Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить конкурентную среду ОАО "Минский завод строительных материалов" и разработать предложения по повышению конкурентоспособности предприятия. Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие маркетинговых исследований;
рассмотреть процесс его проведения;
изучить особенности исследования и его основные методы;
анализировать конкурентные позиции ОАО "Минский завод строительных материалов";
произвести анализ сильных и слабых сторон ОАО "Минский завод строительных материалов";
Открытое
акционерное общество "Минский
завод строительных материалов"
создано на основании приказа
Минского городского территориального
фонда государственного имущества
от 24 декабря 2003 года № 192 путем преобразования
производственного
В 2006 - 2009 гг. выполнена модернизация туннельной печи обжига № 5 с автоматизацией контроля температуры, давления и установкой газогорелочных устройств фирмы "Kromschroeder" (Германия), что позволило: увеличить выпуск изделий, получить равномерную окраску кирпича, улучшить его механические показатели (прочность, морозостойкость), автоматизировать контроль температуры и давления.
С марта 2010 г. введен в действие автомат-пакетировщик полнотелого кирпича, который позволил механизировать процесс сортировки, решить проблему сортировки полнотелого кирпича без привлечения дополнительной рабочей силы и тем самым увеличить выпуск кирпича керамического полнотелого. Структура расходов ОАО "Минский завод строительных материалов" за 2010-2011 представлена в таблице 2.1.1Как видно из таблицы 2.1.1, большую часть в общем объеме расходов составляют затраты на оплату труда персонала и сырье и материалы. Это обусловлено спецификой деятельности организации.
Таблица 2.1.1 - Структура расходов ОАО "Минский завод строительных материалов"за 2010-2011 г.
№ п/п |
Виды расходов |
Доля отдельных видов расходов, % |
1 |
Оплата труда персонала |
26,8 |
2 |
Транспортные расходы |
8,7 |
3 |
Сырье, материалы |
21,7 |
4 |
Коммунальные платежи и оплата услуг связи |
14,5 |
5 |
Реклама, коммерческие расходы |
9,7 |
6 |
Канцтовары, и прочие расходы |
18,6 |
ИТОГО |
100 |
Источник: собственная разработка [26]
Для повышения производительности и качества выпускаемой продукции, а соответственно и увеличения прибыли, предприятием закупается новое оборудование, производится монтаж обжиговых печей и т.д. Но вместе с этим на предприятии создана своя ремонтная база, что позволяет экономить средства на покупку запасных частей, а главное - обеспечивает бесперебойную и эффективную работу всего завода.
2.2 Конкурентные и рыночные позиции предприятия "Минский завод строительных материалов"
Разработка стратегии начинается с проведения анализа внешней и внутренней среды. Отправной точкой для подобного анализа служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении. SWOT- анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах. Первый шаг SWOT-анализа — это оценка конкурентных и рыночных позиций фирмы. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие у нас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться)[9,с.511]
1.Факторы
спроса и экономические
2. Факторы конкуренции. У ОАО "Минский завод строительных материалов" имеется 4 основных конкурента:
- Минский
керамический завод ОАО "
- Гродненский
комбинат строительных
- Дзержинский силикатный завод;
- Обольский керамический завод;
- также
имеется ряд индивидуальных
Обобщенно конкурентное положение ОАО "Минский завод строительных
материалов" представлено в таблице 2.2.1 Знак "+" в данной таблице означает преимущество ОАО "Минский завод строительных материалов" относительно конкурента, знак " - " - худшее положение, знак " = " - относительно равное положение.
№ п/п |
Конкуренты |
Цена |
Качество |
Доля на рынке |
Ассортимент |
Безопасность для здоровья |
Наличие сертификатов |
1 |
ОАО Керамин" |
+ |
+ |
+ |
= |
= |
= |
2 |
Гродненский комбинат строительных материалов |
- |
+ |
+ |
- |
= |
= |
3 |
Дзержинский силикатный завод |
- |
+ |
+ |
- |
= |
= |
4 |
Обольский керамический завод |
+ |
+ |
- |
- |
= |
- |
5 |
Индивидуальные предприниматели |
+ |
+ |
+ |
= |
= |
= |
Источник: собственная разработка
Итак, как видно из таблицы 2.2.1, в целом положение ОАО "Минский завод строительных материалов" на рынке производства кирпича является хорошим, однако следует обратить внимание на лидерство в цене большинства конкурентов, что, в свою очередь, окупается качеством продукции ОАО "Минский завод строительных материалов", подтвержденным различными сертификатами, и безопасностью для здоровья.
Доля каждой фирмы на рынке производства кирпича Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1. Как видно из рисунка 2.1, наиболее серьезным конкурентом для ОАО "Минский завод строительных материалов" является Минский керамический завод ОАО "Керамин" - все рассмотренные нами конкурентные показатели этих фирм находятся на разных уровнях, но при этом доля Минского керамический завод ОАО "Керамин" на рынке производства кирпича превышает долю на рынке анализируемой нами организации.
Рисунок 2.1 - Структура рынка кирпича за 2010-2011годы Республики Беларусь.[26]
Положительным
моментом ОАО "Минский завод строительных
материалов" является невысокая
цена при качественной продукции, что
немаловажно для нынешних покупателей.
Также следует отметить, что в
настоящее время ведется
3. Факторы закупки и сбыта продукции. ОАО "Минский завод строительных материалов" сбывает продукцию по прямому каналу распределения, т.е. без участия посредников, напрямую – через отдел сбыта организации непосредственно потребителю. В данном случае данная организация сама осуществляет маркетинговую программу по сбыту, поддерживают контакт с потребителем, поэтому исключены торговые наценки и комиссионное вознаграждение, которое полагается торговым предприятиям и посредникам, что является положительным моментом. Отрицательным является то, что ОАО "Минский завод строительных материалов" пока не реализует продукцию за пределами Республики Беларусь, что значительно ограничивает рост объема продаж.
4. Социально-культурные факторы и сезонность. Продукция ОАО "Минский завод строительных материалов" пользуются спросом покупателей благодаря таким качествам как: прочность, морозоустойчивость, экологически чистый, "живой" материал с многовековой традицией применения. Кирпич характеризуется высокой теплопроводностью, морозостойкостью и долговечностью. Современный кирпич чаще всего обладает хорошими строительными характеристиками и потому пользуется заслуженной популярностью у потребителей. Сегментация потребителей продукции предприятия представлена на рисунке 2.2. Потребители могут быть разделены на три группы:
Рисунок 2.2 Сегментация потребительской группы за 2010-2011 г.
Источник:[26]
2.3 Анализ сильных и слабых сторон предприятия "Минский завод строительных материалов"
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь недостаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие силы и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Маркетинг в организации. В организации ОАО "Минский завод строительных материалов" маркетинговой деятельностью занимается в основном директор организации совместно с бухгалтером организации , образуя так называемую секцию маркетинга, основными задачами которой являются:
– разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
– исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию организации;
– исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей;
– ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;
– исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей, анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;
– подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию;
– выявление
системы взаимосвязи между
– организация рекламы при помощи СМИ;
– обеспечение наружной рекламы;
– организация участия организации в выставках.
Продвижением
продукции занимается отдел сбыта,
а именно специалисты по сбыту
продукции. Положительным является
то, что при общей численности
в семь человек половина персонала
непосредственно связана с
Также отрицательно сказывается отсутствие представителей за пределами Республики Беларусь, что не позволяет расширять рынки сбыта
продукции за счет захвата новых территорий. Но положительным моментом является тот факт, что ОАО "Минский завод строительных материалов" оказывает ряд дополнительных услуг: бесплатную доставку в пределах района, помощь при составлении заявок, информирование о скидках и т.д.
Рекламная деятельность организацией производится посезонно, т.к. продукция пользуется спросом в основном в теплые времена года (лето-весна), когда не требуется дополнительная "помощь" при сбыте продукции. Зимой и осенью происходит "застой", тогда и используется привлечение средств массовой информации : бегущая строка на телевидении, объявления на радио и в газетах, буклеты, проспекты и т.д. Поэтому для привлечения большего количества клиентов необходимо уделить внимание рекламной дельности, хотя большее значение для организации имеет прямой контакт с клиентами.[26]
Информация о работе Принципы управления персоналом предприятия