Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности прибыли как экономической категории, особенностей ее формирования, распределения прибыли и использования коммерческими фирмами.
Введение 3
1 Понятие, функции, источники получения прибыли. Связь выручки, затрат и прибыли фирмы 5
2 Механизм формирования и распределения прибыли 14
3 Особенности использования, факторы и пути увеличения прибыли коммерчес-кой фирмой 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Рассматривая под другим углом мы видим что выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату труда и прибыль есть ни что иное как валовой доход предприятия.
В общем виде данную связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия мы рассмотрим на следующем рисунке 3.1 [6, с.97].
ВАЛОВОЙ ДОХОД | |||
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ | ОПЛАТА ТРУДА | ПРИБЫЛЬ | |
СЕБЕСТОИМОСТЬ | ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ | НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ | |
ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ |
Рис. 3.1. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия
Отметим, что прибыль не всегда бывает положительной. Она может быть отрицательной, и в этом случае мы называем это - убытки. Отрицательная прибыль или убытки заставляют предприятие пересматривать всю свою экономическую политику в целом и вносить корректировку или изменения для того, что бы достигнуть положительной прибыли в противном случае если это не будет сделано, предприятие, как правило, признается не рентабельным, а затем и банкротом.
Рассмотрим эффективность использования прибыли фирмы на примере ООО «Казанский хлебозавод №5».
Окончательным финансовым результатом деятельности ООО «Казанский хлебозавод №5» является балансовая прибыль, которая включает в себя следующие элементы: прибыль от реализации продукции и расходы на уплату налогов и сборов.
Таблица 3.1.
Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за 2007 год
Состав балансовой прибыли | 2006 г. | 2007 г. | Абсолютное отклонение к 2006 г., тыс. руб. | ||||
тыс. руб. | % | план | % | факт | % | ||
Прибыль от реализации продукции | 453 | +151 | 480 | +157 | 500 | +167 | 47 |
Внереализационные расходы | 153 | -51 | 145 | -47 | 200 | -67 | 47 |
Балансовая прибыль | 300 | 100 | 305 | 100 | 300 | 100 | - |
Как показывают данные, план по балансовой прибыли невыполнен на 1,6% (98,4%). Это связано с увеличением внереализационных расходов на 47 тыс. рублей. Основную долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции. Балансовая прибыль за счет увеличения прибыли от реализации продукции на 47 тыс. рублей, возросла на эту же сумму или на 10,4%.
Важными факторами роста прибыли от реализации продукции являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
Валовая прибыль уменьшилась за счет расходов на 47 тыс. рублей к расходам относятся штрафы, пени и другие санкции, а также расходы по возмещению причиненных убытков, налог на имущество, на благоустройство города, на природоохранные и пожарные мероприятия.
Основная задача анализа использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, сумма прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов. Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
Данные таблицы 3.2. отражают процесс формирования налогооблагаемой и чистой прибыли и распределение ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась общая сумма средств отчислений в фонды.
Таблица 3.2
Использование прибыли, тыс. руб.
Показатель | План | Факт | Абсолютное отклонение |
1. Прибыль от реализации продукции | 480 | 500 | +20 |
2. Прибыль от прочих видов деятельности | - | - | - |
3. Балансовая сумма прибыли | 480 | 500 | +20 |
4. внереализационные расходы | 141 | 200 | +59 |
5. Налогооблагаемая прибыль | 339 | 300 | -39 |
6. Налог на прибыль по действующей ставке | 119 | 105 | -14 |
7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | 220 | 195 | -25 |
8. Чистая прибыль | 220 | 195 | -25 |
9. Распределение чистой прибыли: |
|
|
|
в фонд накопления | 125 | 115 | -10 |
в фонд потребления | 47 | 40 | -7 |
ФМП | 14 | 10 | -4 |
ФСР | 34 | 30 | -4 |
Доля в чистой прибыли, %: |
|
|
|
фонда накопления | 57 | 59 | +2 |
фонд потребления | 21 | 21 | - |
ФМП | 6 | 5 | -1 |
ФСР | 15 | 15 | - |
При сравнении фактических данных 2007 года с планом, чистая прибыль уменьшилась на 25 тыс. рублей, это связано с увеличением внереализационных расходов (убытка от пожара) на 20 тыс. рублей. Однако за счет увеличения прибыли от реализации продукции возросла на 20 тыс. рублей.
Распределение предполагаемой чистой прибыли в фонды сократилась в Фонд накопления на 10 тыс. рублей, в Фонд потребления – на 7 тыс. рублей.
Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа.
Таблица 3.3
Расчет влияния факторов на размер отчислений в фонды предприятия.
Вид фонда | Сумма отчислений, тыс. руб. | Доля отчислений, % | ||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | |||
план | факт | план | Факт | |||||
Накопления | 131 | 125 | 125 | 115 | 55 | 57 | 57 | 59 |
Потребления | 52 | 47 | 47 | 40 | 22 | 22 | 22 | 21 |
Материальной помощи | 17 | 14 | 14 | 10 | 7 | 6 | 6 | 5 |
Социального развития | 37 | 34 | 34 | 30 | 16 | 15 | 15 | 15 |
Чистая прибыль | 237 | 220 | 220 | 195 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Анализируя распределение прибыли за три года, можно говорить об уменьшении распределяемой чистой прибыли в фонды. Сравнивания 2007 год с 2005 годом сумма отчислений в фонды сократилась на 42 тыс. рублей. Это связано с уменьшением чистой прибыли.
В фонд накопления чистая прибыль поступает на совершенствование технологии и организацию производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции, на приобретение основных средств. В фонд потребления – на улучшение условий организации труда, на стимулирование работников. Руководителю предприятия необходимо с каждым годом увеличивать сумму отчислений в фонды. От этого зависит дальнейшая производственная деятельность предприятия.
Рассчитаем влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
Таблица 3.4
Расчет влияния факторов на сумму отчислений в фонды предприятия
Фактор | Изменение суммы, тыс. руб. | ||||
чистой прибыли | отчислений в фонд предприятия | ||||
накопление | потребление | ФМП | ФСР | ||
Объем продаж | +20 | +11,4 | +4,2 | +1,2 | +3 |
Структура товарной продукции | -10 | -5,7 | -2,1 | -0,6 | -1,5 |
Цены реализации | +16 | +9,1 | +3,4 | +0,96 | +2,4 |
Себестоимость продукции | -6 | -3,4 | -1,3 | -0,36 | -0,9 |
Налог на прибыль | -14 | -8 | -2,9 | -0,8 | -2,1 |
ИТОГО: | +6 | +3,4 | +1,3 | +0,4 | +0,9 |
Информация о работе Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использовани