Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:33, реферат
Стимулирование – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей, где стимулы выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю .
Введение
1.Положение о премировании.
2.Премиальная система.
2.1.Психология премирования.
2.2.Категории премирования.
2.3.Вилка премирования.
2.4.Зависимость правильности поведения сотрудников от премий.
2.5.Пороги премирования.
2.6.Матрица Ответственности.
2.7.Премирование сотрудников разных уровней.
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Институт управления
и предпринимательства в
Кафедра управления персоналом
Направление подготовки: «Управление персоналом» - 080400
Форма обучения: очная
Реферат
по дисциплине «Мотивация трудовой деятельности»
на тему
«Премия как инструмент стимулирования сотрудников»
Исполнитель:
студентка 5 курса,2 группы
Руководитель проекта:
Москва – 2012
Содержание
Введение
1.Положение о премировании.
2.Премиальная система.
2.1.Психология премирования.
2.2.Категории премирования.
2.3.Вилка премирования.
2.4.Зависимость правильности поведения сотрудников от премий.
2.5.Пороги премирования.
2.6.Матрица Ответственности.
2.7.Премирование сотрудников разных уровней.
Заключение
Литература
Введение.
Стимулирование – это
процесс использования различных стимулов
для мотивирования людей, где стимулы
выполняют роль рычагов воздействия, вызывающих
действие определенных мотивов. В качестве
стимулов могут выступать отдельные предметы,
действия других людей, обещания, носители
обязательств и возможностей, предоставляемые
возможности и многое другое, что может
быть предложено человеку в компенсацию
за его действия или что он желал бы получить
в результате определенных действий. Человек
реагирует на многие стимулы не обязательно
сознательно. На отдельные стимулы его
реакция даже может не поддаваться сознательному
контролю .
Реакция на конкретные стимулы не одинакова
у различных людей. Поэтому сами по себе
стимулы не имеют абсолютного значения
или смысла, если люди не реагируют на
них. Например, в условиях развала денежной
системы, когда практически ничего невозможно
купить за деньги, заработная плата и денежные
знаки в целом теряют свою роль стимулов
и могут быть очень ограниченно использованы
в управлении людьми.
В практике управления одной из самых
распространенных форм стимулирования
является материальное стимулирование. Роль
данной формы стимулирования исключительно
велика. Однако очень важно учитывать
ситуацию, в которой материальное стимулирование
осуществляется, и стараться избегать
преувеличения его возможностей, так как
человек имеет очень сложную и неоднозначную
систему потребностей, интересов, приоритетов
и целей .
Сущность материального стимулирования
наемных работников заключается в следующем:
· это стимулирование высоких трудовых
показателей наемного работника;
· это формирование определенной линии
трудового поведения работника, направленной
на процветание организации;
· это побуждение работника к наиболее
полному использованию своего физического
и умственного потенциала в процессе осуществления
возложенных на него обязанностей.
Поэтому стимулирование направлено на
мотивацию наемного работника к эффективному
и качественному труду, который не только
покрывает издержки работодателя (предпринимателя)
на организацию процесса производства,
оплату труда, но и позволяет получить
определенную прибыль. Тогда как полученная
прибыль идет не только в карман работодателю
(предпринимателю), а используется на выплату
налогов в федеральный и местный бюджеты,
на расширение производства. Таким образом,
стимулирование труда наемных работников
не является частным делом конкретного
предприятия и организации, а играет важную
роль в экономическом развитии страны,
в процветании национальной экономики.
Важными инструментами материального
стимулирования являются доплаты, надбавки
к заработной плате, компенсации, премирование.
Важнейшим направлением материально
денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует
особые повышенные результаты труда и
ее источником является фонд материального
поощрения.
Премия в своей части имеет неустойчивый
характер. Ее величина может быть различной,
она может не начисляться. Это главное
отличие премии от доплаты к зарплате.
Применение премии призвано обеспечить
оперативную реакцию на изменение условий
и конкретных задач производства.
1.Положение о премировании.
Прежде всего, следует отметить, что наличие в организации данного локального нормативно-правового акта не является обязательным. Тем не менее он разрабатывается и принимается во многих организациях.
Во-первых, это удобно. Далеко не в каждой организации существуют коллективные договоры и соглашения. Перегружать же текст трудового договора разделом, регулирующим вопросы премирования, имеет смысл только в том случае, если на предприятии не существует единой системы поощрения работников и для каждого из них устанавливаются индивидуальные виды премий. Во всех остальных случаях более целесообразно разработать единый документ, регулирующий систему премирования сотрудников организации, и сделать в трудовом договоре ссылку на данный локальный нормативный акт.
Во-вторых, Положение о премировании
работников позволяет документально
подтвердить расходы
В-третьих, само по себе наличие Положения о премировании работников, в котором обозначены показатели, сроки и размеры премирования, оказывает стимулирующее воздействие на работников, так как они заранее знают, что, если их работа будет соответствовать указанным в данном локальном акте показателям, они вправе будут рассчитывать на дополнительное вознаграждение.
Структура положения о премировании
Построение структуры любого документа необходимо начинать с определения того, какие задачи данный документ решает.
Положение о премировании должно отвечать на четыре основных вопроса, касающихся премиальных выплат работникам:
- кому?
- когда?
- сколько?
- и за что?
Иначе говоря, основной задачей данного локального акта является определение:
- круга премируемых работников;
- сроков выдачи премий;
- размеров премий;
- критериев/показателей, по
Кроме того, в Положении о премировании необходимо:
- отразить порядок выдачи
- указать, кто правомочен
- включить в данный локальный
нормативный акт положения,
Суммировав все вышесказанное, мы получаем следующую структуру Положения о премировании работников:
- общие положения;
- виды премий и условия/
- размер премий;
- порядок премирования;
- депремирование;
- заключительные положения.
Общие положения
Данный раздел является традиционным для всех локальных нормативных актов, поэтому не стоит изобретать велосипед. Прежде всего, следует указать статус данного документа и цели его принятия (см. пример 1).
Пример 1.
1. Общие положения
1.1 Положение о премировании
работников ООО "Ромашка" (далее
- "Положение") является локальным
нормативным актом,
- принципы формирования системы премирования работников;
- условия премирования
- размер и порядок назначения премий;
- иные вопросы, касающиеся
1.2. Настоящее положение вводится в целях усиления материальной заинтересованности работников, создания условий для улучшения эффективности работы и проявления творческой инициативы работников.
Далее нужно обозначить круг лиц, имеющих право на получение премии, согласно данному локальному акту. Если в самом Положении о премировании работников не будет указано иное, то рассчитывать на получение предусмотренных в Положении премий смогут все работники организации. Аналогичного эффекта можно достигнуть, включив в раздел "Общие положения" пункт, указанный в примере 2.
Пример 2. 1.3. В число премируемых входят все работники организации, включая совместителей.
Кроме того, Положение о премировании может быть составлено отдельно для работников каждого из подразделений организации либо распространять свое действие на работников определенной специальности (см. примеры 3 - 4).
Пример 3. 1.3. Настоящее Положение о премировании устанавливает систему премирования менеджеров по продажам.
Пример 4. 1.3. Настоящее Положение о премировании распространяется на работников юридического отдела.
И, наконец, указываем источник формирования премиальных выплат (см. пример 5). Это может быть:
- фонд заработной платы либо
- премиальный фонд организации.
Пример 5. 1.4. Премиальные выплаты работникам производятся из фонда заработной платы.
Виды премий
В самом общем виде можно выделить 2 вида премий:
- премии, выплата которых происходит с определенной периодичностью (ежемесячная, квартальная, годовая премии);
- премии, выплата которых связана
с определенными событиями,
Если работодатель предполагает выплачивать работникам несколько видов премий, то в Положении о премировании работников необходимо указать все их виды и показатели премирования по каждому из них.
Условия/показатели премирования
Задача раздела "Условия/показатели премирования" - это определение критериев выдачи работникам премии. Возможны 2 подхода к разработке данной части Положения:
1. Простое перечисление общих для всех категорий работников показателей, учитываемых при определении кандидатов на получение премии.
Пример 6. 2.1. Показателями премирования работников являются: добросовестное выполнение трудовых обязанностей, установленных норм труда, соблюдение трудовой дисциплины, требований по охране труда и правил внутреннего трудового распорядка.
Такой подход довольно распространен. Это так называемое премирование за основные результаты деятельности. По сути, здесь перечислены основные обязанности работника, и в соответствии с данными показателями премия будет получена подавляющим большинством сотрудников организации. Отказ в выдаче премии будет возможен только при наличии условий для депремирования.
2. Дифференцированная система
Она предполагает установление четких, легко поддающихся учету различных показателей премирования для различных категорий работников.
Согласитесь, к специалисту отдела кадров предъявляются одни требования, а к начальнику отдела продаж - совсем другие. Поэтому вполне логично, что и показатели премирования для них также будут отличаться (см. пример 7).
Пример 7. Показателем премирования:
- менеджеров по привлечению
клиентов может быть
- программистов - разработка нового
и совершенствование
- работников PR-службы - количество и эффективность проведенных рекламных кампаний.
В рамках дифференцированной системы показателей премирования возможно введение балльной системы оценки его показателей. Она предполагает изначальное определение "стоимости" каждого из показателей премирования. В примере 8 проиллюстрирована балльная система оценки показателей премирования для сотрудников юридического отдела.
Размер премий
Подходы к определению размера премиальных выплат могут быть различными.
Во-первых, если руководство организации не хочет действовать по шаблону и желает самостоятельно определять размер заслуженных работниками поощрений, можно ограничиться общей фразой о том, что размер премии определяется руководителем организации с учетом мнения непосредственного руководителя работника.
Во-вторых, можно оградить стремление
руководителя организации
Пример 9. 1. Ежеквартальное премирование работников осуществляется в размере от 25 (двадцати пяти) до 100 (ста) процентов от должностного оклада работника.
2. Конкретный размер
В-третьих, размер премии может быть установлен:
- как в твердой денежной сумме, так и
- в виде определенного процента
от должностного оклада
Процентное определение
Можно также ввести дополнительные критерии определения размера премии. В частности, размер премии может быть увеличен в зависимости от длительности стажа работы в данной организации.
Пример 10. Размер премии, выплачиваемой работникам, стаж работы которых в организации составляет не менее 5 (пяти) лет, по решению Генерального директора может быть увеличен на 25 (двадцать пять) процентов.
Размер премии, выплачиваемой работникам, стаж работы которых в организации составляет не менее 10 (десяти) лет, по решению Генерального директора может быть увеличен на 50 (пятьдесят) процентов.
Порядок премирования
В данном разделе необходимо отразить два основных момента:
- кто принимает решение о выдаче премии и
- кто вправе внести предложение о премировании работника.
Заглянув в учредительные
Предложения о премировании работников могут вноситься на рассмотрения руководителю организации начальниками отделов либо сотрудниками отдела кадров.
Пример 11.
4. Порядок премирования
4.1. Предложения о премировании
работников представляются
Информация о работе Премия как инструмент стимулирования сотрудников