Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия качества продукции (услуг), изучение проблем, связанных с его определением и повышением. Задачами курсовой работы являются:
изучить понятие качества услуг, показатели и методы оценки;
провести анализ качества услуг на предприятии;
разработать и обосновать конкретные рекомендации, направленные на повышение качества продукции.
Объектом исследования является ОАО «Российские железные дороги».
Введение………………………………………………………………………. 3
1.Теоретические аспекты определения качества продукции на предприятии …………………………………………………………………
4
2. Анализ качества услуг на предприятии ………………………………… 17
3. Направления повышения качества услуг на предприятии …………….. 23
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список литературы ………………………………………………………….. 33
Приложения ………………………………………………………………….. 34
1.2. Показатели качества
Качество продукции характеризует совокупность свойств, которые определяют ее способность удовлетворять определенные конкретные потребности2. Множественность свойств продукции, характеризующих качество продукции, определяет и множественность показателей, применяемых для его оценки.
Показатели качества продукции могут быть разделены на девять групп:
Прежде всего, следует выделить показатели, которые характеризуют технико-эксплуатационные свойства продукции в соответствии с ее назначением: технический уровень, технологичность, надежность, экономичность в эксплуатации.
Важнейшими характеристиками технического совершенства выпускаемой продукции являются показатели функционального назначения и удельные параметры эксплуатации (отдача на единицу мощности, удельный вес, удельный расход электроэнергии, удельный расход топлива и т.д.).
Показатели технологичности
Технический уровень
продукции – это относительная
характеристика качества продукции, основанная
на сопоставлении значений показателей,
которые характеризуют
Оценка технического уровня продукции должна вестись на протяжении всего жизненного цикла изделия: исследование и конструирование (проектирование), производство, обращение и реализация, эксплуатация и потребление.
Технический уровень продукции зависит от совокупности показателей технического совершенства. Определяют его путем сопоставления значений показателей оцениваемого показателя с базовым. Базовый образец должен сочетать в себе такие технические и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром.
Важнейшей характеристикой качества продукции является надежность. Надежность – это свойство продукции выполнять свои функции, сохраняя при этом во времени эксплуатационные параметры в пределах, установленных соответствующими нормативно-техническими документами.
Основным свойством надежности является безотказность (способность выполнять заданные функции в течение требуемого промежутка времени без вынужденного перерыва) и долговечность (возможность безотказной работы до первого ремонта). Именно показатели безотказности и долговечности являются основополагающими показателями качества техники.
Особую группу составляют показатели качества, определяющие соответствие продукции эргономическим требованиям. Сюда относят показатели, характеризующие безопасность эксплуатации (предельный выброс вредных веществ в атмосферу, уровень шума и т.д.).
Экономические показатели
характеризуют эффективность
Условно-внутренние экономические показатели качества продуктов включают в себя показатели, связанные с экономикой предприятия: себестоимость оцениваемых продуктов, рентабельность, экономический эффект и эффективность их создания и реализации, срок окупаемости и т.п. Условно-внешние экономические показатели качества продуктов включают в себя показатели, связанные с потребителем, его первоначальными затратами на приобретение, транспортировку, установку и наладку объекта, а также все виды затрат потребителей при его использовании по назначению.
Критические показатели – особая группа показателей, принадлежность к которой определяется тем, какие из показателей приводятся в обязательных стандартах, законах стран пребывания, директивах международных организаций и т.д.
Показатели качества услуги
Услуги – весьма специфический вид продуктов труда, отличающийся большой разновидностью и неоднородностью. Это не позволят создать приемлемую полную классификацию показателей качества услуг так, чтобы ее можно было применить при оценке качества любого вида услуг.
К основным отличиям данных
показателей относятся
В связи с этим для услуг существует специфический набор показателей качества:
Особенности показателей качества услуги связаны со специфичностью оценки ее качества клиентом в процессе оказания услуги. На рисунке 1 приведен процесс оценки качества услуги.
|
Рис.1.1. Реальный процесс оценки качества услуги3
Как видно из данного рисунка, клиент, оценивая предоставляемую услугу, сравнивает ее фактическое качество с тем, которое им ожидалось. Как правило, потенциальный потребитель услуги осознанно обращается именно к данному производителю услуг. В его сознании под действием собственного опыта или опыта других лиц, рекламы и оценок в различных источниках информации создается определенный имидж ожидаемой услуги.
Именно от того, в какой степени фактическое качество услуги будет соответствовать данному имиджу, и будет зависеть, как «оценит ее качество клиент», останется он постоянным клиентом данной фирмы или в дальнейшем обратиться к ее конкурентам. Все это необходимо учитывать, оценивая качество услуги при ее разработке и совершенствовании.
1.3. Методология оценки уровня качества
Все возможные методы оценки уровня качества делятся на две группы: дифференциальной оценки и комплексной оценки.
Дифференциальная оценка – простейший вид оценки уровня качества. Она применима в трех случаях.
Сложнее оценить уровень
качества таких объектов, у которых
соотношения показателей
С точки зрения целей и используемых для оценки показателей методы оценки уровня качества могут быть разделены на два вида: методы прямого счета и параметрические методы (рис.2.).
Методы прямого счета обеспечивают получение конечного экономического результата, позволяющего принять экономически обоснованное решение. В свою очередь, возможны два подхода к оцениванию экономического результата.
Во-первых, с позиции
экономической эффективности
Рис.1.2.Методы оценки качества4
Принципиально отличается второй подход к оценке качества методом прямого счета. При этом определяется полезный эффект для потребителя от создаваемого и реализуемого качества. Окончательная оценка качества здесь осуществляется путем сравнения данного эффекта не с затратами создателя качества и его продавца, а с полными затратами потребителя данного качества, включающими в себя как цену купли-продажи, так и все затраты потребителя, связанные с использованием объекта по назначению. Полные затраты потребителя называют «ценой потребления».
Вторая группа методов оценки носит название параметрических. С учетом специфики оцениваемых параметров эти методы подразделяются на расчетные и экспертные. Расчетные методы позволяют более точно оценивать уровень качества объектов, однако они могут быть применены для оценки так называемых жестких параметров. К данным параметрам относятся такие, которые могут быть измерены соответствующими приборами и рассчитаны на основе формул, отражающих объективные закономерности. Экспертные методы оценки уровня качества применяются для оценки так называемых мягких параметров качества. К данным параметрам относятся такие, которые не могут быть измерены приборами и рассчитаны по формулам, отражающим объективные закономерности.
Рассмотренные методы оценки уровня качества могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Наиболее универсальной и широко применяемой является комплексная оценка уровня качества.
Поскольку оценка уровня качества – совокупность операций, связанных с определением численного значения уровня качества объектов, можно оценивание качества рассматривать как особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки. Последовательность операций при комплексной оценке уровня качества объекта представлена на рисунке 3.
Рис.1.3. Алгоритм комплексной оценки уровня качества объекта
Приведенный на данном рисунке алгоритм включает десять этапов:
Если оценивается продукция,
Информация о работе Проблемы определения и направления повышения качества продукции