное упоминание о них отдельно от вознаграждения за труд (учитывающего условия работы) теряет смысл [6].

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы в сфере культуры