Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:49, курсовая работа
В выпускной квалификационной работе раскрывается содержание такого экономического понятия как прибыль торгового предприятия. Рассматриваются источники формирования прибыли и направления ее использования, а также рассчитывается уровень рентабельности, отражающий эффективность деятельности торгового предприятия.
Таблица 6. – Показатели эффективности деятельности ООО «Анюта»
Показатель |
2002 год |
2003 год |
Отношение отчетного к предыдущему в% |
Товарооборот, руб. |
7365189 |
8146885 |
110,61 |
Валовой доход, руб. |
1534045 |
1763219 |
115 |
Издержки обращения, руб. |
903300 |
869069 |
96,2 |
Балансовая прибыль, в т.ч. |
621192 |
893150 |
143,78 |
прибыль от реализации, руб. |
630745 |
894150 |
- |
Прибыль/убыток от внереализац. операций, руб. |
– 9553 |
– 1000 |
- |
ЕНВД, руб. |
164599 |
266525 |
161,92 |
Чистая прибыль, руб. |
456593 |
626625 |
137,25 |
Кнп |
0,26 |
0,3 |
115 |
Кчп |
0,74 |
0,7 |
94,6 |
Расчеты:
1. Коэффициент налогообложения прибыли: Кнп = НП/ВП
2) 2003 г. Кнп = 266525 / 893150 = 0,3.
2. Коэффициент прибыли,
остающейся в распоряжении
1) 2002 г. Кчп = 456593 / 621192 = 0,74;
2) 2003 г. Кчп = 626625 / 893150 = 0,7.
Далее проведем анализ влияния факторов на изменение прибыли. Данные для анализа представлены в таблице 7.
Показатель |
2002 год |
2003 год |
Отклонение Δ (+, -) |
Товарооборот. Руб. |
7365189 |
8146885 |
781696 |
Валовой доход, руб. в% к товарообороту |
1534045 20,83 |
1763219 21,75 |
229174 0,92 |
Издержки обращения, руб. в% к товарообороту |
903300 12,26 |
869069 10,66 |
-34231 -1,6 |
Прибыль, руб. в% к товарообороту (Ро) |
621192 8,5 |
893150 11 |
271958 2,5 |
Данные этой таблицы используем для расчета влияния факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».
1. Влияние изменения
товарооборота на сумму
Вл.Т = Ро • ∆Т / 100 = 8,5 • 781696 /100 = 66444 руб.
2. Влияние изменения
среднего уровня валового
Вл.УВД = Т1 • ∆УВД / 100 = 8146885 • 0,92 / 100 = 75164 руб.
3. Влияние изменения уровня издержек обращения:
Вл.УИО = Т1 • ∆УИО / 100 = 8146885 • 1,6 / 100 = 130350 руб.
4. Изменение прибыли = Вл.Т + Вл.УВД + Вл.УИО = 271958 руб.
Как видно из таблиц и приведенных расчетов, прирост прибыли на 66444 руб. обусловлен увеличением объема товарооборота; 75164 руб. получено от увеличения валового дохода. Снижение уровня издержек обращения увеличило общую сумму прибыли на 130350 руб. Баланс факторов соответствует размеру полученной прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов.
Проведенный в этой части анализ таких показателей деятельности торгового предприятия, как товарооборот, издержки обращения, валовый доход, выявил их взаимосвязь и влияние этих факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».
Как выяснилось, наибольшее влияние на увеличение прибыли ООО «Анюта» оказало снижение уровня издержек обращения. Достигнутая относительная экономия издержек обращения показала, что у предприятия имеются резервы для дальнейшего развития и роста товарооборота и прибыли.
Однако достижение целевой чистой прибыли исключительно за счет экономии издержек обращения не всегда возможно. Более вероятным будет достижение этой цели при одновременном увеличении объема розничного товарооборота и экономии издержек обращения.
На основе взаимосвязи
суммы прибыли торгового
Предприятие для получения
необходимой суммы прибыли
Для оценки торгово-хозяйственной деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются и относительные показатели, т.е. рентабельность. В торговле наиболее широкое распространение получил показатель рентабельности, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота:
Рт = П / Т · 100, (24)
где Рт – уровень рентабельности, % к товарообороту;
П – сумма прибыли, руб.;
Т – объем товарооборота, руб.
Посмотрим, какова рентабельность каждого из подразделений ООО «Анюта» в 2002–2003 гг. (таблица 8).
Наибольший показатель рентабельности имеют мини-магазин 03, мини-магазин 66 и основной магазин «Анюта». Однако наибольший рост рентабельности наблюдается у Закусочной №1 – 3,55%. Темп роста рентабельности Закусочной №1 составил 237,6%. Мини-магазин 03 имеет наименьший рост рентабельности 0,42%. Темп роста составляет 105,2%.
Рентабельность Закусочной №2 в 2003 г. стала положительной и увеличилась на 2,27%, темп роста составил 172%. Динамика рентабельности мини-магазина 66 и основного магазина «Анюта» также положительна – 1,26% и 1,36% соответственно, темп роста рентабельности по этим отделам составил 112,4% и 125% соответственно.
Общая рентабельность ООО «Анюта» выросла на 1,5%, а темп роста составил 124,2%.
Отдел |
Рентабельность, % |
Изменение абсолютное, %. |
Изменение относительное, % | |
2002 |
2003 | |||
Зак. 1 |
2,58 |
6,13 |
3,55 |
237,6 |
Зак. 2 |
– 1,32 |
0,95 |
2,27 |
172 |
ММ 03 |
8,12 |
8,54 |
0,42 |
105,2 |
ММ 66 |
10,17 |
11,43 |
1,26 |
112,4 |
Магазин |
5,43 |
6,79 |
1,36 |
125 |
Итого по фирме |
6,2 |
7,7 |
1,5 |
124,2 |
Данные таблицы 8 говорят о том, что предприятие ООО «Анюта» имеет достаточный потенциал экономического развития, который позволяет ему сохранять устойчивое положение и повышать эффективность деятельности даже при воздействии некоторых неблагоприятных факторов, что отвечает как интересам собственников, так и работников предприятия.
В практике деятельности торгового предприятия большое значение имеет удовлетворение интересов собственников, акционеров, инвесторов предприятия не только в получении достоверной информации о бухгалтерской отчетности и учетной политике организации, но и в овладении соответствующей аналитической информацией о ее финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия различных управленческих решений.
Анализ рентабельности занимает основное место в финансовом анализе, осуществляемом организацией торговли. Информационной базой анализа рентабельности являются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета. В процессе контроля показателей бухгалтерского учета и отчетности, участвующих в расчете коэффициентов рентабельности, применяют следующие аналитические процедуры:
– сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с данными за прошлый отчетный период;
– сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними коэффициентов рентабельности отчетного периода и предыдущего года с нормативными значениями или критериальными, свидетельствующими о положительных или отрицательных тенденциях в изменении рентабельности организации;
анализ изменений с
течением времени показателей
Так как показатели рентабельности
предприятия – это
Анализ рентабельности коммерческого (торгового) предприятия имеет свою специфику, связанную с использованием показателей и терминологии, присущих торговым предприятиям. Рентабельность торгового предприятия характеризуется системой показателей, между которыми существует взаимосвязь и взаимозависимость. В свою очередь каждый из показателей рентабельности складывается под воздействием тех или иных процессов, происходящих в деятельности предприятия.
Взаимосвязи и пропорции между основными экономическими показателями, характеризующими хозяйственно – финансовую деятельность ООО «Анюта», приведены в таблице №9.
Таблица 9. – Показатели эффективности деятельности ООО «Анюта»
Показатели |
Условные обозначения |
Прошлый год 2002 |
Отчетный год 2003 |
Изменения | |
Абсолютные (+, -) |
Относительные, % | ||||
1. Выручка (объем товарооборота), руб. |
N |
7365189 |
8146885 |
781693 |
110,6 |
2. Трудовые ресурсы: а) среденесписоч. числ-ть персонала, чел. |
T |
30 |
30 |
- |
- |
б) оплата труда с начислениями, руб. |
U |
311394 |
317909 |
6515 |
102 |
3. Внеоборотные активы, руб. |
F |
369041 |
350746 |
– 18295 |
95 |
4. Оборотные активы, руб. |
E |
808897 |
1232150 |
423253 |
152,3 |
5. Себестоимость продаж, руб. |
S |
5831144 |
6383666 |
552522 |
109,48 |
6. Товарные запасы, руб. |
З |
647438 |
1112562 |
465124 |
172 |
7. Издержки обращения, руб. |
I |
903300 |
869069 |
– 34231 |
96,2 |
8. Прибыль от продаж, руб. |
P=N-S-I |
630745 |
894150 |
263405 |
142 |
9. Рентабельность капитала (основных и оборотных активов), % |
R=P/(F+E) |
53, 55 |
56,49 |
2,94 |
105,5 |
10. Рентабельность продаж, % |
P/N |
8, 6 |
11 |
2,4 |
128 |
11. Рентабельность издержек обращения, % |
P/I |
69, 8 |
102,9 |
33,1 |
147 |
12. Прибыль на одного работника, руб./чел. |
P/T |
21025 |
29805 |
8780 |
142 |
13. Рентабельность расходов на оплату труда, % |
P/U |
204, 8 |
281,3 |
76,5 |
137 |
14. Фондоотдача основных и оборотных активов, % |
N/(F+E) |
625, 3 |
514,7 |
– 110,6 |
82,3 |
15. Скорость обращения оборотных активов (число оборотов) |
N/E |
9, 1 |
6,6 |
– 2,5 |
72,5 |
16. Доля оборотных активов в имуществе, % |
E/(F+E) |
68, 7 |
77,8 |
9,1 |
113 |
17. Скорость
обращения товарных запасов ( |
N/З |
11, 4 |
7,3 |
– 4,1 |
64 |
18. Доля товарных запасов в оборотных активах, % |
З/E |
80 |
90,2 |
10,2 |
113 |
19. Издержкоемкость продаж |
I/N |
0, 123 |
0,106 |
– 0,017 |
86 |
20. Производительность труда, руб./чел. |
N/T |
245504 |
271563 |
26059 |
110,6 |
21. Фондооснащенность труда |
(F+E)/T |
39265 |
52763 |
13498 |
134 |
22. Средняя зарплата на одного работника, руб./чел. |
U/T |
10265 |
10597 |
332 |
103 |
23. Зарплатоемкость продаж |
U/N |
0, 042 |
0,039 |
– 0,003 |
93 |
Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия