Проблемы определения и направления повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия качества продукции (услуг), изучение проблем, связанных с его определением и повышением. Задачами курсовой работы являются:
изучить понятие качества услуг, показатели и методы оценки;
провести анализ качества услуг на предприятии;
разработать и обосновать конкретные рекомендации, направленные на повышение качества продукции.
Объектом исследования является ОАО «Российские железные дороги».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1.Теоретические аспекты определения качества продукции на предприятии …………………………………………………………………
4
2. Анализ качества услуг на предприятии ………………………………… 17
3. Направления повышения качества услуг на предприятии …………….. 23
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список литературы ………………………………………………………….. 33
Приложения ………………………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике предприятия.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Байкальский государственный  университет экономики и права

Кафедра экономики предприятия  и предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по дисциплине «Экономика  предприятия»

 

 

 

Тема: Проблемы определения и направления повышения качества   продукции.

 

 

 

Исполнитель: ___________ студ. гр.    Хан Г.В. ПД-07-2

                             (подпись, дата)                              (номер группы, фамилия, инициалы)

 

 

Преподаватель:______________       к.э.н. доц. Тертышник М.И.

                          (подпись, дата)               (ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….

3

1.Теоретические аспекты  определения качества продукции на предприятии …………………………………………………………………

 

4

2. Анализ качества услуг на предприятии …………………………………

17

3. Направления повышения  качества услуг на предприятии  ……………..

23

Заключение…………………………………………………………………….

32

Список литературы …………………………………………………………..

33

Приложения …………………………………………………………………..

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль и значение коренного  повышения качества продукции для  нашей страны на современном этапе  социального и экономического преобразования всей жизни населения является актуальной задачей.

В любой стране высокое  качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает  сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Высокое качество продукции  расширяет возможности потребления созданной продукции, повышает устойчивость денежного обращения, способствует росту жизненного уровня населения, обеспечивает совершенствование производства, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды и здоровья населения.

Необходимо отметить, что созданный у нас в стране механизм государственного воздействия на качество продукции, построенный, главным образом, на административных методах и позволяющий в определенной мере планировать, организовывать, контролировать и стимулировать рост качества продукции, требует коренной перестройки и обновления.

В современных условиях механизм обеспечения высокого качества продукции должен органично вписываться  в новый общий механизм хозяйствования, основываться преимущественно на экономических  методах управления, на повышении роли человеческого фактора, демократизации управления и общественной жизни, развитии товарно-денежных отношений, применений экономических рычагов и стимулов. В этом свете большое значение приобретает повышение уровня подготовки специалистов в области управления экономическими процессами, и прежде всего менеджеров, призванных глубоко анализировать сложившиеся процессы управления качеством продукции, выявлять «узкие места», предлагать мероприятия, направленные на повышение качества технологических процессов, рост объемов выпускаемой продукции высокого качества при снижении затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Целью данной работы является рассмотрение понятия качества продукции (услуг), изучение проблем, связанных  с его определением и повышением.

Задачами курсовой работы являются:

  • изучить понятие качества услуг, показатели и методы оценки;
  • провести анализ качества услуг на предприятии;
  • разработать и обосновать конкретные рекомендации, направленные на повышение качества продукции.

Объектом исследования является ОАО «Российские железные дороги».

1. Теоретические аспекты определения качества продукции на предприятии

1.1. Качество  продукции как экономическая  категория

Под качеством (продукции) понимают степень соответствия присущих (продукции) характеристик требованиям (потребностям или ожиданиям), которые установлены (определены, например, документально), обычно предполагаются (т.е. являются общепринятой практикой организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон) или являются обязательными (п. 3.1.1 – 3.1.2 ГОСТ Р ИСО 9000-2001)1.

Перестройка хозяйственного механизма, усиление прямых хозяйственных  связей между предприятиями, внедрение  полного хозрасчета обуславливает  возрастание роли и приоритета качества продукции.

В этих условиях возрастает роль и влияние потребителя в оценке и использовании им конкретной продукции с определенными потребительскими свойствами – конкретным качеством продукции.

В связи с этим для  более глубокого познания  механизма  хозяйствования решающее значение приобретает развитие экономической теории качества продукции. Только на основе такой теории возможно уяснение и обоснованное определение наиболее рациональных направлений совершенствования механизма повышения качества продукции.

Качество продукции определяет ее полезность, пригодность к использованию. Это имеет под собой объективную основу и непосредственно оказывает влияние на конкурентоспособность продукции. Вообще говоря, конкурентоспособность определяется рядом факторов: качество, потребительная стоимость, реклама, удобство сервиса, доверие потребителя к поставщику и т.д. Однако превалирующими факторами являются два: качество и потребительная стоимость. Изготавливая продукцию, необходимо на самой ранней стадии оценить возможности ее продажи, в том числе за рубежом, ясно представить требования к этой продукции, потребительский спрос и затраты на ее производство.

Качество и потребительная стоимость продукции имеют экономическое  содержание. Эти экономические категории обладают единством качественной и количественной сторон продукта труда.

Качественная сторона  потребительной стоимости – это  способность данного продукта удовлетворять  определенную потребность. Эта способность  имеет место и реализуется  благодаря тому, что продукт обладает совокупностью определенных полезных свойств.

Количественная сторона  потребительной стоимости как экономической  категории – это степень, мера удовлетворения определенной потребности  в данном продукте.

При этом качественная сторона  экономической категории «качество продукции» - это способность единицы данного продукта удовлетворять определенную потребность.

Количественная сторона  категории «качество продукта» - это степень, мера удовлетворения определенной потребности единицей данного продукта.

Таким образом, общая экономическая основа потребительной стоимости и качества продукции состоит в том, что обе эти категории связаны с удовлетворением определенной потребности. Причем потребительная стоимость имеет отношение к удовлетворению заданной потребности через массу продуктов, тогда как качество продукции относится к удовлетворению потребности через единицу продукта.

Деятельность предприятия, направленная на повышение качества продукции, неразрывно связана с  изменением затрат на производство данной продукции и напрямую связана с уходом от затратной экономики.

В новых условиях хозяйствования при переходе предприятий на самофинансирование и хозрасчет и при выходе предприятий на международный рынок качество продукции и затраты, связанные с качеством, становятся важным фактором экономического положения предприятия и, в частности, такого показателя как прибыль предприятия.

Влияние качества на прибыль  предприятия может проявляться  двояко:

  • с одной стороны – общий объем прибыли может увеличиваться (уменьшаться) за счет расширения (сужения) потребительского рынка и объема реализации при улучшении (ухудшении) качества продукции;
  • с другой стороны – объем прибыли может увеличиваться при снижении себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с качеством продукции.

Первое направление  влияния качества на прибыль предприятия  целесообразно рассматривать как  экстенсивный путь повышения эффективности  функционирования предприятия. В данном случае затраты на качество рассматриваются  в широком смысле и к ним  целесообразно отнести все дополнительные расходы, связанные с повышением технического уровня продукции, снижением уровня дефектности продукции в производстве и в процессе ее реализации, улучшением и расширением услуг, связанных с созданием более удобных условий эксплуатации продукции.

Сюда же следует отнести  затраты, связанные с рекламой продукции, сертификацией продукции, представлением потребителю доказательств эффективности  системы качества, демонстрационными  испытаниями продукции с целью  подтверждения ее качества.

Учет указанных затрат и сопоставление их с приростом  прибыли дают возможность оценивать  экстенсивную эффективность системы  качества.

Повышение эффективности  функционирования  предприятия в  этом направлении прямо связано  с развитием функции маркетинга как важнейшей функции управления, которая превращает потенциальные потребности людей в платежеспособный спрос на конкретные товары и услуги. Выполнение этой функции включает комплекс операций по изучению требований потребителей на рынке конкретных товаров, формированию спроса и осуществлению обратной связи от потребителей к проектировщикам и изготовителям. Маркетинг является первой фазой технологии управления качеством продукции, он пронизывает все стадии жизненного цикла продукции.

Другое направление  влияния качества на прибыль предприятия целесообразно рассматривать как интенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия. В соответствии с данным направлением целесообразно рассматривать три группы затрат:

  • затраты, связанные с появлением дефектов продукции, а именно: неисправимый брак, расходы на переработку и исправление дефектной продукции, расходы на повторные контроль и испытания продукции, расходы на возмещение прямого ущерба потребителю, расходы, связанные с санкциями за некачественную продукцию, потери от скидок с цены за продукцию более низкого сорта, потери на ремонт, представление запасных частей, потери, связанные с исками о юридической ответственности за низкое качество и т.д.;
  • затраты, связанные с выявлением дефектов и их причин, в том числе: с организацией технического контроля, испытаниями продукции, учетом и накоплением информации о качестве, анализом дефектов и их причин, конкретизирующими действиями по устранению дефектов и их причин, расходы на метрологическое обеспечение;
  • затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов, а именно: расходы на планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание оборудования, вероятные издержки по недоиспользованию ресурса технологической оснастки и инструмента по принудительной их замене (если такой метод применяется), расходы на повышение квалификации кадров и их обучение при изменении условий производства, расходы на своевременное внесение изменений в техническую документацию и другие.

Перечисленные три группы затрат на качество взаимосвязаны между собой таким образом, что, увеличивая (уменьшая) одну группу затрат, можно соответственно уменьшить (увеличить) другую группу затрат. Интенсивный путь повышения эффективности функционирования предприятия в данном случае может достигаться путем снижения себестоимости продукции за счет снижения суммарных затрат по всем трем группам.

Таким образом, взаимосвязь  качества продукции с пригодностью ее к использованию, а следовательно, с потребительной стоимостью и конкурентоспособностью, затратами предприятия, его прибылью имеет чисто экономическое содержание и отображает экономические закономерности отношений перечисленных категорий.

Постоянная реализация указанных экономических закономерностей  обеспечивает неуклонный рост повышения  качества продукции, снижения совокупных затрат труда не только на единицу потребительной стоимости, но и на единицу ее полезного эффекта.

Изучение и использование  объективных закономерностей коренного  повышения качества продукции составляет основу совершенствования хозяйственного механизма, механизма управления качеством продукции и усиления воздействия экономических рычагов на этот процесс.

Информация о работе Проблемы определения и направления повышения качества продукции