Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности прибыли как экономической категории, особенностей ее формирования, распределения прибыли и использования коммерческими фирмами.
Введение 3
1 Понятие, функции, источники получения прибыли. Связь выручки, затрат и прибыли фирмы 5
2 Механизм формирования и распределения прибыли 14
3 Особенности использования, факторы и пути увеличения прибыли коммерчес-кой фирмой 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Добавленная стоимость в каждом хозяйстве используется для оплаты труда работников, а оставшаяся ее часть представляет прибыль.
Следовательно, прибыль как микроэкономическая категория - это часть добавленной стоимости организаций, произведенной в данном экономическом субъекте и реализованной в составе товарной продукции [11, с.42]. Исходя из этого, при определении финансовых результатов экономических субъектов необходимо из доходов и расходов организаций убрать все суммы, не представляющие сущности прибыли:
- суммы, безвозмездно получаемые со стороны или передаваемые другим организациям;
- безвозмездное выделение средств государством (государственная помощь);
- изменение валютного курса;
- переоценка средств (дооценка, уценка) и др.
На наш взгляд, их целесообразно отражать непосредственно в составе добавочного капитала, минуя финансовые результаты.
Если до передачи указанные средства числились в активах и капитале передаваемой стороны, то почему вдруг при добровольной их передаче должен возникнуть убыток как отрицательный результат хозяйственной деятельности или прибыль? Здесь у передающей стороны не должно возникнуть никаких отрицательных или положительных результатов, а просто происходит уменьшение на сумму передаваемых активов величины собственности учредителей. Поэтому при безвозмездной передаче средств организации не должны переоценивать их по рыночной стоимости и искусственно определять прибыль от передачи. Их необходимо передавать в балансовой оценке при одновременном уменьшении добавочного капитала.
Сторона, безвозмездно получающая средства, безусловно, должна отразить увеличение собственных активов, но не как прибыль, а как дополнительный капитал. К прибыли эти средства не имеют никакого отношения, поскольку они не представляют собой нового богатства общества и не созданы в данной организации. Они как прибыль возникли раньше, в другой организации, и при их первоначальном признании в качестве прибыли был уплачен налог в государственный бюджет. Поэтому при дальнейшем движении указанных средств от одного собственника к другому в качестве дара нет экономического смысла платить дополнительные налоги, что даст возможность избежать искажения финансовых результатов.
Финансовые результаты - это заслуга организации. Прибыль при этом является результатом хорошей работы или внешних объективных и субъективных факторов, а убыток - результатом плохой работы или внешних отрицательных факторов. Например, финансовая помощь государства по существу не представляет собой заслуги отдельных организаций. Благодаря этой помощи организации из убыточных превращаются в прибыльные. Это явно искажает истинные финансовые результаты экономических субъектов, так как хозяйства по существу убыточные, и в то же время по финансовой отчетности (форма № 2) они прибыльные. Такого не должно быть, поэтому методология и методика определения финансовых результатов, по-видимому, должны быть пересмотрены.
Ряд ученых, характеризуя прибыль, считают, что как экономическая категория она отражает совокупность отношений субъекта хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. При этом ей присущи следующие функции: учетная, оценочная и стимулирующая[2, с.81].
Рассматривать прибыль только с позиций определения экономической категории и ее функций нам представляется недостаточным. Для более полной характеристики прибыли следует представить ее и как результативный, и как количественный показатели: результативный - она отражает эффективность использования имеющихся ресурсов, результаты деятельности организации; количественный - это разница между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью.
Понятие «прибыль» имеет разные значения с точки зрения организации, потребителя и государства. Но во всех случаях оно означает получение выгоды. Если организация работает прибыльно, то это означает то, что покупатель, приобретая товары у продавца, удовлетворяет свои потребности, а государство за счет поступающих налогов от продажи финансирует социальные задачи и поддерживает убыточные объекты.
В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Без сомнения, труд является источником формирования прибыли, но она может быть получена и на основе привлечения капитала, а также с помощью ряда других факторов.
Так, американский экономист Самуэльсон считал, что прибыль - это безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, это монопольный доход и этическая категория [14, с.88].
С развитием рыночных отношений все чаще стали называть и другие источники ее формирования: инициатива предпринимателей; благоприятные обстоятельства; прибыль, признанная налоговыми органами, и т.д.
Бесспорно, перечисленные источники способствуют образованию прибыли, но они настолько тесно связаны между собой, что осуществить их выделение на практике составляет определенные трудности, а зачастую выполнить это просто невозможно.
Существующие экономические показатели еще пока не совершенны, они не дают объективного представления получения доли прибыли от участия соответствующего фактора, ибо при их расчете прибыль в числителе берут в неизменной величине, а в знаменателе, естественно, происходит постоянная замена тех или иных факторов, способствующих формированию прибыли (фондоотдача, производительность труда и т.д.). Если затем просуммировать полученные значения по участию конкретных факторов в образовании прибыли, то их сумма превысит фактический уровень прибыли, участвующей в расчете (если в расчетах участвует достаточно полное число факторов).
Во избежание подобных казусов математиками и статистиками предлагается использовать уравнение множественной регрессии [8, с.93], дающее якобы объективную характеристику степени влияния факторных признаков на результативный (прибыль). Да, в какой-то степени данный подход способствует получению чуть более объективной информации, чем с помощью таких показателей, как фондоотдача, производительность труда и др., но при этом опять же трудно учесть величину возникающей выгоды от определенного стечения обстоятельств (например, сокращение безработицы, рост оплаты труда и своевременность расчетов с населением по ее выплате, своевременность социальных выплат и др. будут способствовать увеличению покупательной способности населения), позволяющих получить дополнительную выгоду и тем самым увеличить прибыль организации. Следовательно, в расчете будет участвовать приблизительная величина фактора, которая в итоге исказит степень влияния других факторов, используемых при расчете уравнения множественной регрессии.
Целью деятельности любой коммерческой организации в условиях рыночной экономики является получение прибыли, которая обеспечит дальнейшее ее развитие. При этом образующуюся прибыльность следует рассматривать не только основной целью, но и главным условием деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них [7, с.74].
Исходя из положения, которое занимает организация на рынке, наличия ресурсов, длительности периода, основная цель может конкретизироваться. Так, для долгосрочного периода - это достижение наибольшего размера прибыли, а для краткосрочного - необходимой величины прибыли при определенных объемах продаж и другой деятельности. Что касается общности для обоих периодов, то необходимо обеспечить конкурентоспособность организации.
Цель деятельности организации тесно связана с ее жизненным циклом. Так, на стадии ее «рождения» главная цель заключается в борьбе за выживание, а основная задача - выход на рынок; на стадии «детства» - кратковременная прибыль и укрепление положения на рынке соответственно; в «юности» - увеличение темпов роста прибыли и объемов продаж с завоеванием определенной части рынка; в «ранней зрелости» - постоянный прирост прибыли и освоение новых видов деятельности; в «зрелом» - забота о своем имидже и сбалансированность всех экономических показателей; при «старении» - сохранение завоеванных позиций и стабильности работы; на стадии «выживания» - разработка новых идей, дающих возможность произвести «омоложение».
Прослеживая жизненный цикл деятельности организации, выявляется, что она к зрелому возрасту достигает максимальной прибыли, а это создает предпосылки к возрождению на следующем витке развития.
Рассматривая цель деятельности организации, нельзя не коснуться и основного принципа деятельности хозяйствующего субъекта, который состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства, отражает все стороны хозяйственной деятельности организации и является источником расширенного воспроизводства [15, с.80].
Максимальная прибыль достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности хозяйства. Основное требование максимизации прибыли - прибыльность каждой единицы выпуска. Организация стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход - на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом увеличивается, ее предельная максимизация еще не достигнута, и хозяйство может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного дохода, рост общей прибыли замедляется, и увеличение объема производства становится убыточным.
Следовательно, величина прибыли достигает максимума при таком производстве продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Исходя из этого, организация, принимая решения о росте производства продукции, может руководствоваться простым правилом: ей следует увеличивать производство до уровня, на котором предельный доход становится равным предельным издержкам.
Можно сформулировать следующие выводы. Под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства. По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работника материального производства.
2 Механизм формирования и распределения прибыли
Формирование и распределение прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям [6, с.91].
К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.
Остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.
Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений предприятий - доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции [6, с.93]. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.
В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.
Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.
Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов [18, с.40].
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.
Информация о работе Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использовани