Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику предпринимательской деятельности в сфере культуры и на практическом уровне разработать рекомендации по развитию предпринимательской деятельности для конкретного учреждения культуры.
Из цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы предпринимательской деятельности, в том числе определить сущность и принципы предпринимательства, охарактеризовать основы госрегулирования предпринимательской деятельности в РФ, выявить специфику правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере культуры;
- дать оценку предпринимательской деятельности на примере ………. централизованная клубная система" г……………, в том числе охарактеризовать базу исследования и ее основные показатели, проанализировать ситуацию на рынке культурных благ в г….., разработать мероприятия по повышению эффективности работы МКУК «МЦКС».
Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем.
Главное что
отличает предпринимательскую
В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Государственное
предпринимательство – это
Частное предпринимательство
– форма осуществления
Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство [13]. Виды предпринимательства, их формы, функции представлены в таблице 1.
Предпринимательская
деятельность в современной России
осуществляется в следующих организационно-
Таблица 1
Виды предпринимательства
Виды предпринимательства |
Основные функции |
Организационные формы |
Промышленное |
Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг |
Производственно –коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании |
Торговое |
Купля-продажа товаров и услуг |
Торгово-коммерческие организации, товарные биржи |
Банковское |
Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами |
Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании |
Аграрное |
Производство сельскохозяйственной продукции и ее сбыт |
Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства |
Консультативное (консалтинг) |
Консультативные услуги |
Консультативные Организации, фирмы, компании |
Силовое |
Защитные функции |
Вневедомственные охранные фирмы и т.п. |
Кроме того, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.
Итак, мы рассмотрели сущность предпринимательства, его основные виды и формы. Теперь перейдем к законодательству, регулирующему предпринимательство в России.
1.2 Основы государственного
регулирования
предпринимательство культура правовое муниципальный
Одной из наиболее
важных проблем в сфере предпринимател
Вопрос о
правовых основах государственного
регулирования
Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.
Принцип законности – всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа – требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке [17].
Принцип законности – основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.
Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм [17].
Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности [17].
Следующий принцип
государственного регулирования
Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.
Конституция решает главную экономико-правовую проблему – проблему собственности. Термин «собственность» и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.
Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью [4].
Для развития конкуренции, как
одного из главных направлений
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы [4]:
- наряду с ограничениями
монополистической
- наряду с запрещением
совершения монополистических
С началом проведения реформ
неотложной практической задачей стала
проблема создания нормативно-правовой
базы несостоятельности
Первые шаги в этом направлении были сделаны принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990), а затем Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (1993). Практика использования последнего закона выявила его слабые стороны: он морально устарел с принятием нового Гражданского кодекса, который ввел во многом новый понятийный аппарат; ряд базовых положений закона оказались трудно применимыми на практике.
В то же время продолжают оставаться неурегулированными отношения, касающиеся несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов в отдельных и весьма важных сферах экономики, в частности казенных предприятий. Существенно отличается от общепринятого механизм банкротства кредитных организаций.
Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них – запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий [2].
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции [2].
Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления. Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются.
Принятие властными органами
нормативных актов с