Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние, перспективы развития.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Глубокий кризис экономической системы Республики Беларусь показал неэффективность экономики, основанной на государственной собственности на средства производства с жестким централизованным планированием, административными методами управления. Совокупность названных факторов, отсутствие многообразия форм собственности не формировало действительно независимых товаропроизводителей, разъединяло производителя и собственника, порождало безответственность за результаты хозяйственной деятельности, отрицательно сказывалось на личной инициативе и , в конечном счете, на эффективность всей экономики.

Содержание работы

Введение……..…………………………………………………………………....3
1. Место системы малого бизнеса в экономике и необходимость ее развития в современных условиях ………………………..……………………….……….4
1.1 Роль и значение предприятий на национальном уровне ………………..4
1.2. Формы и виды предпринимательства ……………………….…………..9
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………19
2. Перспективы развития малого бизнеса в Республики Беларусь.…..….....22
Заключение…………………………………..…………………………………...27
Список используемой литературы……………………………..…

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 55.75 Кб (Скачать файл)

Коммерческо-торговое предпринимательство  охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом  относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товара на товар. Хотя основу коммерческо-торгового  предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются  задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в  производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах [2, с. 18].

В финансово-кредитном предпринимательстве предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта и национальные деньги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации.

При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором страхования гарантируют страхователям возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия, потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения прибыли. Страховое предпринимательство — один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) на получение ими определенной компенсации при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Посредническая предпринимательская  деятельность — это вид предпринимательской деятельности, при котором субъекты экономической деятельности непосредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник — это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей.

В качестве посреднических предпринимательских  организаций на рынке выступают  оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере — коммерческие банки  и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник всегда должен учитывать степень риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие виды предпринимательства, как консалтинг, образовательная  деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.

 

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, мобильность  технологических изменений, внедрение  изобретений, быстрый рост сферы  услуг и занятости, острая ценовая  и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель  получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства  получать большие средства в форме  налоговых поступлений - все это  и составляет вклад малых предприятий  в экономику страны.

Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства  во многих странах мира. Правительство  республики рассматривает мелкий и  средний бизнес как питательную  среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы  предпринимательства состоит в  следующем:

    • Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
    • Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
    • При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
    • Независимость действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.
    • Шансы на быстрый материальный успех.
    • Возможность совмещения нескольких профессий.
    • Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. [5: с. 6, 75]

Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:

    • неравномерность развития малых предприятий по регионам республики;
    • неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;
    • увеличение доли убыточных предприятий;
    • затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;
    • наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;
    • нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
    • сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
    • отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе  в первую очередь оказываются  предприятия, функционирующие в  сфере производства товаров и  бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и  др., стоимость которых постоянно  растет. Налоговый пресс давит  на производственные предприятия в  сфере малого бизнеса. Сложившиеся  экономические условия подрывают  стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский  настрой.

Для успешного  развития малого бизнеса экономика  республики должна эволюционировать в  направлениях либерализации, правового  обеспечения, совершенствования налоговой  системы, приватизации, ориентации предпринимательской  деятельности на потребителей. [7: с. 76]

 

 

2. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

У каждой системы есть свой остов, каркас, на котором она держится и посредством  которого передаёт импульсы от главных  элементов ко второстепенным, от центра к периферии. Есть и звенья каркаса, скрепляющие его и обеспечивающие передачу информации и импульсов  от главных центров на окраины. Но если по какой-либо причине с подобными  «передатчиками» случаются проблемы, то вся система выводится из равновесия, и её энтропия возрастает. А последнее, никак не способствует устойчивому  функционированию и развитию системы.

То же самое можно сказать и о  сети расселения страны, о сети её городских  поселений. Главные элементы, они  же центры инноваций – большие  и крупные города; окраины –  малые города, они же – хранители  культуры и традиций народа. Согласно теории инноваций Турстена Хёгерстранда, должны существовать и проводники инноваций  и вообще всего нового. Эту роль и выполняют средние города. И уже от их состояния во многом зависит пространственная социально-экономическая дифференциация в стране.

Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе  малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике  дополнительной стабильности [8, c. 57].

В текущем  пятилетии Правительство делает большую ставку на вклад малого и  среднего предпринимательства в  развитие экономики страны. К концу 2011 года его долю в объеме валовой выручки планируется увеличить до 30%, численность занятых в данной сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения страны.

Правительством Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий  по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства  на период до 2011 года, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства, создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение ускоренного развития малого предпринимательства в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках и другие [10, c. 49-50].


Кроме того, планируется расширение участия  предпринимательского сектора в  реализации народнохозяйственных программ, направленных на развитие регионов и  отраслей.

Главной целью Государственной комплексной программы развития регионов, средних и малых городов и поселков на 2007–2011 гг. является обеспечение роста благосостояния населения на основе рационального распределения производительных сил, повышения уровня развития, эффективности и конкурентоспособности экономики регионов.

Стратегическая  задача программы: превратить малые  и средние города в наиболее благоприятные  и безопасные для человека места  работы и проживания.

Государственная комплексная программа предусматривает  всестороннее развитие 183 городских  поселений с численностью населения  до 50 тыс. человек. В них проживает  почти четверть городского населения  страны. Факторы, влияющих на развитие регионов:

  • стимулирование предпринимательской инициативы в малых городах
  • льготное налогообложение по упрощенной системе
  • продажа неиспользуемых и неэффективно используемых объектов государственной собственности на аукционах с начальной ценой, равной одной базовой величине
  • передача таких объектов в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты.

Проблемы  малых и средних городов можно  свести к следующим:

  • недостаточный уровень развития экономической и социальной инфраструктуры убыточность предприятий
  • сложная демографическая ситуация
  • дефицит рабочих мест
  • низкая техническая оснащенность [10, c. 51].

В малых  и средних городах Беларуси определено 346 проблемных предприятий и организаций. Для этих субъектов хозяйствования в целях привлечения инвестиционных ресурсов установлен специальный режим  налогообложения: они уплачивают налог  на прибыль в размере 50% от ставки, установленной законодательством, освобождаются от уплаты ряда оборотных  налогов. Остающиеся в их распоряжении средства направляются на техперевооружение  и модернизацию действующих производств.

Выполнение  программы развития малых и средних  городов в 2007-2011 годах позволит:

  • создать свыше 100 тыс. рабочих мест
  • увеличить зарплату почти в два раза
  • уровень безработицы в этих населенных пунктах снизится до 1% к экономически активному населению
  • численность занятых в экономике увеличится более чем на 7% и достигнет к 2012 году свыше 860 тыс. человек
  • при создании новых производств учитывать наличие сырья (сельскохозяйственного и лесного)
  • выпускаемая продукция должна соответствовать мировым стандартам.

Информация о работе Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние, перспективы развития.