Прибыль и рентабельность торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В выпускной квалификационной работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.

Файлы: 1 файл

пр и рент.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки эффективности  распределения прибыли используется коэффициент ее капитализации. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

Ккп = КП / ЧП · 100,¹ (1)

 

где Ккп –  коэффициент капитализации прибыли  торгового предприятия;

КП – сумма  капитализируемой прибыли (прибыли, обеспечивающей предстоящее производственное развитие предприятия);

ЧП – общая  сумма чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

Чем выше это  показатель, тем больше у предприятия  возможностей осуществлять свое стратегическое развитие на принципах самофинансирования, тем выше темпы возрастания его  рыночной стоимости.

Стремление  к получению сиюминутного дохода и максимально возможному изъятию  прибыли говорит о том, что  по субъективным или объективным причинам цель «зарабатывания» является первостепенной в

системе приоритетов  собственников предприятия или команды управления. Это, в свою очередь, означает, что цель сохранения капитала для обеспечения долгосрочного устойчивого функционирования предприятия отступает на второй план.

Наоборот, капитализация, или реинвестирование, полученной прибыли  и, как следствие, увеличение собственного капитала способствуют повышению финансовой устойчивости. Реинвестирование чистой прибыли выступает альтернативой привлечения иных источников финансирования, в частности, таких, как кредиты банка или спонтанное увеличение кредиторской задолженности. Следует иметь в виду, что финансирование из заемных источников предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих определенную финансовую надежность предприятия. В составе таких условий немалое значение имеет доля уже имеющихся долгов в совокупных пассивах. Не случайно показатель, характеризующий долю собственного капитала в совокупных источниках финансирования, в практике финансового анализа получил название коэффициента долгосрочной платежеспособности.

Особо необходимо отметить, что плата за пользование заемными средствами, имеющая, как правило, фиксированный размер, создает дополнительный финансовый риск для собственников в случае непредвиденных обстоятельств, таких, как падение спроса на продукцию, рост затрат, изменение процентных ставок. В условиях сложного финансового положения, в котором находится в настоящее время большинство российских предприятий, это может стать причиной утраты платежеспособности: предприятия оказываются не в состоянии обеспечить больший приток средств, необходимый для покрытия возросших расходов.

Реинвестирование  прибыли является источником увеличения собственного капитала и, следовательно, способствует сохранению капитала. Вместе с тем растущая величина собственного капитала делает все более сложным  обеспечение прежнего уровня отдачи на вложенный собственный капитал. Поэтому выбор второй цели как приоритетной отодвигает достижение первой цели.

Наоборот, сокращение доли собственного капитала при неизменном уровне прибыли ведет к увеличению рентабельности собственного капитала и, следовательно, способствует достижению первой из названных в начале статьи целей. Рост рентабельности собственного капитала за счет увеличения объема заемного финансирования становится возможным лишь при условии, что стоимость привлечения заемных средств ниже доходности вложений в деятельность предприятия. В противном случае дополнительное заимствование ведет к сокращению рентабельности собственного капитала. Механизм влияния привлечения заемного капитала на рентабельность собственного капитала получил название, известное в практике финансового анализа как эффект финансового рычага.

 

1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета

 

Как уже отмечалось, прибыль  – это конечный финансовый результат  деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

«Нормой прибыли считается  показатель рентабельности, исчисленный  процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала».¹

Расчет общей экономической  рентабельности (прибыльности) торгового  предприятия выполняется по формуле

 

Рο = П/Т • 100, (2)

 

где Рο – общая экономическая  рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П – сумма прибыли (валовой или чистой);

Т – объем товарооборота (без НДС).

Данная формула расчета  применима и для определения  прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразовав эту формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получим два показателя: рентабельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала:

 

Рο = П/К • Т/Т = П  • Т/ Т • К = П/Т • Т/К или Рο = Рт • Ок, (3)

 

где Рт – рентабельность товарооборота (продаж);

Ок – оборачиваемость  капитала предприятия (число оборотов).

Рентабельность товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависимость между  прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.

Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и

товарооборота можно боле точно  судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия.

Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал торговой фирмы путем покупки ее ценных бумаг.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота  к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на 1 руб. вложенного капитала.

Чем выше объем товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Регулирование общей  экономической рентабельности сводится к воздействию на оба составляющих ее показателя – рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.

Для характеристики эффективности  использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственном  капитале (собственных средств) по соотношению  прибыли (П) и средней величины собственного капитала (Кс):

 

Рк = П / Кс (4)

 

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие (1 / Рк).

Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100:

 

Рф = [П: (ОФ + МС) ∙ 100], (5)

 

где Рф – рентабельность основных фондов, %;

П – сумма прибыли (валовой или чистой), руб.;

ОФ – средняя стоимость  основных средств (фондов), руб.;

МС – средняя стоимость  материальных оборотных средств, руб.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и  оборотных средств для расчета  уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых  на предприятии работников, характеризует  эффективность использования рабочей  силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем, естественно, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: с меньшей численностью работников – больший эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельности предприятия от результата труда каждого работника.

Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади торгового предприятия  характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 м² площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли.

Показателем, отражающим отдачу на вложенный собственниками капитал, является показатель рентабельности собственного капитала. Для его расчета  используется формула:

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

 

Рск = – х 100%.¹ (6)

 

Собственный капитал

Количественным  измерителем степени достижения второй цели – сохранения капитала выступает показатель, отражающий долю собственного капитала в совокупных пассивах:

 

Собственный капитал

 

Дск = – х 100%. (7)

 

Совокупный капитал

По динамике названных показателей в определенной степени можно оценивать то, какой  из целей уделяется первостепенное внимание.

Если сами по себе вышеназванные формулы являются достаточно известными в практике финансового  анализа, то их реальное наполнение имеет немало проблем. Прежде всего, это связано с обоснованием величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, поскольку на данный показатель влияют различные статьи отчета о прибылях и убытках, среди которых можно выделить стабильно повторяющиеся и случайные статьи. На конечный результат влияют операции списания основных средств с баланса по причине их морального износа; аннулирование производственных заказов (договоров); прекращение производства; убытки от стихийных бедствий, пожаров, аварий; судебные издержки; прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, и многие другие операции, имеющие, как правило, случайный характер.

В практике финансового  анализа используется понятие «качества» прибыли. Чем больше случайных статей участвуют в формировании финансового результата, тем ниже качество прибыли, и, следовательно, тем меньшей достоверностью отличаются результаты анализа рентабельности собственного капитала. Поэтому анализ стабильности получаемого финансового результата должен стать составным элементом анализа. Существуют различные приемы такого анализа. В их числе можно выделить анализ динамики темпов роста основных показателей отчета о прибылях и убытках: результатов от реализации, финансово – хозяйственной деятельности, отчетного периода. Очевидно, что каждый следующий показатель испытывает влияние все большего числа факторов.

«Исследование деятельности предприятия базируется на анализе показателей финансовой отчетности. Существуют самые различные  подходы к классификации финансовых показателей, которые целесообразно разделить на три группы: прибыли и рентабельности, финансового положения и платежеспособности».¹ Все три группы показателей необходимы для оценки хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в качестве потенциального бенефициара инвестиций.

1. Основным критерием  оценки эффективности деятельности  предприятия являются показатели  прибыли и рентабельности (profitability ratios). Валовая прибыль представляет  собой разность между выручкой  от продаж и себестоимостью продукции. Коэффициент валовой прибыли (gross margin) определяет процент превышения выручки от реализации товаров и услуг, что находит отражение в стратегии компании, эффективности производства и закупок, ценовой политике. Например, повышение коэффициента может свидетельствовать о снижении себестоимости продукции.

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия