Предпринимательство в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику предпринимательской деятельности в сфере культуры и на практическом уровне разработать рекомендации по развитию предпринимательской деятельности для конкретного учреждения культуры.
Из цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы предпринимательской деятельности, в том числе определить сущность и принципы предпринимательства, охарактеризовать основы госрегулирования предпринимательской деятельности в РФ, выявить специфику правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере культуры;
- дать оценку предпринимательской деятельности на примере ………. централизованная клубная система" г……………, в том числе охарактеризовать базу исследования и ее основные показатели, проанализировать ситуацию на рынке культурных благ в г….., разработать мероприятия по повышению эффективности работы МКУК «МЦКС».

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в культуре.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Законодательством, в том  числе и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство  в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные  последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа [15].

 

1.3 Правовое обеспечение  предпринимательской деятельности  в сфере культуры

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития любого предпринимательства, прежде всего, относится Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ [17].

Предпринимательская деятельность в сфере культуры оговорена в  статье № 47 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» (с изменениями  на 23 июля 2008 года) - Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации [18].

К предпринимательской  относится деятельность государственной  или муниципальной организации  культуры [12]:

- по реализации  и сдаче в аренду основных  фондов и имущества организации  культуры для целей, не связанных  с культурной деятельностью;

- по торговле  покупными товарами, оборудованием;

- по оказанию  посреднических услуг;

- по долевому  участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

- по приобретению  акций, облигаций, иных ценных  бумаг и получению доходов  (дивидендов, процентов) по ним;

- по осуществлению  приносящих доход не предусмотренных  уставом операций, работ, услуг.

Деятельность  некоммерческих организаций культуры по реализации, предусмотренной уставом  производимой продукции, работ и  услуг относится к предпринимательской  лишь в той части, в которой  получаемый от этой деятельности доход  не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Платные формы  культурной деятельности культурно  – просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и  исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

В своей предпринимательской  деятельности организация культуры приравнивается к предприятию и  подпадает под действие законодательства Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Учредитель  или орган, зарегистрировавший организацию  культуры, вправе приостановить ее предпринимательскую деятельность, если она наносит ущерб уставной деятельности, до решения суда по этому вопросу.

Помимо кодифицированных актов издано значительное число  иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность [18]:

1) федеральные  законы, устанавливающие государственные  требования к организации и  осуществлению предпринимательской  деятельности:

- ФЗ от 8 августа  2001 года N 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»;

- ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- ФЗ «О внесении  изменений в федеральный закон  о лицензировании отдельных видов  деятельности» – вводит изменения  в лицензионное законодательство, устанавливает замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это поможет малому бизнесу: не надо будет приносить большие пачки документов, для того чтобы продлить лицензии.

- ФЗ от 27 декабря  2002 года N 184-ФЗ «О техническом  регулировании»;

- ФЗ от 8 августа  2001 года N 134-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)»;

2) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:

- ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Закон РФ  от 20 февраля 1992 года N 2383-1 «О товарных  биржах и биржевой торговле»;

- ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

3) федеральные  законы, устанавливающие правовое  положение хозяйствующих субъектов:

- ФЗ от 26 декабря  1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных  обществах»;

- ФЗ от 8 февраля  1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с  ограниченной ответственностью»;

- ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

- ФЗ «Об особенностях  отчуждения недвижимого имущества,  находящегося в государственной  собственности субъектов Российской  Федерации или в муниципальной  собственности, и арендуемого  субъектами малого и среднего предпринимательства» - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.

4) федеральные  законы, регулирующие отдельные  виды предпринимательской деятельности:

- ФЗ от 29 октября  1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

- ФЗ от 8 августа  2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности»;

- ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных  фондах»;

- ФЗ от 13 марта  2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» и  т.д.

К числу федеральных  подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:

1) Указы Президента  РФ (например, Указ Президента РФ  от 9 марта 2004 года N 314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти»);

2) Постановления  Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»), в нашем случае необходимо остановиться на Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)»;

3) Нормативные  акты федеральных органов исполнительной  власти (министерств, ФАС РФ и  др.).

Важное место  в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые  органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.

Развитию предпринимательства  в России способствуют определенные изменения прав и возможностей граждан  в сфере культуры. Федеральный  закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» ввел норму, согласно которой «граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству в области культурной деятельности». Закон обязывает также органы государственной власти и управления «содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, иных культурных объединений», учредителями которых могут быть юридические, а также физические лица. Таким образом, российское законодательство предоставляет возможность развития предпринимательства в сфере культуры и искусства.

Однако существование  особых условий производства и потребления  результатов деятельности организаций  и учреждений культуры приводит к  ограничению, модификации и специфике  развития предпринимательства в  этом секторе экономики. К ним  относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью ряда культурных благ и услуг и необходимостью государства обеспечить стандарты культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивый, неравномерный, а порой низкий потребительский спрос населения на культурные блага и услуги.

Другим важным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства, являются особенности производства культурных благ и услуг, проявляющиеся  в длительных циклах подготовительного  и производственного периодов и периода реализации продукции, что требует вложения больших финансовых затрат на значительный срок, связанный, например, с подготовкой исполнителей в шоу-бизнесе, текстов оригинальных литературных материалов (идей, сценариев), музыкальных произведений и т.д., а также растягивается на долгое время и возврат средств.

Наиболее привлекательными являются аудиовизуальная сфера  культуры (телевидение, видео, Интернет, кинопроизводство и кинопрокат), производство материально-технических средств  для нее, производство работ и оказание услуг (маркетинговых, продюсерских, консалтинговых и т.п.). Привлекательными также могут оказаться дизайнерская, издательская деятельность, печатные средства массовой информации, народные промыслы, реклама, цирки, театры, эстрадная деятельность, печатные средства массовой информации, народные промыслы, реклама, цирки, театры, эстрадная деятельность (в особенности шоу-бизнес), а также музеи, выставочные залы, галереи и т.д.

Предпринимательская деятельность на современном этапе  развития рыночных отношений является одним из основных источников финансирования сферы культуры. Рыночные отношения, влияющие на изменение психологии общества и внедряющие новые типы социальных и нравственных ценностей, привели к весьма успешным с коммерческой точки зрения явлениям, таких как шоу-бизнес, бизнес в сфере изобразительного искусства и антиквариата, антрепризные театры и т.д., удовлетворяющих спрос определенных слоев современного российского общества.

Вхождение России в современное общемировое культурное пространство привело к повышению требований со стороны общества к результатам деятельности учреждений культуры. Международный уровень культурного продукта требует несоизмеримо больших, нежели прежде, финансовых и организационных усилий, новых материалов и технологий. Достичь современного уровня культурного продукта без предпринимательской деятельности, как особой формы экономической активности, основанной на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих доход и осознание своей значимости в современных условиях не представляется возможным.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через  рынок и конкуренцию, связи между  хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Важнейшим признаком  предпринимательства является самостоятельность  и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные.

Большинство практиков  и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство в сфере  культуры имеет своей конечной целью  не столько прибыль, сколько непрерывность  воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих культурных потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи  предпринимательство более правильно  определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги социально-культурной сферы, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства. Акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство в сфере культуры – это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, анти бюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления культурного продукта. Тогда как бизнес – это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Сегодня наша задача состоит в том, чтобы сориентировать будущий персонал учреждений СКС, на готовность работы в условиях жесткого ограничения в финансировании, с одной стороны, и создания максимально комфортных условий для активности и инициативы людей – посетителей этих учреждений, – с другой. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Генеральной целью социально-культурной сферы (ее институтов) является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности. Необходимым условием формирования культурно-художественного потенциала является экономический и предпринимательский потенциал. Вопросы создания правовых, программно-целевых, организационно-структурных, финансовых условий для реализации генеральной цели всех институтов социально-культурной сферы и являются предметом учебной программы курса.

Информация о работе Предпринимательство в культуре