Прибыль и рентабельность торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В выпускной квалификационной работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.

Файлы: 1 файл

пр и рент.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6. – Показатели эффективности деятельности ООО «Анюта»

Показатель

2002

год

2003

год

Отношение отчетного  к предыдущему в%

Товарооборот, руб.

7365189

8146885

110,61

Валовой доход, руб.

1534045

1763219

115

Издержки обращения, руб.

903300

869069

96,2

Балансовая  прибыль, в т.ч.

621192

893150

143,78

прибыль от реализации, руб.

630745

894150

-

Прибыль/убыток от внереализац. операций, руб.

– 9553

– 1000

-

ЕНВД, руб.

164599

266525

161,92

Чистая прибыль, руб.

456593

626625

137,25

Кнп

0,26

0,3

115

Кчп

0,74

0,7

94,6


 

Расчеты:

 

1. Коэффициент налогообложения  прибыли: Кнп = НП/ВП

 

  1. 2002 г. Кнп = 164599 / 621192 = 0,26;

2) 2003 г. Кнп = 266525 / 893150 = 0,3.

 

2. Коэффициент прибыли,  остающейся в распоряжении предприятия  (коэффициент чистой прибыли): Кчп = ЧП / ВП

 

1) 2002 г. Кчп = 456593 / 621192 = 0,74;

2) 2003 г. Кчп = 626625 / 893150 = 0,7.

Далее проведем анализ влияния факторов на изменение прибыли. Данные для анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7. – Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение прибыли ООО «Анюта»

Показатель

2002

год

2003

год

Отклонение

Δ (+, -)

Товарооборот. Руб.

7365189

8146885

781696

Валовой доход, руб.

в% к товарообороту

1534045

20,83

1763219

21,75

229174

0,92

Издержки обращения, руб.

в% к товарообороту

 

903300

12,26

 

869069

10,66

 

-34231

-1,6

Прибыль, руб.

в% к товарообороту (Ро)

621192

8,5

893150

11

271958

2,5


 

Данные этой таблицы используем для расчета влияния факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».

1. Влияние изменения  товарооборота на сумму прибыли:

 

Вл.Т = Ро • ∆Т / 100 = 8,5 • 781696 /100 = 66444 руб.

 

2. Влияние изменения  среднего уровня валового дохода:

 

Вл.УВД = Т1 • ∆УВД / 100 = 8146885 • 0,92 / 100 = 75164 руб.

 

3. Влияние изменения  уровня издержек обращения:

 

Вл.УИО = Т1 • ∆УИО / 100 = 8146885 • 1,6 / 100 = 130350 руб.

4. Изменение прибыли  = Вл.Т + Вл.УВД + Вл.УИО = 271958 руб.

 

Как видно из таблиц и  приведенных расчетов, прирост прибыли на 66444 руб. обусловлен увеличением объема товарооборота; 75164 руб. получено от увеличения валового дохода. Снижение уровня издержек обращения увеличило общую сумму прибыли на 130350 руб. Баланс факторов соответствует размеру полученной прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов.

Проведенный в этой части анализ таких показателей деятельности торгового предприятия, как товарооборот, издержки обращения, валовый доход, выявил их взаимосвязь и влияние  этих факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».

Как выяснилось, наибольшее влияние на увеличение прибыли ООО «Анюта» оказало снижение уровня издержек обращения. Достигнутая относительная экономия издержек обращения показала, что у предприятия имеются резервы для дальнейшего развития и роста товарооборота и прибыли.

Однако достижение целевой  чистой прибыли исключительно за счет экономии издержек обращения не всегда возможно. Более вероятным  будет достижение этой цели при одновременном  увеличении объема розничного товарооборота и экономии издержек обращения.

На основе взаимосвязи  суммы прибыли торгового предприятия  с объемом товарооборота, валовым  доходом (торговыми надбавками) и  издержками обращения можно выделить роль отдельных факторов ее формирования и обеспечить эффективность управления этим процессом. Изменения значения одного из показателей этой взаимосвязи, можно разработать хозяйственную стратегию предприятия на планируемый год.

Предприятие для получения  необходимой суммы прибыли может  одновременно проводить мероприятия по увеличению объема товарооборота, изменению торговых надбавок (ценовая политика), уменьшению издержек обращения, выбирая для себя наиболее приемлемый вариант. Однако при этом необходимо учитывать, ниже какого объема товарооборота, уровня торговой надбавки и выше какого уровня переменных расходов нельзя заходить, чтобы не попасть в зону убытка.

Для оценки торгово-хозяйственной  деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются и относительные показатели, т.е. рентабельность. В торговле наиболее широкое распространение получил показатель рентабельности, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота:

 

Рт = П / Т · 100, (24)

 

где Рт – уровень рентабельности, % к товарообороту;

П – сумма прибыли, руб.;

Т – объем товарооборота, руб.

Посмотрим, какова рентабельность каждого из подразделений ООО «Анюта» в 2002–2003 гг. (таблица 8).

Наибольший показатель рентабельности имеют мини-магазин 03, мини-магазин 66 и основной магазин «Анюта». Однако наибольший рост рентабельности наблюдается у Закусочной №1 – 3,55%. Темп роста рентабельности Закусочной №1 составил 237,6%. Мини-магазин 03 имеет наименьший рост рентабельности 0,42%. Темп роста составляет 105,2%.

Рентабельность Закусочной №2 в 2003 г. стала положительной и увеличилась на 2,27%, темп роста составил 172%. Динамика рентабельности мини-магазина 66 и основного магазина «Анюта» также положительна – 1,26% и 1,36% соответственно, темп роста рентабельности по этим отделам составил 112,4% и 125% соответственно.

Общая рентабельность ООО «Анюта» выросла на 1,5%, а темп роста составил 124,2%.

Таблица 8. – Динамика рентабельности ООО «Анюта»

Отдел

Рентабельность, %

Изменение абсолютное, %.

Изменение относительное, %

2002

2003

Зак. 1

2,58

6,13

3,55

237,6

Зак. 2

– 1,32

0,95

2,27

172

ММ 03

8,12

8,54

0,42

105,2

ММ 66

10,17

11,43

1,26

112,4

Магазин

5,43

6,79

1,36

125

Итого по фирме

6,2

7,7

1,5

124,2


 

Данные таблицы 8 говорят  о том, что предприятие ООО «Анюта» имеет достаточный потенциал экономического развития, который позволяет ему сохранять устойчивое положение и повышать эффективность деятельности даже при воздействии некоторых неблагоприятных факторов, что отвечает как интересам собственников, так и работников предприятия.

В практике деятельности торгового предприятия большое значение имеет удовлетворение интересов собственников, акционеров, инвесторов предприятия не только в получении достоверной информации о бухгалтерской отчетности и учетной политике организации, но и в овладении соответствующей аналитической информацией о ее финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия различных управленческих решений.

Анализ рентабельности занимает основное место в финансовом анализе, осуществляемом организацией торговли. Информационной базой анализа  рентабельности являются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета. В процессе контроля показателей бухгалтерского учета и отчетности, участвующих в расчете коэффициентов рентабельности, применяют следующие аналитические процедуры:

– сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с данными за прошлый отчетный период;

– сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними коэффициентов рентабельности отчетного периода и предыдущего года с нормативными значениями или критериальными, свидетельствующими о положительных или отрицательных тенденциях в изменении рентабельности организации;

анализ изменений с  течением времени показателей бухгалтерской  отчетности и относительных коэффициентов  рентабельности при изучении влияния  факторов на эти показатели.

Так как показатели рентабельности предприятия – это относительные  коэффициенты, выражающие экономическую  зависимость ряда показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, анализ предусматривает  построение различных факторных  моделей анализа коэффициентов рентабельности.

Анализ рентабельности коммерческого (торгового) предприятия  имеет свою специфику, связанную  с использованием показателей и  терминологии, присущих торговым предприятиям. Рентабельность торгового предприятия  характеризуется системой показателей, между которыми существует взаимосвязь и взаимозависимость. В свою очередь каждый из показателей рентабельности складывается под воздействием тех или иных процессов, происходящих в деятельности предприятия.

Взаимосвязи и пропорции  между основными экономическими показателями, характеризующими хозяйственно – финансовую деятельность ООО «Анюта», приведены в таблице №9.

Таблица 9. – Показатели эффективности деятельности ООО «Анюта»

Показатели

Условные обозначения

Прошлый год 2002

Отчетный год 2003

Изменения

Абсолютные (+, -)

Относительные, %

1. Выручка (объем  товарооборота), руб.

N

7365189

8146885

781693

110,6

2. Трудовые  ресурсы:

а) среденесписоч. числ-ть персонала, чел.

T

30

30

-

-

б) оплата труда  с начислениями, руб.

U

311394

317909

6515

102

3. Внеоборотные  активы, руб.

F

369041

350746

– 18295

95

4. Оборотные  активы, руб.

E

808897

1232150

423253

152,3

5. Себестоимость  продаж, руб.

S

5831144

6383666

552522

109,48

6. Товарные  запасы, руб.

З

647438

1112562

465124

172

7. Издержки обращения, руб.

I

903300

869069

– 34231

96,2

8. Прибыль от  продаж, руб.

P=N-S-I

630745

894150

263405

142

9. Рентабельность  капитала (основных и оборотных  активов), %

R=P/(F+E)

53, 55

56,49

2,94

105,5

10. Рентабельность продаж, %

P/N

8, 6

11

2,4

128

11. Рентабельность издержек обращения, %

P/I

69, 8

102,9

33,1

147

12. Прибыль  на одного работника, руб./чел.

P/T

21025

29805

8780

142

13. Рентабельность расходов на оплату труда, %

P/U

204, 8

281,3

76,5

137

14. Фондоотдача  основных и оборотных активов, %

N/(F+E)

625, 3

514,7

– 110,6

82,3

15. Скорость  обращения оборотных активов  (число оборотов)

N/E

9, 1

6,6

– 2,5

72,5

16. Доля оборотных  активов в имуществе, %

E/(F+E)

68, 7

77,8

9,1

113

17. Скорость  обращения товарных запасов (число  оборотов)

N/З

11, 4

7,3

– 4,1

64

18. Доля товарных  запасов в оборотных активах, %

З/E

80

90,2

10,2

113

19. Издержкоемкость  продаж

I/N

0, 123

0,106

– 0,017

86

20. Производительность  труда, руб./чел.

N/T

245504

271563

26059

110,6

21. Фондооснащенность  труда

(F+E)/T

39265

52763

13498

134

22. Средняя  зарплата на одного работника,  руб./чел.

U/T

10265

10597

332

103

23. Зарплатоемкость  продаж

U/N

0, 042

0,039

– 0,003

93

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия