Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние, перспективы развития.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Глубокий кризис экономической системы Республики Беларусь показал неэффективность экономики, основанной на государственной собственности на средства производства с жестким централизованным планированием, административными методами управления. Совокупность названных факторов, отсутствие многообразия форм собственности не формировало действительно независимых товаропроизводителей, разъединяло производителя и собственника, порождало безответственность за результаты хозяйственной деятельности, отрицательно сказывалось на личной инициативе и , в конечном счете, на эффективность всей экономики.

Содержание работы

Введение……..…………………………………………………………………....3
1. Место системы малого бизнеса в экономике и необходимость ее развития в современных условиях ………………………..……………………….……….4
1.1 Роль и значение предприятий на национальном уровне ………………..4
1.2. Формы и виды предпринимательства ……………………….…………..9
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………19
2. Перспективы развития малого бизнеса в Республики Беларусь.…..….....22
Заключение…………………………………..…………………………………...27
Список используемой литературы……………………………..…

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 55.75 Кб (Скачать файл)

В экономике предпринимательство является особым видом деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования каких-либо предприятий с целью получения прибыли (дохода). В таком понимании предпринимательство зародилось еще в условиях феодализма. Первоначально предпринимателями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур и др.). История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более ранними формами купеческого и банковского капитала, с различного рода промыслами и кустарным производством. В период промышленной революции конца XVIII — начала XIX вв. предпринимателями назывались преимущественно фабриканты, то есть лица, вкладывавшие средства в создание и организацию работы фабрик —крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению продуктов машинным способом.

Предпринимательство — это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Предпринимательству присущи  ориентация на получение прибыли, комбинированность  факторов деятельности, самостоятельность, подверженная риску. Основная функция  предпринимательства состоит в  том, чтобы «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и  получать за это материальное и моральное  вознаграждение.

Предпринимательство как  явление отражает:

-всю совокупность отношений  (экономических, социальных, организационных,  личностных и других), связанных  с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемого результата;

- всю систему отношений,  которые объективно возникают  у предпринимателей друг с  другом, с потребителями, поставщиками, банками и другими субъектами  рынка, с наемными работниками  и государством;

- товарный характер  отношений предпринимателей с  другими хозяйствующими субъектами  на основе действия экономических  законов рыночной экономики (спроса  и предложения, конкуренции, стоимости,  денежного обращения и др.) и  всех инструментов товарного  производства и обращения.

Следовательно, предпринимательство  как процесс представляет собой  целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов  рынка и получение определенной прибыли, ибо в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута. Предпринимательство как процесс, включает в себя поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращение идеи в конкретный результат. Этот процесс является непрерывным и постоянно возобновляется, поскольку все время изменяются потребности, которые и удовлетворяются предпринимателями.

Реализация идеи предпринимателя  охватывает следующие понятия:

  • изготовление нового, то есть неизвестного потребителю блага;
  • внедрение нового, то есть в данной отрасли еще практически неизвестного метода (способа) производства;
  • освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль страны еще не была представлена;
  • получение нового источника сырья;
  • осуществление соответствующей реализации (например, обеспечение монопольного положения своего предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия в условиях конкурентной рыночной среды)[4, с. 6-7].

В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.

Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических законов  рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что  является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним  из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального  дохода. Этот фактор также выступает  как проявление общеэкономической  функции в системе хозяйственных  отношений.

Ресурсная функция является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Предприниматель может добиться наивысших  успехов, если он сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфере деятельности, в которой  он создает собственное дело, и  все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом (прибылью) зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей  деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а, с другой, может безжалостно относиться к ним.

Творческо-поисковая (инновационная) функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений [5, c. 17-18].

Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

Чем эффективнее будут функционировать  предпринимательские предприятия, тем больше будет размер поступлений  их средств в бюджеты различных  уровней и в государственные  внебюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения  наемных работников.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности предприятия и т. д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве.

Таким образом, сущность предпринимательства  наиболее комплексно проявляется в  сочетании всех названных функций, которые объективно присущи цивилизованному  предпринимательству, но во многом зависят  от самих субъектов предпринимательской  деятельности и государственной поддержки.

Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам. В теории и практике сложилась  классификация указанного вида деятельности по:

  • формам собственности;
  • признакам законности;
  • охвату территории;
  • численности и составу персонала;
  • уровню прибыльности;
  • использованию нововведений;
  • количеству участников;
  • формам ответственности и др. [6, c. 17]

По формам собственности в рыночной экономике предпринимательство подразделяется на частное и государственное. Частная собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и коллективной (партнерской).

Каждый из этих видов — государственное  и частное предпринимательство  — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают. И в том, и  в другом случае осуществление предпринимательской  деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство и теневое [2, с. 15].

Незаконным предпринимательством является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно) или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее ущерб гражданам, организациям или государству. За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.

В зависимости от распространения деятельности по территории предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.

В зависимости от учредителей (участников) собственного дела предпринимательство разделяется на женское и молодежное. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся их поддержкой.

По уровню прибыльности (темпам развития, доходности) предпринимательские организации бывают быстро и медленно растущими; высокоприбыльными и низкорентабельными; осуществляющими низкорисковые и очень рисковые операции. При этом нельзя поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку на конечные результаты деятельности предприятия одновременно воздействует огромное количество факторов.

По использованию в процессе деятельности инноваций (нововведений, трудовых технологий) для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения предпринимательская деятельность подразделяется на творческо-поисковую и продуктивную.

В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское). Если в создании предпринимательского предприятия принимают участие иностранные учредители (участники), то предпринимательство является совместным. Выделяют также предприятия с иностранными инвестициями [2, с. 16].

По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной, солидарной и субсидиарной ответственностью.

В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов  функционирования и управления предпринимательские  организации бывают простыми и сложными.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения  конкретных результатов выделяют следующие  виды предпринимательства:

  • производственное;
  • коммерческо-торговое;
  • финансово-кредитное;
  • страховое;
  • посредническое .

Производственное предпринимательство — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работы и оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в материальной сфере, соответственно, выделяется предпринимательство по подотраслям (например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т. д.). В широком смысле производственное предпринимательство — это создание любого полезного продукта, необходимого потребителям и обладающего способностью быть созданным.

С народнохозяйственной точки зрения производственное предпринимательство  является самым важным и определяющим видом предпринимательства, так  как именно в производственных организациях (компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров  массового потребления. Все виды товаров, работ и услуг для  конкретных потребителей (населения, предприятий, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства [2, с. 16-17].

Коммерческо-торговое предпринимательство  – предприниматель выступает  в роли продавца, доводя готовые  товары до конкретных потребителей. Этот вид предпринимательства включает поиск и закупку товаров, обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товаров, продажное и послепродажное обслуживание покупателя (доставка на дом, установка, устранение дефектов). Сюда же входит и документальное оформление торговых сделок.

Информация о работе Предпринимательство и малый бизнес в Республике Беларусь: современное состояние, перспективы развития.