Принципы организации отделов и служб ВЭД на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.06 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической  деятельности.

Таким образом, изучение внешнеэкономической деятельности является актуальным. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень  важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области, которых, к сожалению, не имеется у   многих руководителей на российских предприятиях.

Цель исследования: изучить управления внешнеэкономической деятельностью предприятия.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть принципы организации отделов и служб ВЭД на предприятии.
  2. Ознакомиться с профессиональной ориентацией специалистов внешнеэкономической службы.
  3. Дать характеристику основным группам внешнеэкономических функций экспортоориентированных предприятий.
  4. Исследовать процесс выхода российских экспортеров на внешний рынок.
  5. Изучить организационно-экономические и оперативно-коммерческие функции.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Предметом исследования является изучение управления внешнеэкономической деятельностью предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы организации отделов и служб ВЭД на предприятии

Организация ВЭД предприятия осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. По функциональному принципу (по видам (функциям) ВЭД).

Как правило, такую структуру имеют небольшие по размерам фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и сегментов, отличающихся определенной однородностью, стабильностью и незначительной емкостью.

Такая структура подходит для фирм, производящих стандартные, неиндивидуализированные товары, которые не требуют значительной модификации в зависимости от различного предъявляемого к ним на любых зарубежных рынках спроса, а также не являются объектом активного воздействия НТП и т.д.

Такой тип структур имеет ряд недостатков:

  • отсутствие специальных подразделений по видам товаров затрудняет управление процессом разработки нового товара, замедляет инновацию;

  • отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам приводит к замедлению реакции на изменение спроса в других странах.

  1. По товарно-отраслевому принципу

Такую структуру имеют фирмы, выпускающие и/или экспортирующие продукцию широкого ассортимента с различной технологией изготовления, со значительной степенью инновации и специализирующиеся на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера.1

Недостатки такой структуры:

  • чрезмерная технологическая ориентация при поставке товаров за рубеж;

  • трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта;

  • сложность проведения комплексной региональной политики;

  • утяжеление структуры за счет многочисленных товарных отделов;

  • усложнение общего стратегического управления.

  1. По географическому принципу

Такая структура имеет наибольшее распространение при организации ВЭД. Она позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию фирмы, добиваться чуткого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Такая структура подходит для фирм, продающих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на различных зарубежных ранках, способных взаимозаменять и/или дополнять друг друга. Товары этих фирм не должны быть подвержены резким колебаниям конъюнктуры и отличаться сезонностью продаж. Они должны продаваться через широкую сбытовую сеть посреднических организаций.

Недостатки этой структуры:

Она привносит децентрализацию и дублирование ряда функций в управлении, снижает координацию внешнеэкономической работы по товарам и функциям, неэффективна для наукоемких товаров и услуг и для фирм с широким номенклатурным рядом продаваемых за рубеж товаров.

  1. По группам потребителей или по рыночным сегментам.

Такая структура рассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей. Повышая степень их обслуживания. Она в то же время обеспечивает долговременность связей с партнерами.

Матричная структура

В большей степени связана с построением центральных служб управления внешнеэкономической деятельностью. Отличаясь определенной консервативностью, матричная структура в меньшей степени способна обеспечить мобильную адаптацию к новым условиям развития зарубежных рынков.

При построении организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью в фирме, как правило, происходит комбинирование различных типов и формирование уникальных. Оригинальных структур управления, отвечающих условиям деятельности на внешних рынках именно данной фирмы, именно на данном рынке и именно с данной продукцией.

Основные принципы построения организационной оптимизации:

  • гибкость, мобильность и адаптивность системы организации ВЭД чаще всего достигаются за счет так называемых временных рабочих групп или групп по проекту, создаваемых их числа сотрудников различных подразделений для решения текущей актуальной задачи развития ВЭД и подлежащих расформированию по завершении проекта и выполнения задания;

  • относительная простота структуры, позволяющая четко построить организационную схему управления и не допускающая дублирования функций, нарушения и усложнения логичности горизонтальных и вертикальных связей;

  • соответствие специфике ассортимента товаров, занятых во внешнеэкономической деятельности. Так, организационная структура управления ВЭД фирмы, занимающейся строительством за рубежом хозяйственных объектов, будет отличаться от структуры фирмы, занимающейся поставками за границу леса;

  • соответствие специфике внешних рынков. Если число зарубежных рынков велико, но они могут быть однородными по группам стран, мы будем иметь дело с одним типом построения организационной структуры управления, а если число рынков невелико – то с другим.

 

Предприятия при организации внешнеэкономической деятельности должны предусмотреть ряд вопросов, напрямую связанных с условиями ее осуществления. К таким вопросам можно отнести:

- определение ответственных  исполнителей, состава и структуры  служб, осуществляющих ВЭД на  предприятии, а также границ их  полномочий и ответственности;

- обеспечение проведения  маркетинговых исследований, предшествующих  принятию решения о выходе  на внешние рынки, о перспективных  рынках и методах выхода на  них, о выборе продукта для  внешней торговли;

- выработка стратегии  выхода на внешний рынок и  товарной стратегии, используемой  фирмой на нем;

- изучение методов тарифного  и нетарифного регулирования  ВЭД как в России, так и в  странах, на рынки которых планируется  внедриться;

-формирование ценовой  политики на внешнем рынке;

-формирование имиджа  фирмы, проведение соответствующей PR-политики и другие.

Для эффективного управления ВЭД на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления ВЭД предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать.

 

Формы организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия.

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкомической деятельностью предприятия определяется, прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определёнными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объёма работа - несколько его заместителей.2

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

1. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

а) планово-экономический отдел - планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

б) валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими, кредитными и расчётными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;

в) транспортный отдел - планирование и обеспечение перевозок экспертных и импортных грузов;

г) бухгалтерия ВТО - учёт и отчётность, расчёты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчёт и выплата заработной платы, анализ результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по её улучшению.

2. группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

а) отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работа фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчётов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов.

б) отдел рекламы и выставок - обеспечение рекламной деятельности ВТО, организация участия специализированных фирм в международных выставках и ярмарках;

в) инженерно-технический отдел - изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ей конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

г) отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России и т.д.

д) отдел технического обслуживания и запчастей - организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах.

3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

а) отдел развития - совершенствование организационной структуры объединения;

б) отдел АСУ (ВЦ) - автоматизация расчётов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание баз данных и ведение их;

в) отдел кадров - вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников;

г) отдел загранкомандировок - оформление командировок за границу;

д) канцелярия - регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

е) административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

ж) юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и т.д.

Информация о работе Принципы организации отделов и служб ВЭД на предприятии