Размер
субсидий безработным в малых
и средних городах для организации
собственного дела планируется увеличить
с 10 до 15 бюджетов прожиточного минимума.
В малых
и средних городах бизнес-туризм,
образовательные программы, спорт,
охота и рыболовство, экоагротуризм,
отдых и лечение в здравницах
- основа для дальнейшего развития
туристического сектора в Беларуси.
Вслед за
развитием производственной сферы
в малых и средних городах
активно подтягивать социальную
сферу: от строительства жилья до
налаживания культурной жизни в
регионах.
Для быстрого
развития регионов, малых и средних
городских поселений облисполкомам
переданы некоторые полномочия, связанные
с согласованием вопросов продажи
в частные руки объектов недвижимости
и отвода земельных участков. Это
позволит значительно ускорить данные
процедуры [10, c. 52].
По результатам
исследований были выявлены основные
отличительные особенности средних
городов Беларуси:
демографическое
развитие и социальная сфера:
- преобладающей группой причин, ответственных за отклонения от правила «ранг – размер» (правило Ципфа), являются социально-экономические (75% всех средних городов); демографической группой причин отклонения обусловлены лишь в 25% случаев;
- в ближайшей перспективе Поставы изменят свой статус и перейдут в разряд малых городов;
- в среднесрочной перспективе ожидается устранение отклонений от правила «ранг – размер» касательно городов Жлобин и Жодино;
- в долгосрочной перспективе отклонения от правила Ципфа для остальных средних городов будут усугубляться в сторону снижения численности населения [3, c. 304-305];
производственный
потенциал и хозяйственные кластеры:
- почти каждый из средних городов Республики Беларусь имеет в наличии хотя бы по одному предприятию машиностроения и/или металлообработки, пищевой или лёгкой промышленности;
- наиболее экспортоориентированными являются Жлобин, Жодино, Полоцк и Лида;
- в составе хозяйственных кластеров средних городов Беларуси преобладают базовые отрасли;
- доля новейших по информационным технологиям отраслевых секторов промышленности средних городов Беларуси в их хозяйственных кластерах мизерна;
- зачастую в состав хозяйственных кластеров входят лишь базовые отрасли и/или отрасли конечного потребления;
- отраслевые сектора конечного потребления и сферы услуг представлены в основном только секторами конечного потребления [9, c. 52-53].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, на современном этапе
повышение роли предприятий малого
бизнеса в экономике всех стран
- не случайность, а необходимая закономерность,
вызванная самим ходом истории,
и потребностями, которые возникали
в процессе развития производительных
сил и технологий.
Понимание экономического процесса и
места в нем предпринимательства
имеет долгую и неоднозначную
историю. Однако история предпринимательства
в Республике Беларусь насчитывает
немногим более 10 лет. За этот период произошли
значительные изменения в количественном
и качественном составе предпринимательских
структур, в макроэкономической и
правовой среде, государственной политике
в области малого бизнеса.
В этой связи действующее законодательство
в Республике Беларусь должно быть
уточнено с точки зрения специфики
малого бизнеса, отличительных признаков
небольших экономических организаций
как способа производства. Хотя они
и не являются какой-то особой формой
хозяйства, но активно влияют на становление
всех хозяйственных форм как прямо,
так и косвенно.
Выявлен ряд негативных тенденций,
влияющих на формирование малого бизнеса:
- преимущественная ориентация
предпринимательских структур на
деятельность в сфере торговли
и общественного питания - примерно
50% от общего количества предприятий;
- недолговечность большинства
предпринимательских структур, обусловленная
нестабильностью общей экономической
ситуации, отсутствием стимулов
к долгосрочным инвестициям;
- вытеснение большинства негосударственных
предприятий на периферию научно-технического
прогресса, их неспособность переломить
негативные последствия за счёт
прорыва на экспортные рынки;
- отсутствие оперативного контроля
показателей деятельности субъектов
малого предпринимательства.
В целом малое предпринимательство
в Республике Беларусь, получившее
развитие в начале 90-х годов за
прошедшее десятилетие превратилось
в самостоятельный и весьма влиятельный
элемент рыночной экономики.
Список использованных
источников
- Головачев,А.С. Экономика предприятия : учебное пособие для студентов учрежд., обеспеч. получение высш. образования по экон. спец. В 2 ч. Ч. 1 / А. С. Головачев. - Минск: Вышэйшая школа, 2008.
- 447 с.
- Лапуста, М.Г. Предпринимательство: учебник по управленческим дисциплинам / М. Г. Лапуста. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 607 с.
- Средние города Беларуси и правило Ципфа: отклонения, причины, последствия, перспективы//Актуальные вопросы социально-экономического развития России в ХХІ веке: Аспиранты и студенты в научном поиске: II Межрегиональная научно-практическая конференция. – Смоленск: Универсум, 2007. – С. 303 – 307.
- Чеберко, Е.Ф. Теоретические основы предпринимательской деятельности. Макроэкономический аспект: курс лекций / Е. Ф. Чеберко. - Санкт-Петербург: СПбГУП,
2009. - 296 с.
- Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. – Москва: Инфра-М, 2009. – 479 с.
- Яковлев, Г.А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец.
"Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"/ Г. А. Яковлев. - Москва: ИНФРА-М, 2010. – 311 с.
- Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 1997. 266с.
- Жабко, П. Большие возможности малого бизнеса / П. Жабко // Экономика Беларуси. - 2009. - N 4 (21). - С. 56-60.
- Сечко, Н. Н. Роль малых и средних предприятий в формировании национальной инновационной системы / Н. Н. Сечко // Социологические исследования. - 2008. - N 9. - С. 52-58.
- Тур, А. Н. Развитие малых и средних городов - важнейший фактор экономического роста / А. Н. Тур // Белорусский экономический журнал. - 2007. - N 2. - С. 48-55.