Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние, перспективы развития.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Глубокий кризис экономической системы Республики Беларусь показал неэффективность экономики, основанной на государственной собственности на средства производства с жестким централизованным планированием, административными методами управления. Совокупность названных факторов, отсутствие многообразия форм собственности не формировало действительно независимых товаропроизводителей, разъединяло производителя и собственника, порождало безответственность за результаты хозяйственной деятельности, отрицательно сказывалось на личной инициативе и , в конечном счете, на эффективность всей экономики.

Содержание работы

Введение……..…………………………………………………………………....3
1. Место системы малого бизнеса в экономике и необходимость ее развития в современных условиях ………………………..……………………….……….4
1.1 Роль и значение предприятий на национальном уровне ………………..4
1.2. Формы и виды предпринимательства ……………………….…………..9
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………19
2. Перспективы развития малого бизнеса в Республики Беларусь.…..….....22
Заключение…………………………………..…………………………………...27
Список используемой литературы……………………………..…

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 55.75 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ  ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние, перспективы развития.

 

Курсовая  работа

по курсу  «Экономика организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

  Ю.В.Буглак, учащаяся 1 курса

Группы  1004

 

Преподователь

                                                                      Н.Н. Лошкарева

 

 

 

 

 

Минск 2011

Содержание

 Введение……..…………………………………………………………………....3

1. Место системы малого бизнеса  в экономике и необходимость  ее развития в современных  условиях ………………………..……………………….……….4

1.1 Роль  и значение предприятий на  национальном уровне ………………..4

1.2. Формы и виды предпринимательства  ……………………….…………..9

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………19

2. Перспективы развития малого бизнеса в Республики Беларусь.…..….....22

Заключение…………………………………..…………………………………...27

 Список используемой литературы……………………………..………………29

 

Введение. 
 
Глубокий кризис экономической системы Республики Беларусь показал неэффективность экономики, основанной на государственной собственности на средства производства с жестким централизованным планированием, административными методами управления. Совокупность названных факторов, отсутствие многообразия форм собственности не формировало действительно независимых товаропроизводителей, разъединяло производителя и собственника, порождало безответственность за результаты хозяйственной деятельности, отрицательно сказывалось на личной инициативе и , в конечном счете, на эффективность всей экономики. 
Переход к социально-ориентированной рыночной экономике и необходимость оздоровления общей социально-экономической ситуации требуют развития всех форм хозяйствования, в том числе и тех, которые выступают альтернативой государственному сектору экономики. 
Одна из них - малый бизнес – реально повышает эффективность национальной экономики, способствуют пополнению доходной части государственного бюджета и созданию новых рабочих мест. 
Основной чертой рыночной экономики является доминирование частной собственности наряду со значительным участием малых и средних предприятий в производстве товаров и услуг. Опыт высокоразвитых стран показывает, что экономический потенциал определяется не крупными концернами, а фирмами с количеством работающих до 250 человек. Малые предприятия могут эффективно занимать рыночные ниши и быстро приспосабливаться к потребностям клиентов.  
Поэтому изучение проблем развития малого бизнеса в нашей республике, а также определение его роли в рыночной экономике приобретает сегодня всё большую актуальность.

  1. Место системы малого бизнеса в экономике и необходимость ее развития в современных условиях

 

    1. Роль и значение предприятий на национальном уровне

 

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий деятельность на свой риск и под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли, которая является результатом реализации продукции (работ, услуг) и удовлетворения социальных и экономических потребностей общества.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени заключать договоры на все виды деятельности, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Если предприятия являются коммерческими, то к их числу относятся организации, ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

Согласно  определению юридического лица, признаками предприятия являются:

  • организационное единство (единая система органов и структур управления);
  • обособленное имущество от имущества его учредителей и других субъектов хозяйствования (имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • самостоятельная ответственность по всем обязательствам своим имуществом;
  • самостоятельное выступление в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Обеспечение главной цели (получение прибыли, удовлетворение социальных и экономических  потребностей потребителей), предприятия  предполагает выполнение следующих  подцелей:

  • экономических — максимизация прибыли и повышение эффективности производства на основе снижения затрат на единицу продукции, роста объема производства конкурентоспособной продукции и ее реализации путем завоевания и удержания определенного положения на рынке;
  • социальных — повышение уровня доходов работников, улучшение условий труда, открытие новых рабочих мест и содействие достижению полной занятости населения;
  • технических и технологических — улучшение качества выпускаемой продукции на основе повышения уровня технической оснащенности и внедрения новых технологий;
  • экологических — предотвращение загрязнения окружающей среды, уменьшение количества отходов производства и организация их переработки.

Основными функциями предприятия являются:

  • производство продукции (услуг, работ) и ее реализация потребителям;
  • послепродажное обслуживание товаров;
  • материально-техническое обеспечение производства на предприятии;
  • управление и организация труда персонала на предприятии;
  • обеспечение развития предприятия и рост объема производства;
  • соблюдение действующих законов, стандартов и нормативов;
  • уплата налогов и других платежей.

Процесс создания предприятия включает:

  • выбор места расположения предприятия;
  • разработку стратегии развития предприятия;
  • поиск и выбор партнеров, как правило, на основе конкурса;
  • разработку бизнес-плана и подготовку проекта технико-экономического обоснования (ТЭО) создания предприятия;
  • подготовку учредительных документов: а) устава предприятия, в котором излагаются правила экономического поведения предприятия, размер и порядок формирования уставного фонда, порядок образования имущества предприятия и условия распоряжения этим имуществом, порядок распределения прибыли, условия реорганизации и ликвидации предприятия; б) заключения экологической экспертизы;
  • государственную регистрацию.

Основными факторами  выбора места расположения предприятия являются:

  • близость его к транспортным магистралям;
  • наличие источника энергии;
  • близость к поставщикам сырья и материалов;
  • близость к заказчикам и потребителям продукции;
  • наличие рыночной инфраструктуры;
  • обеспеченность трудовыми ресурсами;
  • соотношение спроса, предложения и цены на рынках;
  • формы и методы государственного регулирования производственной деятельности (налоги, государственная поддержка, специфика охраны окружающей среды) [1, с. 38-40].

При выборе места расположения предприятий  сервисного бизнеса и сферы бытовых  услуг исследуются транспортные и пешеходные потоки, плотность населения  и его демографическая структура, уровень спроса на услуги, расстояние до остановок общественного транспорта, наличие стоянок для автомашин, возможность обустройства удобных входов, выходов, подъездов, наличие конкурентов, состояние и перспектива развития района.

Для обоснования  местоположения предприятия применяются  частные и общие модели. Частные  включают один или два фактора  местоположения. Общая модель объединяет совокупность одновременно действующих  факторов. Критерием общей модели размещения предприятия является достижение его целей.

Стратегия развития предприятия — это формирование оптимальной модели его развития на основе определения стратегических целей и способов их достижения при ограниченных ресурсах на заданную перспективу. Из многочисленных стратегий наибольшее распространение получили стратегии по уровню иерархии управления и по М. Портеру.

По уровню иерархии управления выделяют:

  1. корпоративную стратегию на уровне компании, которая основана на способах утверждения диверсифицированной компанией своих деловых принципов в различных отраслях, а также на действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания;
  2. деловую стратегию, когда предприятие концентрируется на действиях и подходах, связанных с управлением по обеспечению успешной его деятельности в одной специфической сфере бизнеса с целью завоевания сильных долгосрочных конкурентных позиций;
  3. функциональную стратегию, направленную на отдельные виды текущей деятельности предприятия (НИОКР, производство, обеспечение трудовыми и материальными ресурсами, маркетинг, финансы, социальная сфера) или на управлении функциональными ключевыми направлениями внутри отдельной сферы деятельности;
  4. операционную (линейную) стратегию, определяющую способы управления ключевыми структурно-организационными звеньями по реализации продукции, а также обеспечения выполнения стратегически важных оперативных задач по закупке материалов, управлению запасами, транспортировке, проведению рекламной компании [1, с. 41].

Классификация стратегий развития предприятий  по М. Портеру включает:

  • стратегию лидерства по издержкам;
  • стратегию широкой дифференциации по производству товаров, отличающихся от товаров-конкурентов;
  • стратегию оптимальных издержек (сочетание низких издержек с широкой дифференциацией товаров);
  • сфокусированную стратегию или стратегию рыночной ниши (низкие издержки и узкий сегмент покупателей);
  • сфокусированную стратегию, основанную на дифференциации продукции, наиболее полно отвечающей вкусам и требованиям покупателей.

Любая стратегия  развития предприятия включает определение:

  • целей развития предприятия;
  • сферы деятельности;
  • основных ориентиров и направлений социально-экономического развития;
  • основных направлений технической, инновационно-инвестиционной политики;
  • системы обеспечения поставок сырья;
  • системы реализации продукции.

Доминирующей  признается стратегия, при которой стратегическое поведение предприятия обеспечивает ему максимизацию прибыли или минимизацию убытков.

Поиск и  выбор партнеров предполагает составление протокола о намерениях партнеров по созданию предприятия. Этот протокол, как правило, включает следующие реквизиты:

  • размер и структуру уставного фонда;
  • объем продаж, в том числе экспорт;
  • предварительную оценку стоимости предприятия;
  • соотношение собственных и заемных средств;
  • размеры и сроки возврата кредита;
  • общие требования к технике, технологиям, организации производства, труда и управления;
  • количество и качество необходимого персонала;
  • организацию продаж и сервисного обслуживания.

Итак, предприятие — самостоятельный субъект хозяйствования с правом юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, оказывает услуги. Как вытекает из определения, предприятие обладает самостоятельностью, правами юридического лица, владения собственностью. Государство не вмешивается в хозяйственную и иную деятельность, гарантирует соблюдение прав вне зависимости от формы собственности. В стране деятельность предприятия регламентируется законом Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. "О предприятиях в Республике Беларусь", Гражданским инвестиционным кодексом Республики Беларусь, последующими Декретами и Указами Президента Республики Беларусь.

 

 

    1. Формы и виды предпринимательства

 

Устойчивый экономический  рост непосредственно зависит от эффективности использования основных факторов производства - земли, труда, капитала, - а также одного из ключевых факторов экономики - предпринимательской способности. Незадействование предпринимательской функции ведет к тому, что научно-технические достижения не внедряются, капиталы используются неэффективно, земля и труд остаются невостребованными или используются нерационально. Раскрытие предпринимательского потенциала определяет наполнение доходной части государственного бюджета и, в конечном счете, влияет на уровень жизни в стране.

Информация о работе Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние, перспективы развития.