Правовое регулирование заработной платы в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:13, реферат

Описание работы

В нашей стране обострилась ситуация, связанная с оплатой труда работников сферы культуры. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7) государство гарантирует своим гражданам достойную жизнь, основой которой является достойный уровень заработной платы. Но сегодня основополагающей целью государственной политики в области доходов населения является повышение уровня жизни граждан.

Файлы: 1 файл

Правоведение реферат.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

Данные условия без согласия работника можно изменить лишь тогда, когда изменение организационных или технологических условий труда влечет необходимость изменения системы оплаты труда (ст. 74 ТК РФ). Об изменениях условий трудового договора, определенных сторонами, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Но и в этом случае условия оплаты труда не могут быть изменены таким образом, чтобы положение работника ухудшилось по сравнению с коллективным договором или соглашением.

Правила установления тарифной системы оплаты труда определены ст. 143 ТК РФ, в соответствии с которой такая система устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Правительство РФ устанавливает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Л. Ларцева в статье об оплате труда работников театров, музеев и библиотек отмечает, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп [8].

В соответствии со ст. 135 ТК РФ это право работодателя, которое реализуется в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативно-правовыми актами. Так, для разработки Положения о премировании можно использовать в работе Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 05.01.1990 N 5/1-2 "О введении новых условий оплаты труда работников культурно-просветительных учреждений, театрально-зрелищных предприятий и государственных архивов" (далее - Постановление N 5/1-2). Система премирования принимается и закрепляется в коллективном договоре учреждения.

Положение о премировании предусматривает:

- показатели и условия  премирования;

- размеры премий;

- категории работников, охваченных  данным видом премирования;

- периодичность премирования;

- источник финансирования.

В соответствии с п. 3 Постановления N 5/1-2 премирование художественно-творческого персонала культурно-просветительных учреждений и театрально-зрелищных предприятий должно осуществляться в первую очередь за активную творческую деятельность. Показатели, размеры и сроки премирования руководящих работников учреждений, предприятий и организаций устанавливаются вышестоящим органом управления по согласованию с соответствующим профсоюзным комитетом.

Премирование производится за каждый показатель отдельно, прежде всего за увеличение объема и повышение качества работы и услуг. При этом максимальный размер премий, начисленных одному руководящему работнику, не может превышать 12 месячных окладов в год. Размеры премий (в том числе максимальные) определяются с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установленном порядке.

Л. Ларцева также отмечает, что одним из важнейших условий премирования признается соблюдение трудовой дисциплины. Работники, выполнившие показатели премирования, но имеющие прогулы или случаи явки на работу в нетрезвом состоянии, совершившие иной дисциплинарный проступок, не имеют права на премию в полном объеме. Как правило, они либо не премируются (в случае серьезного проступка), либо премия им выплачивается в меньшем размере, чем работникам, выполнившим как показатели, так и условия премирования. Работник, не отвечающий условиям премирования, не имеет права на премию или не приобретает его в установленном (базовом) размере [8].

Регулярные премии, выплачиваемые по заранее утвержденным показателям (в соответствии с положением о премировании), составляют надтарифную (переменную) часть заработной платы. Их необходимо отличать от разовых (единовременных) премий, которые не входят в систему стимулирования и не могут рассматриваться как составная часть заработной платы. Разовые премии являются поощрением работника за особые достижения в труде и выплачиваются за выполнение особо важных заданий, в связи с праздничными или торжественными датами, по итогам смотров или конкурсов [8].

В соответствии с п. 3 Постановления N 5/1-2 в учреждениях культуры могут быть установлены следующие доплаты:

- за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания  или увеличение объема выполняемых  работ, в том числе по должностям  и профессиям, относящимся к разным  категориям работников, без ограничения  размеров этих доплат в пределах  экономии, образующейся по тарифным  ставкам (окладам) высвобожденных работников;

- рабочим, специалистам и  служащим, занятым на работах  с тяжелыми и вредными условиями  труда, в размере до 12% тарифной  ставки (оклада) и до 24% тарифной ставки (оклада) на работах с особо  тяжелыми и особо вредными  условиями труда. Доплаты устанавливаются  по результатам аттестации рабочих  мест и начисляются за время  фактической занятости работника  на таких рабочих местах;

- за высокие творческие  и производственные достижения  в работе или за выполнение  особо важных (срочных) работ на  срок их проведения в размерах  до 50% оклада. Размеры надбавок устанавливаются  в зависимости от личного вклада  каждого работника в повышение  качества выполняемых работ (услуг);

- работникам, имеющим почетные  звания "Народный артист СССР", "Заслуженный артист", "Заслуженный  деятель искусств", "Заслуженный  библиотекарь", "Заслуженный мастер  народного творчества" и "Заслуженный  работник культуры";

- специалистам, ведущим научно-методическую  работу по своей специальности, из числа лиц, имеющих ученую  степень доктора или кандидата  наук и другие.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

Заработная плата характеризуется следующими признаками:

1) оплачивается выполнение работником  трудовой функции, т.е. затраченного  им живого труда;

2) основанием оплаты является выполнение  работником установленных норм  труда;

3) размер заработной платы устанавливается  в соответствии с количеством  и качеством труда и с учетом  коллективного (совокупного) результат;

4) оплата труда производится по  заранее определенным нормам  и расценкам;

5) оплата труда носит гарантированный  характер; 

6) выплата заработной платы производится  систематически;

7) регулирование заработной платы  осуществляется государством, социальными  партнерами, работодателем, сторонами  трудового договора

Правовое содержание оплаты труда определяется экономическими факторами и формируется в условиях рынка труда, где функционируют два собственника: работодатель - собственник средств производства, нуждающийся в рабочей силе, и гражданин - собственник рабочей силы, нуждающийся в получении денежной суммы за ее использование. Независимо от того, кто выступает в роли работодателя - организация (юридическое лицо), физическое лицо или государство, возникающие между ними отношения являются отношениями трудового найма и представляют собой предоставление гражданином своей рабочей силы в обмен на определенную денежную сумму (а также иные материальные и социальные блага.) Ее величина определяется стоимостью рабочей силы, которая косвенно связана с результатами труда. Но в дальнейшем в процессе производства на размер оплаты труда, безусловно, влияют и результаты труда.

Оплата труда работников учреждений культуры состоит из должностного оклада, стимулирующих и компенсационных выплат. Порядок и условия определения размера каждой из этих составляющих должны быть закреплены в положении об оплате труда по учреждению или иных локальных нормативных актах.

При установлении систем оплаты труда работников учреждениям культуры необходимо руководствоваться следующими документами: 
- Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";

- Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 570 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии"; 
- Приказом Минздравсоцразвития России от 14.03.2008 N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии"; 
- Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях"; 
- Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" .

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Александров,  И.А. Заработная плата: сложные вопросы начисления и выплаты / И. А. Александров. – М.: Налоговый вестник, 2009.

    1. Батычко, В. Т. Трудовое право в вопросах и ответах / В. Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. - 265 с.
    2. Буянова, М. О. Трудовое право России / М. О. Буянова. - М.:Проспект, 2009. - 240 с.
    3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12. 2001 № 195-ФЗ
    4. Котова, О. В. Система оплаты труда работников учреждений культуры: проблемы и пути совершенствования // Российское предпринимательство. - 2011. - № 12. - Вып. 1. - стр. 72-76
    5. Кузнецов, Д. Л. Трудовое право России: учебник / Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. – 3-е изд. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. – 648 с.
    6. Курменева А.Г. Оплата труда в организациях исполнительских искусств // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. − №1. – С. 91−110.
    7. Ларцева, Л. Оплата труда работников театров, музеев, библиотек // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - № 9.
    8. Миронов, В. И. Трудовое право : учебник для вузов / В. И. Миронов. - СПб.: Питер, 2009, -864 с.
    9. Никольский, В. А. Трудовое право Российской Федерации: учебно-методический комплекс / В. А. Никольский. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 404 с.
    10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
    1.  Рыженков, А. Я. Трудовое право России. Курс лекций / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов. - М. : Юрайт-Издат, 2007. - 524 с.

    1. Сойфер, В.Г., Желтов О.Б. Правовые проблемы оплаты труда: теория и практика // Трудовое право. – 2007. - № 6. – С. 77 – 83.
    2. Трудовое право: учеб. / под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 600 с.
    1.  Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ

    1.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.
    2. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О минимальном размере оплаты труда".
    3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
    1.  Фролова, Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций / Т. А. Фролова.- Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. 

    1.  Шиян, В. И. Трудовое право: учебное пособие / В. И. Шиян. - М.: МГИУ, 2008. - 172 с.

 

 


Информация о работе Правовое регулирование заработной платы в сфере культуры