Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть на теоретическом уровне сущность и специфику предпринимательской деятельности в сфере культуры и на практическом уровне разработать рекомендации по развитию предпринимательской деятельности для конкретного учреждения культуры.
Из цели вытекают следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы предпринимательской деятельности, в том числе определить сущность и принципы предпринимательства, охарактеризовать основы госрегулирования предпринимательской деятельности в РФ, выявить специфику правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере культуры;
- дать оценку предпринимательской деятельности на примере ………. централизованная клубная система" г……………, в том числе охарактеризовать базу исследования и ее основные показатели, проанализировать ситуацию на рынке культурных благ в г….., разработать мероприятия по повышению эффективности работы МКУК «МЦКС».
Законодательством, в том
числе и новым ГК РФ, не только
установлены запреты на вмешательство
в хозяйственную деятельность предприятий,
но и предусмотрены
1.3 Правовое обеспечение
предпринимательской
К числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития любого предпринимательства, прежде всего, относится Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ [17].
Предпринимательская деятельность в сфере культуры оговорена в статье № 47 ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре» (с изменениями на 23 июля 2008 года) - Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации [18].
К предпринимательской относится деятельность государственной или муниципальной организации культуры [12]:
- по реализации
и сдаче в аренду основных
фондов и имущества
- по торговле покупными товарами, оборудованием;
- по оказанию посреднических услуг;
- по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);
- по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
- по осуществлению
приносящих доход не
Деятельность
некоммерческих организаций культуры
по реализации, предусмотренной уставом
производимой продукции, работ и
услуг относится к
Платные формы культурной деятельности культурно – просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.
В своей предпринимательской деятельности организация культуры приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Учредитель
или орган, зарегистрировавший организацию
культуры, вправе приостановить ее
предпринимательскую
Помимо кодифицированных
актов издано значительное число
иных федеральных законов, регулирующих
предпринимательскую
1) федеральные
законы, устанавливающие
- ФЗ от 8 августа
2001 года N 129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц
и индивидуальных
- ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- ФЗ «О внесении
изменений в федеральный закон
о лицензировании отдельных
- ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- ФЗ от 8 августа
2001 года N 134-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и
2) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:
- ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
- ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
3) федеральные
законы, устанавливающие правовое
положение хозяйствующих
- ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- ФЗ от 8 февраля
1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с
ограниченной ответственностью»
- ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
- ФЗ «Об особенностях
отчуждения недвижимого
4) федеральные
законы, регулирующие отдельные
виды предпринимательской
- ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
- ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
- ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» и т.д.
К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:
1) Указы Президента
РФ (например, Указ Президента РФ
от 9 марта 2004 года N 314 «О системе
и структуре федеральных
2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»), в нашем случае необходимо остановиться на Федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)»;
3) Нормативные
акты федеральных органов
Важное место
в системе муниципальных
Развитию предпринимательства в России способствуют определенные изменения прав и возможностей граждан в сфере культуры. Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» ввел норму, согласно которой «граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству в области культурной деятельности». Закон обязывает также органы государственной власти и управления «содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, иных культурных объединений», учредителями которых могут быть юридические, а также физические лица. Таким образом, российское законодательство предоставляет возможность развития предпринимательства в сфере культуры и искусства.
Однако существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводит к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. К ним относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью ряда культурных благ и услуг и необходимостью государства обеспечить стандарты культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивый, неравномерный, а порой низкий потребительский спрос населения на культурные блага и услуги.
Другим важным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства, являются особенности производства культурных благ и услуг, проявляющиеся в длительных циклах подготовительного и производственного периодов и периода реализации продукции, что требует вложения больших финансовых затрат на значительный срок, связанный, например, с подготовкой исполнителей в шоу-бизнесе, текстов оригинальных литературных материалов (идей, сценариев), музыкальных произведений и т.д., а также растягивается на долгое время и возврат средств.
Наиболее привлекательными
являются аудиовизуальная сфера
культуры (телевидение, видео, Интернет,
кинопроизводство и кинопрокат), производство
материально-технических
Предпринимательская деятельность на современном этапе развития рыночных отношений является одним из основных источников финансирования сферы культуры. Рыночные отношения, влияющие на изменение психологии общества и внедряющие новые типы социальных и нравственных ценностей, привели к весьма успешным с коммерческой точки зрения явлениям, таких как шоу-бизнес, бизнес в сфере изобразительного искусства и антиквариата, антрепризные театры и т.д., удовлетворяющих спрос определенных слоев современного российского общества.
Вхождение России
в современное общемировое
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные.
Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство в сфере культуры имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих культурных потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
В этой связи
предпринимательство более
Предпринимательство в сфере культуры – это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, анти бюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления культурного продукта. Тогда как бизнес – это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
Сегодня наша задача состоит в том, чтобы сориентировать будущий персонал учреждений СКС, на готовность работы в условиях жесткого ограничения в финансировании, с одной стороны, и создания максимально комфортных условий для активности и инициативы людей – посетителей этих учреждений, – с другой. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Генеральной целью социально-культурной сферы (ее институтов) является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности. Необходимым условием формирования культурно-художественного потенциала является экономический и предпринимательский потенциал. Вопросы создания правовых, программно-целевых, организационно-структурных, финансовых условий для реализации генеральной цели всех институтов социально-культурной сферы и являются предметом учебной программы курса.