Предпринимательство в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику предпринимательской деятельности в сфере культуры и на практическом уровне разработать рекомендации по развитию предпринимательской деятельности для конкретного учреждения культуры.
Из цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы предпринимательской деятельности, в том числе определить сущность и принципы предпринимательства, охарактеризовать основы госрегулирования предпринимательской деятельности в РФ, выявить специфику правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере культуры;
- дать оценку предпринимательской деятельности на примере ………. централизованная клубная система" г……………, в том числе охарактеризовать базу исследования и ее основные показатели, проанализировать ситуацию на рынке культурных благ в г….., разработать мероприятия по повышению эффективности работы МКУК «МЦКС».

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в культуре.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем.

Главное что  отличает предпринимательскую деятельность от других некоммерческих структур, –  это прибыль, получаемая как разница между доходами и затратами предпринимателя. Предприниматель не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника.

В наше время  существует множество предпринимательских  структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство – это форма  осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно  реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников [12].

Частное предпринимательство  – форма осуществления экономической  активности от имени предприятия или предпринимателя. Государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности [12].

Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую  деятельность (последняя включает в  себя действия посредника, агента, оптовое  купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство [13]. Виды предпринимательства, их формы, функции представлены в таблице 1.

Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности.

 

Таблица 1

Виды предпринимательства

Виды предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

Промышленное

Производство  промышленных товаров, работ, оказание услуг

Производственно –коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании

Торговое

Купля-продажа  товаров и услуг

Торгово-коммерческие организации, товарные биржи

Банковское

Купля-продажа  валюты, ценных бумаг, кредит, работа с  вкладами

Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые  компании

Аграрное

Производство  сельскохозяйственной продукции и ее сбыт

Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства

Консультативное (консалтинг)

Консультативные услуги

Консультативные Организации, фирмы, компании

Силовое

Защитные функции

Вневедомственные  охранные фирмы и т.п.


 

Кроме того, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Итак, мы рассмотрели  сущность предпринимательства, его  основные виды и формы. Теперь перейдем к законодательству, регулирующему предпринимательство в России. 

 

1.2 Основы государственного  регулирования предпринимательской  деятельности в Российской Федерации

предпринимательство культура правовое муниципальный

Одной из наиболее важных проблем в сфере предпринимательства является отсутствие эффективного законодательства.

Вопрос о  правовых основах государственного регулирования предпринимательства  не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления  такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства.

Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности – всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы  правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа – требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке [17].

Принцип законности – основа функционирования как государства  в целом, так и предпринимательской  деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм [17].

Содержание  мер государственного регулирования  подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности [17].

Следующий принцип  государственного регулирования предпринимательства  – взаимная ответственность государства  и хозяйствующих субъектов. При  этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности (55, с.39).

Сегодня положения Конституции  РФ обеспечивают гарантии предпринимательской  деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.

Конституция решает главную  экономико-правовую проблему – проблему собственности. Термин «собственность»  и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие  Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью [4].

Для развития конкуренции, как  одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ «О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы [4]:

- наряду с ограничениями  монополистической деятельности  предпринимателей - хозяйствующих субъектов  предусматриваются меры к пресечению  государственного монополизма – монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления;

- наряду с запрещением  совершения монополистических действий  и введением ответственности  за это предусматриваются различные  меры по поддержке развития  мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала  проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих  субъектов. Значение института несостоятельности  заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования. Соответствующий механизм дает также возможность предприятиям и предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности, а также определяет порядок равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами.

Первые шаги в этом направлении  были сделаны принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990), а затем Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (1993). Практика использования последнего закона выявила его слабые стороны: он морально устарел с принятием нового Гражданского кодекса, который ввел во многом новый понятийный аппарат; ряд базовых положений закона оказались трудно применимыми на практике.

В то же время продолжают оставаться неурегулированными отношения, касающиеся несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов в отдельных и весьма важных сферах экономики, в частности казенных предприятий. Существенно отличается от общепринятого механизм банкротства кредитных организаций.

Хозяйственным законодательством  Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской  деятельности. Одна из них – запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий [2].

В условиях рыночных отношений  органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции [2].

Предприниматели все более  ощущают необходимость четких и  легитимных хозяйственных связей с  ними. Однако установленный порядок  взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления. Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются.

Принятие властными органами нормативных актов с превышением  своей компетенции приводит к  нарушению прав и законных интересов  предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования  как самой предпринимательской  деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления.

Информация о работе Предпринимательство в культуре