Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:13, реферат
В нашей стране обострилась ситуация, связанная с оплатой труда работников сферы культуры. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7) государство гарантирует своим гражданам достойную жизнь, основой которой является достойный уровень заработной платы. Но сегодня основополагающей целью государственной политики в области доходов населения является повышение уровня жизни граждан.
Заработная плата характеризуется следующими признаками:
1)
оплачивается выполнение
2)
основанием оплаты является
3)
размер заработной платы
4) оплата труда производится по заранее определенным нормам и расценкам;
5)
оплата труда носит
6)
выплата заработной платы
7)
регулирование заработной
Таким образом, заработная плата - это вознаграждение за выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, т.е. затрачиваемого живого труда. Разделение труда на живой и овеществленный ввел К. Маркс для выведения всеобщей формулы стоимости (стоимость любого товара может быть выражена через труд, овеществленный в товарной стоимости). В отличие от овеществленного живой труд представляет собой целесообразную деятельность человека, процесс преобразования продуктов прошлого труда в новую потребительскую стоимость [6].
Потребление рабочей силы и оплата живого труда характеризуют только трудовые отношения. При заключении гражданско-правовых договоров производится оплата труда, овеществленного в произведенном товаре (предоставленной услуге). Следует подчеркнуть, что основанием возникновения права на заработную плату является фактическое выполнение трудовой функции, предоставление труда, а не факт заключения трудового договора.
В связи с тем что при заключении трудового договора оплачивается живой труд, встают проблемы его нормирования и измерения. Заработная плата выплачивается работнику за выполнение норм труда, установленных в соответствии с законодательством (ст. ст. 159 - 162 ТК). Нормы труда, по существу, определяют количество труда, которое работник должен предоставить работодателю.
Для
установления заработной платы необходимо
(ст. 135 ТК РФ):
- разработать систему оплаты труда и утвердить
ее соглашением, коллективным договором
или локальным нормативным актом;
- на основании "общих" норм соглашения,
коллективного договора, локального нормативного
акта установить заработную плату в трудовом
договоре с конкретным работником.
Помимо определения заработной платы, в ст. 129 Трудового кодекса РФ также приводятся определения иных терминов, связанных с оплатой труда:
• Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
• Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
• Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Заработная плата различных
сотрудников, работающих у разных работодателей
или даже у одного, может отличаться довольно
значительно. Разница в заработной плате
зависит от многих факторов. Трудовое
законодательство дифференцирует нормы,
регулирующие вопросы оплаты труда, в
зависимости от тех или иных факторов:
характера работы и условий ее выполнения,
деловых качеств работника, вида работодателя.
Так, принципы установления заработной
платы работникам организаций, финансируемых
из бюджетов, в значительной степени отличаются
от принципов установления заработной
платы работникам тех работодателей, которые
не получают бюджетных средств. Заработная
плата работников Севера и других местностей
с особыми климатическими условиями отличается
от заработной платы остальных работников.
Доплата за работу в выходные и праздничные
дни рассчитывается с учетом того, какая
система заработной платы установлена
данному работнику: сдельная или повременная.
В последнем случае принимается во внимание
также и то, как оплачивается труд работника:
исходя из оклада, дневной или часовой
ставки.
Но при этом ТК РФ содержит ряд правил,
которые имеют отношение ко всем без исключения
работникам и работодателям. Их соблюдение
обязательно в любом случае. Они применяются
при любой системе оплаты труда [1].
Основные государственные гарантии по оплате труда работников консолидировано закреплены в ст. 130 Трудового Кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей, в систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
1) величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ);
2) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
3) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
4) ограничение оплаты труда в натуральной форме;
5) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
6) государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
7) ответственность работодателей за нарушение требований, установленных ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
8) сроки и очередность выплаты заработной платы.
1) Минимальный размер оплаты труда
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
М. О. Буянова в книге о трудовом праве в России подчеркивает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения [3].
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- организациями, финансируемыми
из федерального бюджета, - за
счет средств федерального
- организациями, финансируемыми
из бюджетов субъектов
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств;
- другими работодателями - за счет собственных средств [1].
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда [3].
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Величина минимального размера оплаты труда с 1 января 2008 г. составляет 2500 руб., с 1 января 2009 г. - 4330 руб., а с 1 января 2013 года - 5205 рублей в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О минимальном размере оплаты труда"). В субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной зарплаты в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
К сожалению, такое соотношение минимальной заработной платы и минимального прожиточного минимума не укладывается ни в какие экономические и правовые рамки.
В. Т. Батычко предполагает, что государство, устанавливая минимальный размер оплаты труда, преследует цель гарантировать работнику низший уровень, который не может быть изменен ни работодателем, ни соглашением между работником и работодателем, если работник полностью отработал месячную норму рабочего времени и выполнил свои трудовые обязанности (нормы труда) [2].
2) Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы
Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение
повышения уровня реального содержания
заработной платы включает индексацию
заработной платы в связи с ростом потребительских
цен на товары и услуги.
В организациях, финансируемых из бюджетов,
индексация заработной платы производится
в порядке, установленном законами и иными
нормативными правовыми актами, а в других
организациях - в порядке, установленном
коллективным договором, соглашениями
или локальным нормативным актом
организации.
В настоящее время отсутствуют нормативные
правовые акты, устанавливающие порядок
индексации заработной платы в организациях,
финансируемых из бюджетов. Поэтому бюджетные
организации не обязаны индексировать
заработную плату своим работникам.
Небюджетные организации обязаны индексировать
заработную плату только в случае включения
соответствующих правил в текст соглашения,
коллективного договора, локального нормативного
акта.
Соглашения обычно не предусматривают
конкретных обязательств работодателей
по индексации заработной платы, ограничиваясь
фразами о том, что работодатели обязаны
обеспечить индексацию.
Однако иногда в соглашениях встречаются
вполне конкретные сроки и размеры индексации.
3) Обеспечение получения работника заработной
платы в случае прекращения деятельности
работодателя и его неплатежеспособности
При ликвидации юридического
лица требования кредиторов удовлетворяются
в очередности, предусмотренной ст. 64 Гражданского
кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Расчеты по выплате выходных пособий и
оплате труда лиц, работающих или работавших
по трудовому договору, производятся во
вторую очередь после полного удовлетворения
требований граждан, перед которыми ликвидируемое
юридическое лицо несет ответственность
за причинение вреда жизни или здоровью,
путем капитализации соответствующих
повременных платежей, а также по требованиям
о компенсации морального вреда.
При недостаточности имущества ликвидируемого
юридического лица оно распределяется
между кредиторами соответствующей очереди
пропорционально суммам требований, подлежащих
удовлетворению.
Если работник обратился с требованием
о выплате задолженности по заработной
плате уже после истечения срока, который
был установлен ликвидационной комиссией
для предъявления требований, заработная
плата выплачивается за счет средств,
оставшихся после удовлетворения требований
кредиторов, заявленных в срок [9].
Требования работников, не удовлетворенные
из-за недостаточности имущества ликвидируемого
юридического лица, считаются погашенными.
Порядок получения работником заработка
при неплатежеспособности работодателя
регулируется ст. 134 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)". Работники являются
кредиторами второй очереди. Задолженность
по оплате труда погашается после погашения
требований граждан, перед которыми работодатель
несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью, и компенсации
морального вреда.
Вне очереди в составе текущих платежей
удовлетворяются требования по оплате
труда, которые возникли после принятия
судом заявления о признании должника
банкротом.
Хотя текущие платежи удовлетворяются
вне очереди, сами по себе они тоже ранжированы.
Требования по заработной плате удовлетворяются
сразу после платежей, связанных с судебными
расходами по делу о банкротстве, выплатой
вознаграждения арбитражному управляющему,
требований по текущим платежам, связанным
с оплатой деятельности лиц, привлечение
которых предусмотрено законодательством
и осуществляется арбитражным управляющим
для обеспечения исполнения возложенных
на него обязанностей в деле о банкротстве.
Текущие платежи одной очереди удовлетворяются
в календарном порядке [1].
4) Государственный
надзор и контроль за полной
и своевременной выплатой
Основным органом, осуществляющим
надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства, является Федеральная
инспекция труда (ст. 354 ТК РФ).
Порядок осуществления такого контроля
закреплен гл. 57 ТК РФ.
Основные полномочия инспекторов труда
определены ст. 357 ТК РФ. Они имеют право:
- беспрепятственно в любое время суток
при наличии удостоверений установленного
образца посещать в целях проведения инспекции
организации всех организационно-правовых
форм и форм собственности, работодателей
- физических лиц;
- запрашивать у работодателей и их представителей,
органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления и безвозмездно
получать от них документы, объяснения,
информацию, необходимые для выполнения
надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых
или обрабатываемых материалов и веществ;
- расследовать в установленном порядке
несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям
обязательные для исполнения предписания
об устранении нарушений трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, о восстановлении
нарушенных прав работников, привлечении
виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной
ответственности или об отстранении их
от должности в установленном порядке;
- направлять в суды (при наличии заключений
государственной экспертизы условий труда)
требования о ликвидации организаций
или прекращении деятельности их структурных
подразделений вследствие нарушения требований
охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении
от работы лиц, не прошедших обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ, инструктаж
по охране труда, стажировку на рабочих
местах и проверку знания требований охраны
труда;
- запрещать использование не имеющих
сертификатов соответствия или деклараций
о соответствии либо не соответствующих
государственным нормативным требованиям
охраны труда (в том числе требованиям
технических регламентов) средств индивидуальной
и коллективной защиты работников;
- составлять протоколы и рассматривать
дела об административных правонарушениях
в пределах полномочий, подготавливать
и направлять в правоохранительные органы
и в суд другие материалы (документы) о
привлечении виновных к ответственности;
- выступать в качестве экспертов в суде
по искам о нарушении трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, о возмещении вреда,
причиненного здоровью работников на
производстве.
5) Очередность выплаты заработной платы
Информация о работе Правовое регулирование заработной платы в сфере культуры